Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Разделы: Русский язык


Цель: познакомить учащихся с понятием речевого этикета, с этикетной лексикой, как особым пластом словаря.

Задачи:

образовательная - нахождение, объяснение и правильное написание орфограмм в словах речевого этикета.

развивающая - продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать адекватные для конкретных - речевых ситуаций слова.

воспитательная - формирование навыков нравственного поведения, культуры общения.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на игровой основе с элементами драматизации.

Оборудование урока: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 5-е изд. - М: Дрофа, 2000.; аудиозапись песни «Если добрый ты...», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского; раздаточный материал - карточки слов с пропущенными буквами, карточки «Барометр настроения».

Ход урока

Урок начинается с песни «Если добрый ты...» (музыка Б.Савельева, слова М. Пляцковского

1, 2 куплета)

Придумано кем - то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!» -
Солнцу и птицам.
«Доброе утро!» -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера

Ребята, какое выражение в этом стихотворении повторяется?

Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова?

Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.

Как вы объясните значение этого слова?

Этикет - установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении окружающим.

А теперь обратимся к толковому словарю. (на доске вывешивается плакат «ЭТИКЕТ») Сегодня мы будем говорить о речевом этикете, то есть о правилах речевого поведения. Обратимся к нашему учебнику, страница 61. Запишите, чему вы должны научиться на нашем уроке?

Посмотрите, какие красочные у меня журналы. Каждый журнал живёт по своим законам. Давайте и мы создадим свой журнал. А называться он будет так «Этикет на каждый день». Но это, ребята, журнал необычный, это живой журнал. Можно я сегодня буду редактором этого журнала, а вы моими помощниками.

Я предлагаю первую страницу назвать «Здравствуйте».

Ребята, сегодня, когда вы шли в школу по улице вам встречались прохожие? Вы с ними здоровались? А они с вами? Публицист А. Крон писал: «Первое время с непривычки удивлялся: идёшь по селу, с тобой все здороваются. Я одного деда спросил для интереса, дескать, чего здороваешься, знаешь меня, что ли? А он мне: - А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый человек. Вот и будь здоров! »

Ребята, представьте себе, что мы с вами в вагончике доброго, весёлого поезда. Мы с улыбкой приветствуем всех, кто встречается на нашем пути.

Откройте страницу 62. Упражнение 168, часть № 1. Обратите внимание на восклицательные знаки после каждого приветствия.

1. Какое самое употребительное приветствие? Здравствуй (-те) - в любой обстановке, любому человеку мы можем сказать это приветствие (на доске вывешивается плакат «Здравствуй (-те)»).

2. Есть приветствия, связанные со временем суток - Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер.

3. В последнее время очень расширило зону употребления стилистически сниженное Привет! В норме оно в дружеском общении знакомых людей, показывая ролевое равенство.

4. Есть приветствия, совмещающие в себе два значения — к собственно приветствию добавляется приглашение: Добро пожаловать! С этим нередко совмещается возрождаемое из прошлого приветствие Хлеб - соль! как пожелание достатка. В официальных церемониях можно видеть демонстрацию народного обычая: красивая девушка в национальном костюме подносит на вышитом полотенце (рушнике) караваи с солонкой наверху.

5. Для старшего поколения характерно приветствие - пожелание Доброго здоровья! и Моё почтение!

6. Военный этикет предусматривает приветствие - пожелание Здравия желаю!

Подсчитав всё это, мы можем прийти к выводу, что у русских более сорока способов приветствовать друг друга.

А если мы заглянем, в словарь А.Г.Балакая «Доброе слово», в конце второго тома находится тематический указатель, который открывается как раз приветствиями.

Так вот, в этом словаре 383 выражения!

Теперь разыграем речевые ситуации. Выберите правильное приветствие.

1. Встречаются друзья:

- Привет!

- Лёгок на помине!

2. Встреча с пожилым человеком.

- Привет, Николай Иванович!

- Здравствуйте, Николай Иванович!

