Цель урока: выяснить признаки и условия протекания химических реакций; совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.
План урока
1. Вступительное слово (формулировка темы и цели урока)
2. Самостоятельная работа
3. Формулировка определений – физических и химических явлений, исходя из результатов самостоятельной работы
4. Лабораторная работа: «Признаки химических реакций»
5. Вывод по результатам лабораторной работы
6. Домашнее задание
1. Вступление
Тема сегодняшнего урока «Физические и химические явления. Признаки химических реакций» (Приложение: слайд 1). Исходя из темы исходит цель урока – выяснить признаки и условия протекания химических реакций; совершенствовать ваши умения отличать физические процессы от химических (слайд 2).
Мы уже с вами говорили о том, что все вещества характеризуются 2-мя видами свойств – физическими и химическими. Каждому виду свойств давали определения, поэтому, то задание, которое я вам предложу выполнить, думаю не вызовет у вас больших затруднений.
2. Самостоятельная работа
Условие задания: выписать отдельно в два столбика физические и химические явления (работа в рабочих тетрадях). Чтобы вам это задание выполнялось легче, давайте вспомним определения физических и химических свойств. (Ответы учеников, слайд 3).
(Задание: испарение воды; образование инея на листьях; горение свечи; гниение листьев; таяние льда; ржавление железа; обугливание сахара (слайды с 4 по 10)). Проверка задания с объяснениями (слайды 11 и 12).
3. Исходя из рассмотренных примеров, дайте определение физическим и химическим явлениям (Ответы учеников. Запись в тетрадях. Слайд 13).
Сегодня мы должны более подробно ознакомиться с химическими явлениями.
Сейчас я вам продемонстрирую опыт – разложение сахара. Вы должны прокомментировать его, ответив на вопрос, относится ли этот процесс к физическому или к химическому (Показ опыта. Ответ учеников).
По каким признакам вы относите это явление к химическому? (Изменение цвета, запаха). Т. образом, химические реакции всегда сопровождаются видимыми изменениями, поэтому, чтобы научиться отличать химические явления от физических, необходимо научиться, прежде всего, наблюдать, чем мы сейчас с вами и займемся.
Вам предстоит провести лабораторную работу, исходя из которой, должны выяснить, какими признаками могут сопровождаться химические реакции. Перед практической работой – инструктаж:
1. при работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами;
2. растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах, по 1 мл, что соответствует 1 см;
3. действовать только по моему указанию.
4. Проведение лабораторной работы (слайд 14)
Названия исходных веществ |
Наблюдения |
К раствору сульфата меди + щелочь |
|
К полученному осадку + соляную кислоту |
|
К цинку + соляную кислоту |
|
Горение вещества |
|
Разложение сахара |
|
Исходя из своих наблюдений, сделайте вывод – какими же признаками могут сопровождаться химические реакции (Ответы учеников).
5. Вывод: химические реакции могут сопровождаться следующими признаками: (слайд 15).
1) образованием осадка или его растворением;
2) выделением газа;
3) выделением (поглощением) тепла, иногда света;
4) изменением цвета;
5) изменением запаха.
6. Вы плодотворно поработали самостоятельно на этом уроке, дома вам предстоит продолжить работу – выписать из текста учебника условия возникновения химических реакций. Ваше домашнее задание – параграф 8; вопр.1 стр.40 (по Е.Е. Минченкову).