Актуализация проекта
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.
Я считаю, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понять о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Воспитание не станет экологическим если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода, а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.
Объект исследования: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: система работы, содержание, формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта: становление у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- учиться грамотно защищать природу и бороться за её сохранение; показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;
- развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;
- выявление особенностей образа жизни птиц, животных, насекомых, забота о них;
- формирование представления о погодно – сезонных явлениях в природе.
Сроки: 5 лет.
Формы представления результатов работы:
- Комплексные занятия, конспекты;
- Тематическое планирование;
- Консультации;
- Аналитический материал.
Подготовительный – диагностический этап: июль – август( 1г.реализации проекта)
- Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей.
- Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
- Опрос родителей, сбор анализа.
- Наблюдения.
- Работа с документацией.
Основной – практический этап: сентябрь – апрель (1-5г.г.)
Практическая направленность работы по проблеме:
- проведение тематических, комплексных занятий;
- в повседневной жизни;
- работа по самообразованию;
- консультации на тематических педсоветах;
- работа с родителями;
- посещение центров самообразования;
- изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;
- целевые прогулки, экскурсии.
Заключительный этап.
Подведение итогов по проблеме: апрель ( 5г. реализации проекта)
- проведение диагностики;
- мониторинг реализации проекта;
- аналитические материалы
Предполагаемый результат:
- Воспитать любвь к Природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия).
- Научить детей сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
- Научить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность)
Работа воспитателя. См. приложение № 1.
Планирование работы с детьми. См. приложение № 2.