Устный журнал "Вот она какая – сторона родная!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • воспитывать гражданина России,  любящего природу своего края,
  • формировать бережное отношение к природе как среде обитания и выживания человека ;
  • уметь сохранять и приумножать ее богатства;
  • формировать экологическую нравственность;
  • формировать мнение о необходимости защиты природы.

В классе, где проводится утренник, вывешена карта Алтайского края, на стендах - выставка книг об Алтае, альбомы - раскладушки с видами городов края, «Природа Алтая», «Животный мир», «Что производит наш край».

Утренник проходит в форме устного журнала.

ХОД УТРЕННИКА

Учитель. Ребята, если посмотреть на карту Алтайского края, то можно заметить, что своими очертаниями она похожа на развивающееся знамя. В этом есть свой символический смысл: как бы всегда одерживающий победу, хранящий идеалы, заветы. (ученики читают стихи об Алтае)

1 ученик:

Когда по родимому краю иду
И песнею сердце полно,
Березок листва и песни слова
Сливаются в чувство одно.

2 ученик:

Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты.
И рек синева, и лугов трава,
И все это, Родина, ты!

3 ученик:

То плещешься морем цветущего льна,
То глянешь цветочком простым,
То лесом шумишь, прохладой манишь.
И запахом хвои густым.

Учитель. Слово «АЛТАЙ» в переводе на русский язык означат «золотые горы». Однако это не только горы, вершины которых покрыты снегами, но и необозримые степи с золотом хлебов, просторы тайги....

Алтай часто называют жемчужиной и гордостью Сибири.

Огромна территория Алтая. Она протянулась от степей Казахстана до предгорий Салаира, от границ Новосибирской области до братской Монголии - 261,7 тысячи квадратных километров! На территории края могут свободно разместиться такие государства, как Австрия и Бельгия, Дания и Португалия вместе взятые. Алтай - край развитого животноводства. Далеко за его пределами славится местное золотое руно. В Рубцовской степи выведена новая порода овец - алтайская тонкорунная. Алтайские сыры превосходят прославленные сыры Голландии и Швейцарии.

В крае много садов. Здесь выращивают различные сорта плодовых и ягодных культур. Хлеб, мясо, масло, сыр, сахар, мед, знаменитое целебное облепиховое масло, пушнину,

панты, лен - все это дает стране Алтай. В его недрах - большие запасы железной руды, марганца, свинца, цинка, меди, олова, хрома, никеля, ртути, бокситов, гончарных глин,

стекольных песков, мрамора. По количеству озер и богатству солей край занимает первое место в России.

Величественна и разнообразна природа Алтая. Высокие горные хребты, окутанные голубой дымкой, неприступные снежные вершины, сияющие белизной в ясном небе. Стремительные реки, прорезающие каменную толщу, изумрудные озера, бесконечные хвойные леса. Светлые долины и альпийские луга, усыпанные лилиями, красными маками и оранжевыми огоньками.

Это горный Алтай - один из живописнейших уголков нашей Родины, богатейший край, воспетый поэтами.

Ты в прошлом был красив,
но угрюм, задумчив, молчалив,
ты хранил как тайну от людей,
все сокровища в груди своей.

Алтайский край славится не только красивой природой. Он является одним из крупных индустриальных районов Сибири. Вагоны, паровые котлы, станки, тракторы, радиоаппаратуру и другие виды промышленной продукции, выпускаемые предприятиями нашего края.

Есть на Алтае святое место для каждого хлебороба - Ильичеве поле. Оно знаменито тем, что здесь в 1922 году в коммуне «Свобода» Родинского района вспахал первую борозду трактор, посланный коммунарам В. И. Лениным. За это поле в народе и стали называть Ильичевым. На заветном месте для земледельцев стоит обелиск, на пьедестале -трактор.

1 ученик:

Равнина. Равнина
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север.
Равнина – на юг.
Как будто гористую землю  разгладил
Гигантский горячий утюг.

2 ученик:

Здесь воду качают полынные ветры.
Идет на поля ледяная вода.
Здесь смотришь и видишь на сто километров:
Полсотни – туда и полсотни – сюда.

3 ученик:

А солнце! Вы видели солнце степное?
Его живоносная кровь горяча.
Оно не скрывается здесь за горою,
Оно до последнего светит луча.

Учитель: А сейчас, ребята, откроем страницы устного журнала и …заглянем в лес. Как  прекрасна природа нашего края! Только нужно увидеть эту красоту. Любящий человек не может жить без запаха прелых листьев, без звонкого ручья, без шелеста трав, без мелодичных трелей птиц, звонкого пенья кузнечиков, без сверкающей на солнце водной глади озер, рек и прибрежного камня.

Бессменное зеленое богатство края – его леса. Именно здесь растут единственные на всей территории России ленточные сосновые боры. Величавы красавицы сосны в Приобском бору, который расположен вдоль правого берега Оби.

