Тип урока: Освоение нового материала
Форма урока: беседа
Цель урока:
Дать понятие об образовательном праве, учебном процессе, участниках образования, документах регулирующих данные права
Задачи урока:
- сформировать понятия о правах и обязанностях детей на образование;
- развивать умения работы с правовыми источниками;
- воспитывать уважительное отношение к Конституции РФ, как к основному документу в РФ.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, Конституция РФ, Закон «Об образовании», диплом, аттестат, устав школы.
1. Организационный момент. Тема. Цель
Учитель: Скажите, какой праздник отмечается 12 декабря?
Предполагаемые ответы учеников: День Конституции.
Учитель: А что такое конституция?
Предполагаемые ответы учеников: Закон, основной закон государства
Учитель: Да, это закон, по которому живет наше государство. Конституция была принята 12 декабря 1997 года. В нем записаны основные права и обязанности гражданина России.
Сегодня мы рассмотрим одно из прав – это право на образование, закреплённое в 43 статье Конституции Российской Федерации. Для того, чтобы подробнее узнать об этом мы с вами сейчас прочитаем статью Конституции.
У детей на рабочем столе находятся фрагменты Конституции РФ, а именно статья 43, для удобства чтения, согласно возрастным особенностям детей, увеличена. (Приложение 1) Дети читают самостоятельно, после чтения текст разбирается.
Учитель: Итак, давайте сделаем вывод. О чём вы узнали из пунктов статьи?
Предполагаемые ответы учеников: Каждый имеет право на образование, бесплатное образование, общее образование обязательно.
Учитель: И мы сегодня поговорим об этом праве, посмотрим, какое место занимает в жизни человека образование, для чего оно человеку.
2. Актуализация знаний
Учитель: Скажите, а когда начинается учебный год, как называется праздник?
Предполагаемые ответы учеников: 1 сентября, День Знаний
Учитель: А с какого возраста ребята идут в школу?
Предполагаемые ответы учеников: С 7 лет
3. Новая тема
Учитель: А для чего дети идут в школу?
Предполагаемые ответы учеников: Для того чтобы получать знания
Верно, поэтому 7-летние дети идут в школу в 1 класс, получать знания о научных открытиях, разных странах, жизни и достижениях людей.
Сначала, как и вы, ребята идут заниматься в начальную школу и учатся там с 1 по 4 класс, затем переходят в основную школу, в которой учатся с 5 по 9 класс, а дальше с 10 по 11. Видите, это ступеньки вашего роста. (Учитель обращает внимание детей на проектор)
После окончания начальной школы ученик получает только оценки в дневник, и с ними переходит в среднее (основное) звено.
А вот после окончания 11 класса, ребята сдают государственные экзамены и после получают первый в своей жизни документ об образовании – это аттестат. Посмотрите на следующий слайд. Такой аттестат есть и у меня и у ваших родителей. (Учитель передаёт аттестат детям)
А куда могут пойти ребята после окончания школы?
Предполагаемые ответы учеников: Мы сможем пойти в институт, колледж, идти в армию или пойти работать.
Учитель: Право на образование имеют все дети, начальное и основное образование в нашей стране – бесплатное, об этом мы с вами уже узнали из Конституции РФ. Это очень не просто для нашей страны, как вы думаете почему?
Предполагаемые ответы учеников: Мы думаем, что надо построить новые школы, купить новую мебель, оборудование для кабинетов, а еще подготовить учителей по всем предметам.
Ребята, а как вы думаете право на образование записано только в Конституции?
Предполагаемые ответы учеников: Наверное, нет, вы нам рассказывали, что мы имеем право учиться в теплом классе, кушать в столовой, а в Конституции об этом не написано.
Учитель: В нашей стране принят Закон «Об образовании». (Учитель показывает детям Закон «Об образовании») В нем записано все о школе, и о праве на образование. Что же означает право на образование для каждого ребенка? Давайте посмотрим на экран, здесь отражены ваши возможности и права.
Учитель: А как вы думаете, в нашей школе есть законы, которых должны придерживаться учителя и ученики?
Предполагаемые ответы детей: Да, есть. Нет.
Учитель: В каждой школе есть Устав - это свод правил, по которым живут ученики, учителя и все работники школы. Он является главным документом школы, заверенный печатями и подписями директора. Я для вас принесла устав нашей школы, в нём описаны ваши права, ваши обязанности, ответственность ваших родителей. Иногда между учениками в классе возникают споры, а из – за них обиды и огорчения. Было бы очень замечательно, если бы в каждом классе был свой Устав. Вот вам и домашнее задание: составьте, разработайте устав нашего класса.
Учитель: А что есть такого в каждой школе, чтобы училось ребятам легко и интересно?
Предполагаемые ответы учеников: Библиотеки, кружки.
Учитель: Во всех школах есть библиотеки. Можно брать книги, читать, сколько хочешь, только не забывать возвращать эти книги вовремя и пользоваться ими аккуратно. А еще вы сказали, что работают и кружки. Так вы получаете новые знания, учитесь общаться друг с другом. Речь учителя сопровождается слайдами на проекторе, иллюстрирующие работу кружков и библиотеки (Приложение 2)
4. Физминутка
Дети заранее подготовили частушки о школьной жизни. Все остальные дети получили задание.
Учитель: Ребята, отдохните немного, и постарайтесь услышать о каких правах и обязанностях говорится в частушках (Приложение 3).
Предполагаемые ответы детей: Мы услышали в частушках о своих обязанностях и правах на получение образования, о праве на горячее питание, на получение дополнительного образования и т.д.
5. Закрепление знаний
Учитель: Итак, ребята давайте подведём итоги. О каких правах мы с вами говорили?
Предполагаемые ответы детей: О праве на образование.
Учитель: В каких документах закреплены ваши права и обязанности?
Предполагаемые ответы детей: Конституция РФ, Закон «Об образовании», Устав школы, дневник.
Учитель: Зачем нужно человеку учиться?
Предполагаемые ответы детей: Устроиться в жизни на хорошую работу, общаться с другими людьми, жить интересно.
Закончить урок песней о школе.