Разработка урока химии в 8-м классе по теме "Физические и химические явления. Признаки химических реакций"

Разделы: Химия


Цель урока: выяснить признаки и условия протекания химических реакций; совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.

План урока

1. Вступительное слово (формулировка темы и цели урока)

2. Самостоятельная работа

3. Формулировка определений – физических и химических явлений, исходя из результатов самостоятельной работы

4. Лабораторная работа: «Признаки химических реакций»

5. Вывод по результатам лабораторной работы

6. Домашнее задание

1. Вступление

Тема сегодняшнего урока «Физические и химические явления. Признаки химических реакций» (Приложение: слайд 1). Исходя из темы исходит цель урока – выяснить признаки и условия протекания химических реакций; совершенствовать ваши умения отличать физические процессы от химических (слайд 2).

Мы уже с вами говорили о том, что все вещества характеризуются 2-мя видами свойств – физическими и химическими. Каждому виду свойств давали определения, поэтому, то задание, которое я вам предложу выполнить, думаю не вызовет у вас больших затруднений.

2. Самостоятельная работа

Условие задания: выписать отдельно в два столбика физические и химические явления (работа в рабочих тетрадях). Чтобы вам это задание выполнялось легче, давайте вспомним определения физических и химических свойств. (Ответы учеников, слайд 3).

(Задание: испарение воды; образование инея на листьях; горение свечи; гниение листьев; таяние льда; ржавление железа; обугливание сахара (слайды с 4 по 10)). Проверка задания с объяснениями (слайды 11 и 12).

3. Исходя из рассмотренных примеров, дайте определение физическим и химическим явлениям (Ответы учеников. Запись в тетрадях. Слайд 13).

Сегодня мы должны более подробно ознакомиться с химическими явлениями.

Сейчас я вам продемонстрирую опыт – разложение сахара.  Вы должны прокомментировать его, ответив на вопрос, относится ли этот процесс к физическому или к химическому (Показ опыта. Ответ учеников).

По каким признакам вы относите это явление к химическому? (Изменение цвета, запаха). Т. образом, химические реакции всегда сопровождаются видимыми изменениями, поэтому, чтобы научиться отличать химические явления от физических, необходимо научиться, прежде всего, наблюдать, чем мы сейчас с вами и займемся.

Вам предстоит провести лабораторную работу, исходя из которой, должны выяснить, какими признаками могут сопровождаться химические реакции. Перед практической работой – инструктаж:

1. при работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами;

2. растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах, по 1 мл, что соответствует 1 см;

3. действовать только по моему указанию.

4. Проведение лабораторной работы (слайд 14)

Названия исходных веществ

Наблюдения

К раствору сульфата меди + щелочь

 

К полученному осадку + соляную кислоту

 

К цинку + соляную кислоту

 

Горение вещества

 

Разложение сахара

 

Исходя из своих наблюдений, сделайте вывод – какими же признаками могут сопровождаться химические реакции (Ответы учеников).

5. Вывод: химические реакции могут сопровождаться следующими признаками: (слайд 15).

1) образованием осадка или его растворением;

2) выделением газа; 

3) выделением (поглощением) тепла, иногда света;

4) изменением цвета;

5) изменением запаха.

6. Вы плодотворно поработали самостоятельно на этом уроке, дома вам предстоит продолжить работу – выписать из текста учебника условия возникновения химических реакций. Ваше домашнее задание – параграф 8; вопр.1 стр.40 (по Е.Е. Минченкову).