Цели урока:
1. Познакомить с долей числа; научить практически получать долю числа; с образованием, называниями и записями долей;
2. Закреплять табличные случаи умножения и деления; решение задач на нахождения периметра и площади.
3. Развитие внимания, мышления, математической речи при ответах.
4. Воспитание аккуратности, взаимовыручки, четкости в работе.
Оборудование к уроку: раздаточный материал геометрические фигуры, компьютер, проэктор, экран, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1
II. Устный счет
Ждет нас сегодня работа важная:
Что мы знаем – повторим,
Что забыли – вспомним.
В математике любая работа
Не обходится без с устного счета.
«Кодирование» Слайд 2-9
(при ответе на вопрос, учащийся в таблице ищет правильный ответ и шифр буквы. Из полученных букв, собирается слово)
Какое
число надо разделить на 6, чтобы получить 8?
48
Первый
множитель 3, второй неизвестен, произведение 27.
9
32 уменьшили
на 8, получила…
24
На сколько
40 больше, чем 28?
12
Во сколько
раз 10 меньше 50?
5
На какое
число надо разделить 54, чтобы получить 9?
6
Я задумала
число, увеличила его в 7 раз, получила 56. Какое число я задумала?
8
18 увеличила
на 3, получила…
21
- Какое
слово у вас получилось?
ПЕРИМЕТР. Слайд
10
(проверка результатов) Слайд 11 - 18
- Что такое периметр? Слайд 19
2. На партах у вас лежат фигуры. Выберете себе любую, измерьте ее стороны и найдите периметр. Решение в тетрадь.
- Что такое площадь? Слайд 20
- Найдите площадь своей фигуры. Решение в тетрадь.
III. Актуализация знаний
- Возьмите свою фигуру и согните ее пополам.
- Сколько равных частей у вас получилось? Слайд 21
- Какие части у вас получились? (равные) А как сказать по-другому? (2 половинки)
Можно сказать, что половина фигуры – это ее ½ часть. Слайд 21
- А как получили, ½ част фигуры? (разделили на две части и взяли только одну)
- Согните фигуру еще пополам. Слайд 22
-Сколько теперь частей у вас получилось?
- На сколько частей вы ее разделили? Как теперь будет называться одна часть этой фигуры? (1/4) Слайд 22
- А еще раз согните пополам. Слайд 2 3
- Сколько получилось частей? Как эта часть будет называться? Слайд 23
-Что мы сейчас с вами делали? (Мы делили фигуру на части и давали ей название.)
- А вот послушайте, как в стихотворении С.Я.Маршака звери делили апельсин. Слайд 24,25
IV. Тема урока
- Кто назовет нам тему нашего урока. Слайд 26
V. Физминутка
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули.
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое еще,
Дружно все присели, пяточки задели,
Опустили руки вниз. Встали.
Молодцы! Теперь садись!
VI. Закрепление
- Попробуем сами определять и называть доли.
- Что любят мыши? (сыр) У наших мышей 1 головка сыра, а их много.
Они нам будут делить сырную головку на части, а мы с вами будем определять и называть долю. Слайд 27-29
Сколько мышей пришло? На сколько долей они разделили 1 головку сыра? Сколько получила каждая мышка? Какую часть от целой головки сыра она получила, как ее назвать? ½
Прибежало еще 2 мышка. На сколько частей они поделят 1 головку сыра? Сколько получила каждая мышка? Какую часть от целой головки сыра она получила, как ее назвать? ¼
Сколько мышек прибежало? На сколько частей они поделят 1 головку сыра? Каждой мышке досталось по … части? Как ее назвать 1/8
VII. Отработка новых знаний по учебнику. Слайд 30
1. С. 80, № 1 (на доске готов чертеж пирога) Приглашаются 2 ученика, и они делят пирог-фигуру на 6 равных частей. 2других учеников делят эти части еще пополам. Назовите часть, которая у вас получилась?
- Какая из этих частей больше, какая меньше? Работа у доски
2. С. 80, № 1 (2) самостоятельно. Фронтальная проверка. Слайд 31
3. С. 80, № 2 по заданию учебника.
Сравнение долей с комментированием у доски. Работа у доски
Запись ведется в тетрадях.
VIII. Повторение пройденного материала
1. С. 80, № 6 самостоятельно. Оценки 3 чел.
Фронтальная проверка
2. Самостоятельная работа
Р./Т с. 42, № 107, 110 на оценку,
IX. Итог урока
- Что нового сегодня на уроке узнали?
Оценка деятельности учащихся на уроке.
X. Домашнее задание. Слайд 32