1-ая страница завершена. Пора создавать новую страницу.

Физкультминутка.

Вторая страница. Эта страница называется «Будьте добры!» (урок вежливости)

Так как наш журнал живой, мы попадаем на страницу, которая оживает.

В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать». Прочитайте отрывок из этой сказки. Назовите вежливые слова, которые помогают Вороне и Лисе получить то, что они просят. ...Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:

- Приятного аппетита!

- Спасибо, — отвечает Медведь. — Присаживайтесь к нам.

- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.

- Тогда на дорожку вот возьмите! — угощает Медведь Ворону. - Спасибо!

Взлетела Ворона на ёлку, и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:

- Голу-у-убушка, как хороша-а! Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.

- Да кто же теперь этой басни не знает? — кричит ей сверху Ворона. — А уж коли сыру захотела, так проси по - вежливому!

- Пожалуйста... будьте добры! — заговорила сладким голосом Лиса.

- Вот это другое дело! — похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.

(на доске вывешиваются слова «СПАСИБО», «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА», «ПОЖАЛУЙСТА», «БУДЬТЕ ДОБРЫ»)

Вот и эта страница заполнена. Подводим её итог.

Третья страница. Хотя до конца нашей встречи есть ещё время, я предлагаю назвать эту страницу «До свидания!». Упражнение 168, часть № 2.

1. Взглянем теперь на ситуацию прощания. Это финальная ситуация, заканчивающая общение. Главное свойство многих выражений прощания — указывать на возможность последующей встречи. Следовательно, это не разрыв контактов, а лишь прерывание на время, и время это указано в самих этикетных выражениях. Уже первое, самое употребительное, стилистически нейтральное, возможное для любых собеседников прощание — До свидания говорит о том, что новое свидание состоится. Более того, предлог до и родительный падеж организуют модель, по которой производится множество прощаний.

2. Прощай(-те)! может означать прощание надолго или даже навсегда. Уезжая из города, села, где мы гостили, говорим хозяевам дома: - Прощайте, не поминайте лихом! - ведь в этимологии слова содержится просьба простить за причиненные неудобства, за ущерб.

Расстаются на ночь, до следующего дня, поэтому и выражения прощания это помечают. (Спокойной ночи! Доброй ночи!)

В ситуации, когда уходят ненадолго и встреча снова предстоит - Мы ещё увидимся. (в учебнике: До скорого!).

Уезжающему при прощании желают Счастливого пути!, а тот, в свою очередь ответит: Счастливо оставаться!

Итак, мы с вами вспомнили наиболее употребительные русские выражения прощания. А теперь, как водится, заглянем в словарь А.Г. Балакая «Доброе слово». В приложении к словарю 225 прощаний.

А теперь речевая ситуация.

У вас на партах листочки. Я читаю стихотворение, и когда делаю паузу, вы должны в том месте вставить слова прощания.

1. Скажу Лисичке на прощание:

… (До встречи или до свидания!)

Добавлю так же:

- … (Будь здорова!)

- Мы завтра поиграем снова!

2. - Куда, Козлёнок, держишь путь?

- А... всё равно! Куда-нибудь!

- Тогда … (счастливого пути!)

Скорей куда-нибудь прийти!

3. Так набегался щенок,

Прямо валится он с ног!

Засыпает и бормочет:

Всем, всем, всем … (спокойной ночи!)

Мы вспомнили с вами слова прощания и повторили, как они пишутся. А теперь давайте проверим эти слова в ваших тетрадях. Мы превращаемся с вами в большую змею. Здесь будет голова, а там хвост. Передали тетради и проверяем. Мы перевернули последнюю страничку нашего журнала… Хотя нет! В конце каждого номера на последней странице написано: «А что нас ждёт в следующем номере?» Первую страницу нового журнала вы создадите сами, а называться она будет «Правила на каждый день». Это и будет вашим домашним заданием.

Рефлексия.

Мы начинали наш урок с песни. Давайте закончим последним её куплетом.