Проблема повышений качества обучения школьников всегда актуальна. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом Программа обучения грамоте построена так, что способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. В процессе обучения грамоте дети учатся ориентироваться в фонетической системе языка, обучение грамоте направленно на развитие фонетического слуха, усвоения смыслоразличительной функции фонем обучению звуковому анализу и синтезу.
Однако время отведенное программой на усвоение материала рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие. И оно оказывается недостаточным для детей с низким уровнем готовности к обучению. Для таких детей особенно важно наличие достаточного количества времени для выполнения упражнений и заданий по совершенствованию фонематических процессов. Т.к. для этих детей характерна нестойкость любого навыка, то им необходимо гораздо большее количество упражнений для его закрепления. «Обучение грамоте должно включать в себя полноценный фонематический анализ и синтез, который способствует умению ориентироваться в звуковой системе языка. Для детей с низким уровнем готовности к овладению звуковым анализом и синтезом – это единственная возможность профилактики таких ошибок как пропуски, перестановки, замены букв при чтении и письме». [3] Поэтому перед началом работы над выделением последовательности фонем и общим фонематическим анализом необходимо с детьми с низким уровнем речевого развития, провести работу, направленную:
- на овладение более элементарными формами звукового синтеза:
- выделение первого и последнего звука в слове;
- определение частного звука в стихотворении, скороговорке;
- подбор слов на заданный звук;
- определение места звука в слове;
- умение делить слова на слоги;
- Проводить целенаправленную работу по дифференциации звуков парных по твердости – мягкости, звонкие – глухие, шипящие – свистящие.
- Ввести дополнительные упражнения, направленные на закрепление букв обозначающих мягкость согласного звука (я, ё, ю, и).
- Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
А чтобы эта работа по предупреждению нарушений чтения и письма имела системный характер и продолжительность в течении всего учебного года, необходимо её проводить с использованием дидактических игр. Применению дидактических игр на уроках обучения грамоте уделяли внимание многие авторы. Еще К.Д. Ушинский советовал включить элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд детей. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников. Психолог А.Н. Горбатов, исследуя игру, пришел к выводу, что она оказывает благотворное влияние, в первую очередь, на развитие внешних чувств и интеллектуальных процессов: «Нет ни одной способности, которая не упражнялась в игре». [4] В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запоминать. Игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать элементы игры), обновляя при этом речевой материал. Игра позволяет расширить знания, умения и навык, предусмотренные программой.
Дидактические игры, используемые для предупреждения и коррекции «ошибок не на правила» на уроках обучения грамоте в 1 классе. (См. приложение)
Развитие слогового анализа и синтеза.
Для предупреждения возникновения в процессе письма и чтения пропуска гласных очень важен слоговый анализ. Так как пропуск гласных связан с тем, что при опоре на внутреннее или шепотное проговаривание дети легче воспринимают согласные. Гласные же воспринимаются как оттенки согласных звуков. Деление на слоги способствует выделению гласных. Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.
В процессе формирования слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий.
1) Работа с опорой на вспомогательные средства, материальные действия.
На данном этапе можно отхлопывать слова по шагам. Игра «Хлопочки».
Описание игры: Детям предлагается отмерить слово шагами, каждый слог – шаг.
Благодаря этим играм дети лучше видят обратные и закрытые слоги. Предупреждается разрыв слога (у-т-ка, ши-ш-ка).
2) Слоговый анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи.
На данном этапе используется так же игры: игра «Последний слог в слове – за тобой».
Описание игры: Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например: ко (-ни, -зы, -тик, -жа, -сы). Побеждает тот, кто последним называет слог.
Игра «Цепочка слогов».
Описание игры: Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.
Например: аст – ра, ра – ма, ма - ши – на.
3) На последнем этапе предлагается задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане.
Игра «Поезд».
Описание игры: Вызванный к доске ученик выбирает предметную картинку, определяет количество слогов в названии животного на картинке и «сажает» его в вагон. Порядок посадки следующий в первый вагон нужно посадить животных, название которых состоит из одного слога, во второй из двух, в третий из трех слогов.
Игра «Кто подберет больше»?
Оборудование: слоговые схемы слов.
Описание игры: Учитель выставляет на наборном полотне схему двухсложного (трехсложного) слова и предлагает подобрать слова, слоговый состав которых будет соответствовать данной схеме. Победителем является ряд, который назовет наибольшее количество слов.
К теме «Слог» близко примыкает тема «Ударение».
При работе над этой темой большое внимание уделяю игровым упражнениям на выделение и определение ударного слога в слове. Эти упражнения способствуют лучшему усвоению одного из основных правил орфографии – правила на правописание безударных гласных. Приведу некоторые игры, которые использую:
Игра «Эхо».
Описание игры: Игровая ситуация: «Поиграем в «Эхо».
Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог.
Игра «Чудесный сундучок».
Оборудование: макет сундучка из картона, предметные карточки.
Описание игры: Учитель заранее помещает в мешочек различные предметные картинки. Во время игры он достает их из мешочка. Дети хором произносят название игрушек по слогам, пальчиками показывают количество слогов и называют ударный слог.
Игра «Ударный – неударный».
Оборудование: изображение гномов Лута, Лута.
Описание игры: Учитель читает сказку о гномах из книги Волиной «Занимательное азбуковедение»[2]. Создаются различные игровые ситуации.
Гномики удят рыбу. Улов был удачный. Попробуй догадаться, что поймали друзья. (Лута: окуня, щуку, лещика, сомика), а в ведерке Луты: карась, сазан, ротан.
Дома гномики поели вкусный обед, отгадай кто, что ел? (уха, суп, морковь, капуста, творог, яблоки, пирог, яйца).
Однажды они справляли день рождения. Одному подарили часы, а другому красивый зонтик. Кому что досталось?
Далее ребята могут сами подбирать слова для гномиков.
Список использованной литературы:
- Волина В.В. «Учимся играть. Русский язык». - М., 1998г.
- Волина В.В. «Занимательное Азбуковедение». – М., 1991г.
- Кузнецова М.И. «Профилактика трудностей овладения чтением и письмом»//Н.ш. №61996г
- Максимук Н.Н. «Игры по обучению грамоте и чтению». – М., 2004г.
- Степанова О.А. «Дидактические игры на уроках в начальной школе». –М., 2003г.
- Эльконин Д.Б. «Психологическое развитие в детских возрастах» - М., 1996 г.