Интегрированный урок по географии и математике по теме "Путешествие по памятникам природы Кемеровской области"

Разделы: Математика, География


Цели

  • Образовательные: на примере Кемеровской области показать многогранность и уникальность памятников природы, экономические  и социальные особенности, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении темы: «Действия с дробями».
  • Развивающие: органично систематизировать знания по математике и географии по теме: «Широта и долгота». Развитие логического мышления, памяти; продолжить развитие умений работать с первоисточниками.
  • Воспитательные: воспитывать географическую культуру, устойчивое внимание при решении примеров и уравнений, бережное отношение к природе – экологическое воспитание.

Форма урока: урок – путешествие.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • выставка книг о Кемеровской области,  рисунки детей, фотографии, карта Кемеровской области;
  • раздаточный материал  (путевые листы);
  • мультимедийная установка.

Ход урока

Учитель математики: Сегодня, решая примеры, мы узнаем тему нашего урока, получим путевые листы и отправимся в путешествие.

1. 1 -  =

2.  -  =

3. -12,3 + 13 =

4. 8,4 – 1,4 =

5. 5,5 -  =

6.  * 21 =

7. -1 +  =

8. 2 – 1,3 =

9.  *  =

10. 2,3 * 0 =

11. -5 + 12

12.  * 3 =

13. - 4,8 + 9,6 =

14.  -  =

15. 1 -  =

16. -8,3 – 2  =

17. 6  - 2,1 =

18. -2,9 + 3,6 =

19.  :  =

20. -12,5 + 12,5 =

21. -  :  =

22.  *  =

23. -28,3 + 17,2 =

24. 2  - 2 =

25. 10 – 2  =

26. 0 : 7 =

27. 3  + 4 =

28. 3,2+ 1,6 =

29.  +  =

30. 28,2 – 15,9 =

А

В

Д

Е

И

К

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ы

Ш

Я

7

0

-

-11,1

4,8

7

-

0,7

12,1

5

4

(На доске записано: Тема: «…Кемеровской области», остальное заполняется по ходу решения примеров.)

Учитель географии: Прежде, чем получить путевые листы и отправиться в путешествие, мы должны повторить с вами:

  1. Что такое географические координаты?
  2. Что называется географической  широтой?
  3. Какой бывает  географическая широта?
  4. Что называется и какой бывает географическая долгота?

Итак, вы повторили определения географических координат, получите путевые листы и смело отправляйтесь в путь.

Путевой лист (1 группа)

Задание1. Определите  исходный  пункт вашего путешествия, если широта обозначена через х, долгота через у. Данные  широты и долготы в этих уравнениях:

25,7 + хс.ш. = 79,7

ув.д. – 23 = 63

Ответ: Новокузнецк.

Задание 2. Вы должны пройти через пункты А, В, С, Д, отметить их на контурной карте и, вернувшись, рассказать о том , что в этих местах замечательного вы видели (знаете).

Пункт А

Пункт В

Пункт С

Пункт Д

с.ш. - 38 = 71

хс.ш. - 13,8 = 39,2

с.ш. + 13,7 = 121,7

120 - 2хс.ш. = 12

Ув.д. + 27,5 = 113,5

15 - ув.д. = -72

ув.д. – 23 = 64

21,3 + ув.д. = 108,3

Ответы: Томская писаница, г. Пустаг, Липовый остров, г. Новокузнецк.

Путевой лист (2 группа)

Задание 1.  Определите исходный пункт вашего путешествия, если широта обозначена через х, долгота через у. Данные широты и долготы в этих уравнениях.

25,7 + хс.ш. = 79,7

ув.д. – 23 = 63

Задание 2. Вы должны пройти через пункты А, В, С, Д, отметить их на контурной карте и, вернувшись, рассказать о том, что в этих местах замечательного вы видели (знаете).

Пункт А

Пункт В

Пункт С

Пункт Д

19,6 – хс.ш. = -34,4

хс.ш. + 27,3 = 82,3

хс.ш. - 28 = 24

с.ш. - 28,5 = 99,5

в.д./sub> – 17 = 152

-15,4 + 2ув.д. = 158,6

в.д. + 12,1 = 192,1

132 - ув.д. = 45

Ответы: г. Салаир, с. Шестаково, Кузнецкий Алатау, г. Новокузнецк.

Рассказы учащихся сопровождаются  показами слайдов.