Наиболее распространенным деревом Алтайского края является лиственница с прочной и долговечной древесиной. Она выдерживает жестокие морозы, сухолюбива, достигает большой высоты, а срок жизни дерева – несколько сотен лет. Лиственница является ценнейшим строительным материалом. В лесах края из лиственных пород наиболее часто встречаются береза, осина, тополь. Разнообразны степные просторы Алтайского края. Вдоль его западной и южной границ тянется засушливая, безлесая степь. Лишь изредка здесь встречаются березовые колки и сосновые боры на песках. На равнинах края степи, покрытые ковылем, житняком, вероникой колосистой.

Учитель:

1. А знаете ли вы, какие деревья живут дольше всех? (Дуб — 500-2000 лет,  лиственница — 400- 500, отдельные деревья — до 700-900  лет; один из видов липы — до 1000 лет, простая — 150 лет;  ель простая — 250—300, иногда 500—600, а ель «колючая»  живет до 800 лет; сосна простая — 350 лет, а сосна  желтая, кедровая — 500-600 лет; сосна «остистая» живет до  4500 лет; кедр — 300— 500 лет, а «европейский и маньчжурский - 500-800 лет.)

2. Какие деревья мало живут? (Ольха — 80—100 лет; осина—не более 100 лет; рябина - 80 лет; ива - 80-100 лет.)

З. Из древесины, каких деревьев делают спички? (Осина, тополь.)

4. Дрова, каких деревьев хорошо горят? (Клен, береза, сосна, ольха.)

5. Дрова, каких деревьев дают мало тепла? (Осина, липа.) 

6. Какая древесина идет на изготовление карандашных палочек? (Кедр.)

7. Назовите деревья-«пионеры», которые заселяют любой     свободный клочок земли. (Осина, ольха, береза).

8. Древесина, каких деревьев идет на изготовление мебели  и отделку помещений? (Сосна, дуб, вяз, клен, рябина, ольха, береза.)

9. Какие деревья идут на изготовление бумаги? (Ель, осина, тополь.)

10. Из каких деревьев изготавливают музыкальные инструменты? (Ель, ольха, кедр.)

11. Хвоя, какого дерева используется в парфюмерии? (Пихта.)

12. Корни этого дерева помогают гидростроителям, скрепляя берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам подмывать или размывать берега? (Ива.)

13. Из древесины, каких деревьев делают детали машин? (Рябина, клен, черный (мореный) дуб, лиственница.)

14. Древесина.какого дерева используется в пищевой и кондитерской промышленности? (Липа.)

15. Древесина, какого дерева твердая, крепкая, долговечная,  вязкая и ценная, не трескается и не коробится, топор в ней увязает? (Вяз.)

16. Древесина, какого дерева отличается удивительной прочностью, мягкостью и гибкостью? (Ива.)

17. Из древесины какого дерева изготавливают скипидар, серу, канифоль? (Лиственница.) Из древесины, каких деревьев изготавливают фанеру? (Тополь, осина)

18. Древесина, какого дерева идет на изготовление лыж? (Береза.)

19. Из чего изготавливают картон? (Ель, тополь.)

20. Древесина, каких деревьев идет на изготовление колес? (Береза, вяз, рябина, ель.)

21. Из древесины, каких деревьев делают бочки? (Ольха, осина, дуб.)

22. Из чего делают фанеру? (Осина, тополь.)

23. Из древесины, каких деревьев делают телеграфные столбы? (Лиственница.)

24. Из хвои, листьев, древесины каких деревьев получают лекарственные средства? Какие? (Ель — глицерин и лекарства, липа — лекарства; пихта и кедр — смола от ожогов.)

25. Какие деревья являются «медоносами»? (Клен, липа.)

26. Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? (Кедр.)

27. Из какого дерева плетут рыболовные снасти, веревки, корзины, делают мешковину? (Ива.)

28. Какие деревья неприхотливы и не боятся ни жары, ни холода? (Ольха, осина, береза.)

29. Семена, какого дерева прорастают лишь во влажном состоянии после воздействия на них пониженных температур? (Лиственница.)

(Награждение победителей)

1 ученик  (читает стихотворения «Береза» И. Токмаковой)

Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу.
В речку, как в зеркало, глядя,
Расческа в кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.

2 ученик - «Осинка»

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…...
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо погреться
Бедной осинке.

3ученик: «Пихты»

Пихты с виду кажутся злючками,
Лапы их покрыты колючками,
Да колючки – то незлые у пихты,
Можешь даже погладить их ты.

4 ученик: Читает стихотворение В.Рождественский.

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,
Колючие – ветрам не разорвать,
Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,
Спокойные, как Игорева рать.

Учитель: В лесах Алтая можно набрать всевозможных ягод и лекарственных растений.  Многие исследователи растений пришли к твердому убеждению, что в природе нет болезней, против которых в растительном мире не образовались бы десятки целебных веществ. Поэтому сейчас мы останавливаемся на небольшой привал, где должны показать знания о лекарственных травах.

«Лесная аптека»

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

(Приложить лист подорожника.)

Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе

насекомых?(Листья подорожника.)

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

Какая ягода заменяет лимон?

(Клюква, содержит лимонную кислоту.)

Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Черная смородина, шиповник.)

Какими лечебными свойствами обладает мать и мачехи?

(Отвар из сухих цветков   хорошее средство от кашля.)

Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)

Какие болезни лечит красавица — березка?

(Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство.)

Когда следует собирать лекарственное сырье?

(Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки - в начале цветения, листья - перед цветением или в начале его, корни и корневища - весной и осенью, кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.

Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.)

Назовите правила сушки лекарственного сырья.

(Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким  слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. 3-4 раза в день растения   переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, не на   солнце.)

(двое учеников читают стихотворение «Подорожник»,  На головах у них шапочки с изображением подорожника)

1 ученик:  

Вырастает подорожник, лишь подходит срок,
На земле сухой и твердой около дорог.
Говорят о нем в народе добрые слова.
Всем поможет подорожник – скромная трава.
Если ты порезал ногу или руку сбил,
Он тебе залечит рану и прибавит сил.

2 ученик

Стоек наш «мышиный» хвостик на жаре, в пыли.
Эта сила и терпенье от родной земли.
Помогает молча людям, не боясь невзгод,
Рядом снами подорожник на земле живет.

Учитель: Следующая страничка нашего журнала «Синеокое чудо – Алтай».

1 ученик:

Край родимый, луг зеленый с утренней росою,
Не могу налюбоваться я твоей красою.

2 ученик:

Выйдешь в поле – и не видно
Ни конца, ни края.
Ходит волнами пшеница,
С ВЕТЕРКОМ ИГРАЯ.
Тропки, ласковые травы,
Ручеек, что к сердцу прямо
Песенкой струится….

Учитель: Вода является чудом природы. Без нее не невозможна жизнь животного, растения, человека. Но запасы воды на Земле ограничены, их нельзя ни заменить, ни увеличить.

1ученик:

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

Учитель: Реки края имеют большое хозяйственное значение: судоходство развито на Оби, Бии, Катуни, Чарыше. Велико значение рек для водоснабжения сел, городов, орошения полей и пастбищ.

Обь – великая сибирская река, течет в пределах края на протяжении 453 км.

По стремительным кручам Алтая,
По долинам несутся стада,
Над долинами высь голубая,
Ледниковая в реках вода.
Катунь - река чудесная,
С высоких гор бежит,
А озеро Телецкое,
Как изумруд горит.
С горных круч и ущелий Алтая,
Пробиваясь издалека
Катит волны Катунь голубая
И целинная Бия - река.
И сливаясь в пути их потоки,
Берега, приподняв высоко
Рукавом в многоводной притоке
Разливается Обь широко.
И течет она наша красавица,
В даль просторов счастливые дни,
Чтоб платинами гидростанций,
Зажигать Сибири огни.

Учитель: Жемчужиной горной Колывани является Колыванское озеро, вытянувшееся на 4 км. Это одно из самых больших озер Алтайского края. Вдоль берегов красивого, спокойного и очень чистого озера возвышаются гранитные скалы причудливых  форм, напоминающие башни старых замков, фигуры невиданных животных, рыб, можно различать в каменных монолитах и человеческие лица. Речка Белая вытекает из озера Белое недалеко от поселка Колывань. На Колыванском озере можно встретить необычное растение – водяной орех чилим, похожего на черного чертенка. Это растение является реликтовым, сохранившимся еще с ледникового периода. Оно занесено в Красную книгу и требует защиты.

Учитель: А сейчас , ребята, мы проведем небольшую викторину «Как я знаю Алтайский край»

Какие реки протекают на территории нашего края?

Какие озера есть на Алтае7

Какие города Алтайского края вы знаете?

Что означает слово «Алтай»

Каких великих людей на Алтае вы знаете? (писателей, поэтов, композиторов)

Учитель: Ребята и закроем нашу последнюю страничку стихотворением нашего односельчанина В.П.Реморенко

«Мы с Алтая»

Край степной, край сосновый
Хоть немного суровый, но до боли родной.
Все мы родом с Алтая,
Все мы здесь родились.
С этим краем чудесным
Мы душою срослись.
Голубые озера, цепь заснеженных гор,
Говорливые реки  разрезают простор.
А в березовых рощах
Ветры косы плетут.
И прекрасные люди
На Алтае живут.
По широкому полю серебро ковылей,
А в небесном просторе слышен стон  журавлей.
И такая услада
Встрепенется душа.
Эх,  сторонка родная!
До чего же хороша!

Учитель: Наш устный журнал  хочу закончить этими словами:

Без Алтая мне не прожить
Не дышать, не жить,  не любить
И без той степи,  где встает  заря,
Не могу быть счастлива я
Без твоих берез и полей,
Тополиных рощ и степей.
Ты судьба моя, ты -  вся  жизнь моя
Дорогая навек Земля!

Литература

1. География Алтайского края . В.С.Ревякин.

2. От Кулунды до Кош – Агача.

3. Экологическое воспитание детей. П.П. Костенков.

4. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста. Т.Я. Шипунова.

5. Сбрник песен «С песней по жизни».

6. Алтай. В.Садчиков.

7. Материал к занятиям по развитию речи. Лес. Т.И. Подрезова.


Село Сростки. Шукшинские чтения.


Каменные изваяния на Колыванском озере создал…. ветер.