Проект экологического воспитания дошкольников "Человек и природа"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуализация проекта

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.

Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.

Я считаю, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понять о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.

Воспитание не станет экологическим если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода, а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.

Объект исследования: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: система работы, содержание, формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель проекта: становление у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  • учиться грамотно защищать природу и бороться за её сохранение; показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;
  • развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;
  • выявление особенностей образа жизни птиц, животных, насекомых, забота о них;
  • формирование представления о погодно – сезонных явлениях в природе.

Сроки: 5 лет.

Формы представления результатов работы:

  1. Комплексные занятия, конспекты;
  2. Тематическое планирование;
  3. Консультации;
  4. Аналитический материал.

Подготовительный – диагностический этап: июль – август( 1г.реализации проекта)

  1. Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей.
  2. Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
  3. Опрос родителей, сбор анализа.
  4. Наблюдения.
  5. Работа с документацией.

Основной – практический этап: сентябрь – апрель (1-5г.г.)

Практическая направленность работы по проблеме:

  1. проведение тематических, комплексных занятий;
  2. в повседневной жизни;
  3. работа по самообразованию;
  4. консультации на тематических педсоветах;
  5. работа с родителями;
  6. посещение центров самообразования;
  7. изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;
  8. целевые прогулки, экскурсии.

Заключительный этап.

Подведение итогов по проблеме: апрель ( 5г. реализации проекта)

  1. проведение диагностики;
  2. мониторинг реализации проекта;
  3. аналитические материалы

Предполагаемый результат:

  1. Воспитать любвь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).
  2. Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
  3. Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)

Работа воспитателя. См. приложение № 1.

Планирование работы с детьми. См. приложение № 2.