Салаир (Священный источник)

Это  древние разрушенные горы, в настоящее время представляют собой холмистую возвышенность. Высота  Салаирского кряжа не превышает 600м. над уровнем моря (гора Барсук – 565 м, гора Мохнатая – 555м, гора Копна – 509м ). Салаирский кряж образовался как горное сооружение в результате слабых неравномерных поднятий на месте затопленной равнины. Отличительной чертой рельефа Салаира является наличие карстовых форм. Это воронки, котловины, поноры, сухие лога, пещеры.

Активизации тектонической деятельности способствовало образованию месторождений: бокситов, никеля, золота, ртути.

Недалеко от Салаира находится уникальный памятник природы – Святой  Салаирский источник. Красота ландшафта в этих краях удивительна. Сюда едут люди со  всей Кемеровской области, а также соседних областей. Народные предания объясняют появление святого источника наличием мест насильственной смерти священнослужителей в 1918 – 1930 г.г. Небольшая деревянная часовенка во имя Иоанна Крестителя установлена в 90 - е годы ХХ столетия над святым ключом с водоосвящением небольшой купальни.  Вода в святом источнике чудодейственная, целебная, зимой не замерзает, сохраняя постоянную температуру  + 4 градуса. Служители Салаирского храма во имя святых апостолов Петра и Павла ведут учет исцелений на источнике. (Приложение. Рис.1,2)

Томская писаница (музей под открытым небом)

Музей- заповедник Томская писаница (площадь 140га), образованный в 1988 году, включен в список особо ценных объектов.

Заповедник располагается на территории Яшкинского  района на правом берегу Томи.  В состав музея входит несколько комплексных зон под открытым небом: информационно – экскурсионный центр, чайная «Древнее жилище», этнографическая зона «Шорский улус Кезек», музей естественной истории, святилище «Томская писаница», зона «Эпос, мифология, Календари народов Сибири», архиодром, музей петроглифов, входные ворота, поляна праздников.

Первые сведения о наскальных  рисунках в долине реки Томи появились в начале XVII века. На скалах располагается около 280 рисунков – петроглифы  Томской писаницы:Это лоси, медведи, антропофорфные изображения, личины, солярные знаки, хищники,птицы и лодки. Музей - заповедник включает около 400 видов высших растений, редкие для  Кемеровской области  сосновые боры.

Животный мир музея–заповедника также разнообразен. Встречаются лось, косуля, волк, лиса, норка, колонок, заяц, ласка. Заповедник пересекает древняя лосиная тропа, ведущая  к переправе через реку Томь.

На территории музея – заповедника работает рекреационный маршрут «К Томской писанице».  Музей – заповедник сохраняет реликтовые сосновые боры и ведет большую работу по зкологическому просвящению среди населения Кемеровской области. (Приложение. Рис.3,4)

Кузедеевская липовая  роща (Липовый остров)

Липовый остров расположен на водоразделе верховий  речек Мигаш   и  Тамала в пределах Кузедеевского лесхоза.

Это единственная в Сибири  формация широколиственного леса. Подобные леса расположены только в европейской части страны и на Дальнем Востоке.

Впервые исследовал и описал Липовый остров выдающийся ботаник П.Н.Крылов.

Он выявил комплекс  ( 17 видов ) спутников липы – травянистых реликтов – и предположил, что Липовый остров является остатком теплолюбивых широколиственных лесов третичного периода. Чистые липняки чаще всего встречаются в центральных участках массива, без примесей сосны, пихты, кедра, осины и березы. Там липа является доминирующей породой: высота ее достигает 25 – 30 метров, а диаметр 50 – 60 см.

В настоящее время «Кузедеевская липовая роща» подвержена интенсивному воздействию человека. На территории Липового острова  идет сбор черемши (колбы) и заготовка кедрового ореха. Вырубка пихты и осины  вызывает негативные изменения липняков.  Липовая роща должна рассматриваться как национальное природное достояние. (Приложение. Рис.5)

Горная Шория, г.Пустаг (г.Мустаг)

Горная Шория занимает южную часть Кемеровской области. Горный массив вытянулся с севера на юг на 170 км, с запада на восток на 100км. Характеризуется ярусностью рельефа, отсутствием четко выраженных горных хребтов и преобладанием небольших столообразных массивов. Наиболее высокими являются северная и центральная части Горной Шории. Это гора Пустаг («Ледяная гора – 1570м.).Гора Пустаг является гранитным массивом, склоны которого покрыты черневой тайгой и мохово – кустарниковой растительностью тундры. Здесь рядом с многолетними снежниками цветут альпийские луга, а по соседству высятся причудливые глыбы гранитных останцев, напоминающие стены разрушенных дворцов «Спасские дворцы». (Приложение. Рис.6)

