Урок русского языка (разработка) "Обособление определения и приложения"

Разделы: Русский язык


Тип: закрепление нового материала.

Вид: урок-эксперимент.

Технология: разноуровневого обучения.

Цель:

  • Закрепить понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении.
  • Раскрыть роль (функцию) обособленных членов предложения.
  • Закрепить умение находить в тексте обособленные определения:
  • закрепить пунктуационные навыки;
  • развивать навыки выразительного чтения.

Знать: условия обособления определений и приложений.

Уметь: находить в тексте обособленные члены предложения и правильно выделять их на письме.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, интерактивные таблицы, иллюстрации. 

Приложение 1

Ход урока

Оргмомент.

«Здравствуйте, желаю удачи на уроке, уверена в вас». С каким настроением вы пришли на урок? На сегодняшнем уроке мы продолжим работу по теме «Обособление определения и приложения»

Эмоциональный настрой.

С помощью сигнальных карточек дети сигнализируют о своем настроении.

I. Проверка домашнего задания

 № 298

1 группа - Списать, расставить знаки препинания.

2 группа - Задание № 1 + выписать обособленные определения.

3 группа - Выписать предложения с обособленными определениями из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный», с которым мы познакомились на уроках литературы.

 

II. Введение в тему

Чем выражены обособленные определения в домашнем задании?(причастным оборотом и прилагательными с зависимыми словами). У причастий и прилагательных есть несколько общих орфограмм. Каких? (НЕ, Н и НН).

Давайте вспомним условия написания Н и НН в прилагательных и причастиях. Это вам необходимо для дальнейшей успешной работы и сдачи ЕГЭ (в части Б).

Посмотрите на эту таблицу, как бы вы сгруппировали эти слова?

А теперь объясните орфограмму в этих словах.

На экране таблицы слова передвигаются в три колонки (первообразные слова, отыменные прилагательные, отглагольные прилагательные).

Табличка напомнила вам об условиях написания Н и НН в прилагательных и причастиях, теперь проверим наши знания на практике. Буквенный диктант.

Ключ на экране, взаимопроверка

Работа с текстом.

 

Цель: формирование речеведческих и правописных навыков.

На экране иллюстрации моря. Красивое море? Действительно, красота моря завораживает, о нем хочется говорить и писать картины, стихи, прозу. (Ребята, как называются художники, которые изображают на своих картинах море? Правильно–маринисты. Назовите художников – маринистов и их работы)

На экране появляется текст. Сначала без пунктуации, а потом с пунктуацией.

Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.

Понравился текст? Запишите и расставьте знаки препинания.

При помощи каких языковых конструкций добивается Максим Горький такого впечатления? (Обособленных членов предложения).

 

Задание для работы:

  • 1 группа. Найдите обособленные определения, выраженные причастным оборотом.
  • 2 группа. Найдите обособленные определения, выраженные прилагательными.
  • 3 группа. Найдите обособленные определения, которые относятся к личным местоимениям.

Какое средство речевой выразительности использовал Максим Горький в этом тексте (олицетворение, эпитеты)

Самопроверка

Давайте еще раз проговорим «Условия обособления определений и приложений»

Рассказывают теорию друг другу

Отработка навыков

А теперь, ребята, давайте поработаем с текстом, отредактируем согласно условию.

Работа по тетради Богдановой Г.А.

  • 1 группа – стр. 65 № 84.
  • 2 группа – стр. 65 № 83.
  • 3 группа – стр. 66 № 85.

Спонсоры знаний проверяют по ключам

Ваше настроение?

Пусть отдохнут наши глазки

Валеологическая пауза

Физминутка

Чтобы сосредоточиться, давайте поиграем.

 

Дидактическая игра «Найди соответствие».

Приложение 2

А теперь переходим к самостоятельной работе.

Ключ на экране.

Взаимопроверка.

Контрольный лист.

III. Карточки (закрепление)

1 группа. Выделить обособленные определения (расставить знаки препинания).

2 группа. Выделить запятыми определения, относящиеся к личным местоимениям.

3 группа. Образуйте от глаголов причастия, согласуйте с определяемыми словами, расставьте запятые.

Задание по группам.

Самопроверка.

Ответы запечатаны.

IV. Подведение итогов урока

Вспомним, по какой теме мы работали сегодня на уроке? Что нового узнали?

Подведем итоги урока. Ввиду хорошей активности и вследствие правильного понимания вами заданий в течение всего урока было продемонстрировано хорошее знание предмета. Выведите, пожалуйста, итоговые оценки.

Поднимите руки у кого «5», «4», «3».

Учащиеся выводят итоговые оценки по контрольным листам

V. Информация о домашнем задании

1 группа

№ 305 (перестроить предложения, чтобы определения обособлялись).

2 группа

№ 306 (распространить определения, перестроить предложения, сформулировать НЕ с причастиями).

3 группа

№ 307 (глаголы заменить причастиями, обособить, где надо, подумать на стилем текста, морфологический разбор причастий).

Задания даны с учетом способностей учащихся и типом их нервной  системы

С каким настроением мы заканчиваем урок?

Спасибо за урок!