Тип: закрепление нового материала.
Вид: урок-эксперимент.
Технология: разноуровневого обучения.
Цель:
- Закрепить понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении.
- Раскрыть роль (функцию) обособленных членов предложения.
- Закрепить умение находить в тексте обособленные определения:
- закрепить пунктуационные навыки;
- развивать навыки выразительного чтения.
Знать: условия обособления определений и приложений.
Уметь: находить в тексте обособленные члены предложения и правильно выделять их на письме.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки, интерактивные таблицы, иллюстрации.
Ход урока
Оргмомент. «Здравствуйте, желаю удачи на уроке, уверена в вас». С каким настроением вы пришли на урок? На сегодняшнем уроке мы продолжим работу по теме «Обособление определения и приложения» |
Эмоциональный настрой. С помощью сигнальных карточек дети сигнализируют о своем настроении. |
I. Проверка домашнего задания |
|
№ 298 1 группа - Списать, расставить знаки препинания. 2 группа - Задание № 1 + выписать обособленные определения. 3 группа - Выписать предложения с обособленными определениями из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный», с которым мы познакомились на уроках литературы. |
|
II. Введение в тему |
|
Чем выражены обособленные определения в домашнем задании?(причастным оборотом и прилагательными с зависимыми словами). У причастий и прилагательных есть несколько общих орфограмм. Каких? (НЕ, Н и НН). Давайте вспомним условия написания Н и НН в прилагательных и причастиях. Это вам необходимо для дальнейшей успешной работы и сдачи ЕГЭ (в части Б). Посмотрите на эту таблицу, как бы вы сгруппировали эти слова? А теперь объясните орфограмму в этих словах. |
На экране таблицы слова передвигаются в три колонки (первообразные слова, отыменные прилагательные, отглагольные прилагательные). |
Табличка напомнила вам об условиях написания Н и НН в прилагательных и причастиях, теперь проверим наши знания на практике. Буквенный диктант. |
Ключ на экране, взаимопроверка |
Работа с текстом. |
|
Цель: формирование речеведческих и правописных навыков. На экране иллюстрации моря. Красивое море? Действительно, красота моря завораживает, о нем хочется говорить и писать картины, стихи, прозу. (Ребята, как называются художники, которые изображают на своих картинах море? Правильно–маринисты. Назовите художников – маринистов и их работы) |
На экране появляется текст. Сначала без пунктуации, а потом с пунктуацией. |
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. |
|
Понравился текст? Запишите и расставьте знаки препинания. При помощи каких языковых конструкций добивается Максим Горький такого впечатления? (Обособленных членов предложения). |
|
Задание для работы:
Какое средство речевой выразительности использовал Максим Горький в этом тексте (олицетворение, эпитеты) |
Самопроверка |
Давайте еще раз проговорим «Условия обособления определений и приложений» |
Рассказывают теорию друг другу |
Отработка навыков А теперь, ребята, давайте поработаем с текстом, отредактируем согласно условию. Работа по тетради Богдановой Г.А.
|
Спонсоры знаний проверяют по ключам |
Ваше настроение? |
|
Пусть отдохнут наши глазки |
Валеологическая пауза |
Физминутка Чтобы сосредоточиться, давайте поиграем. |
|
Дидактическая игра «Найди соответствие». А теперь переходим к самостоятельной работе. |
Ключ на экране. Взаимопроверка. Контрольный лист. |
III. Карточки (закрепление) |
|
1 группа. Выделить обособленные определения (расставить знаки препинания). 2 группа. Выделить запятыми определения, относящиеся к личным местоимениям. 3 группа. Образуйте от глаголов причастия, согласуйте с определяемыми словами, расставьте запятые. |
Задание по группам. Самопроверка. Ответы запечатаны. |
IV. Подведение итогов урока |
|
Вспомним, по какой теме мы работали сегодня на уроке? Что нового узнали? Подведем итоги урока. Ввиду хорошей активности и вследствие правильного понимания вами заданий в течение всего урока было продемонстрировано хорошее знание предмета. Выведите, пожалуйста, итоговые оценки. Поднимите руки у кого «5», «4», «3». |
Учащиеся выводят итоговые оценки по контрольным листам |
V. Информация о домашнем задании |
|
1 группа № 305 (перестроить предложения, чтобы определения обособлялись). 2 группа № 306 (распространить определения, перестроить предложения, сформулировать НЕ с причастиями). 3 группа № 307 (глаголы заменить причастиями, обособить, где надо, подумать на стилем текста, морфологический разбор причастий). |
Задания даны с учетом способностей учащихся и типом их нервной системы |
С каким настроением мы заканчиваем урок? |
|
Спасибо за урок! |