Кузнецкий Алатау («Пестрые горы»)

Нагорье, расположенное в северо – восточной и восточной части области. Оно протянулось с юго – востока на северо – запад  на 500км.. Самая высокая вершина – Амзас Таскыл  (Верхний зуб) достигает 2178м. В треугольнике, с юга ограниченном рекой Томью, а с северо – запада и востока ее притоками Бельсу и Казыром находятся  наиболее высокие вершины – гольцы. Это Поднебесные зубья – Мекка для туристов В районе скалистых гор хорошо выражены формы древнего и современного олединения с памятниками природы – живописными останцами Верблюды и Палец.

В самой высокой части Кузнецкого Ала – Тау расположен заповедник известный под названием Белогорий. На юге Кузнецкий Ала – Тау сливается с возвышенностями Горной Шории. (Приложение. Рис.7,8)

Шестакова

Все люди когда-нибудь, да слышали о динозаврах. При их упоминании у большинства всплывают в голове картины страшных, огромных хищников поедающих все на своем пути, хотя среди динозавров были и очень небольшие по размерам животные. Сейчас в мире динозавры очень популярны и привлекают к себе внимание большого числа людей. Существуют общества любителей динозавров, выходят многочисленные специализированные журналы, чаще ориентированные на детей. Среди профессиональных палеонтологов эти вымершие животные тоже необычайно популярны. В первую очередь их внимание привлекают находки с территории Китая, Монголии, Латинской и Северной Америки, откуда постоянно описываются все новые и новые виды динозавров. Читать о динозаврах конечно интересно, но еще интереснее самому побывать на местонахождении и найти «своего» динозавра. Возможно ли это у нас, в России? Да, такие места существуют, хотя и в очень небольшом количестве. В пределах нашей Родины насчитывается около тридцати местонахождений, где найдены их остатки, представленные преимущественно разрозненными костями и зубами и только в трех из них найдены целые скелеты. Первое расположено на Сахалине, где японцы, во время оккупации южной части острова после Русско-Японской войны, в угольной шахте нашли неполный скелет утконосого динозавра. Находится он в Японии. Второе местонахождение - Кундур, расположено в Амурской области, где найдено большое количество остатков утконосых динозавров представленных как разрозненными костями так и фрагментами скелетов. Сейчас на этом местонахождении работает совместная Российско-Бельгийская экспедиция, а материалы, добытые ее трудом, хранятся в г. Благовещенске. Третье местонахождение, найдено неподалеку от деревни Шестаково, (Кемеровская область) по которой и получило свое название. Многолетние исследования на местонахождении ведутся при участии Томского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Зоологического (СПб) и Палеонтологического (Москва) институтов РАН, а теперь и Ханты-Мансийского музея Природы и Человека. Здесь, в породах нижнемелового возраста (примерно 110 миллионов лет назад), найдены остатки различных групп позвоночных животных: рыб, хвостатых амфибий, ящериц, черепах, крокодилов, разнообразных динозавров, птиц и млекопитающих. Пожалуй, наиболее впечатляющая находка это два полных скелета динозавров из рода пситтакозавров, описанных как новый вид – Psittacosaurus sibiricus. Это азиатская группа динозавров, которая была предковой для широко известных цератопсов – рогатых динозавров испытавших расцвет в позднем мелу Северной Америки. Кроме динозавров на местонахождении найдены практически полный скелет и несколько черепов крокодилов. Один из этих черепов временно находиться в нашем музее для препарирования и изучения. Для продолжения работы на этом уникальном местонахождении в текущем году был получен грант Национального Географического общества США, что позволит увеличить площадь раскопок в полевом сезоне 2008 года. (Приложение. Рис.9,10)

Подведение итогов

Продолжите фразы (Начало фраз на экране)

- Сегодня на уроке я узнал(а)----------------------------------------------

- Сегодня на уроке я научился(ась)---------------------------------------

- Сегодня на уроке я познакомился(ась)---------------------------------

- Сегодня на уроке я повторил(а)-----------------------------------------

- Сегодня на уроке я закрепил(а)------------------------------------------

Оценки.

Спасибо за урок. До свидания!

К уроку подготовлено приложение.