Любой школьник задается вопросами: с какой целью я изучаю тот или иной предмет, помогут ли приобретенные знания в дальнейшем, что даст мне бесконечное копание в научной литературе или чего недополучу я, если не буду учиться? Не исключением становится и химия, ведь на сегодняшний момент ни одна отрасль промышленности не обходится без химии: и экономика, и медицина, и нефтяная, и пищевая и т.д.
Химия – предмет сложный, т.к. содержит большой объем материала, заключающийся в свойствах огромного числа соединений, информация по которым ежегодно увеличивается примерно на 15%.
Повышать мотивацию приходится за счет введения новых технологий, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации в обучении.
Основная цель – создание условий для формирования химической и предметно-мировоззренческой компетентности учащихся.
Задачи курса:
- формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;
- расширение и углубление знаний учащихся по теме «Растворы»;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и сдаче ЕГЭ с последующем поступлению в вузы.
После изучения элективного курса учащиеся должны:
характеризовать:
- процессы, происходящие при растворении различных веществ в воде;
- зависимость растворимости веществ от их природы, природы растворителя, давления и температуры;
- растворы электролитов;
- амфотерность;
- протонную теорию кислот и оснований;
- константу и степени диссоциации;
- диссоциацию воды, ионное произведение воды, рН.
уметь:
- классифицировать растворы;
- выражать состав растворов через массовую, молярную и объемную доли растворенного вещества, молярную и эквивалентную концентрации;
- записывать ионные уравнения реакций;
- составлять уравнения гидролиза солей по катиону, по аниону, полный и совместный;
- вычислять массовую долю и молярную концентрацию твердых или газообразных компонентов в растворе по известным массе компонента и массе раствора; массу твердых или объем (массу) газообразных компонентов в растворе по их массовой доле и массе раствора; массу (объем) раствора по массовой доле и массе твердых или газообразных компонентов, молярную концентрацию растворенного вещества по известным количеству вещества и объему раствора; молярную концентрацию и массовую долю растворенного вещества по его массе и коэффициенту растворимости; коэффициент растворимости вещества по массовой доле растворенного вещества в насыщенном растворе; массу выпавших кристаллов безводного вещества в связи с изменением его растворимости при охлаждении раствора; массу выпавших кристаллов кристаллогидрата соли при охлаждении раствора; массу продуктов реакции, протекающей в растворе, если одно из них дано в избытке; молярную концентрацию ионов в растворе по известным значениям степени диссоциации и концентрации веществ; концентрацию веществ в растворе, полученном в результате гидролиза солей; состав раствора по правилу «креста»;
- определять альтернативные продукты реакций между веществами в растворах.
знать:
- качественные реакции на катионы и анионы.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Урок - лекция. Механизм образования растворов, их классификация. Растворение как физико-химический процесс. |
1 час |
2. |
Урок - лекция. Зависимость растворимости различных веществ от природы растворителя, температуры и давления. |
1 час |
3. |
Урок - практическое занятие. Решение задач №№ 214, 222, 227, 234, 235, 237, 238, 239 (см.* Методическое обеспечение) |
2 часа |
4. |
Урок - лекция. Способы выражения состава растворов. |
1 час |
5. |
Урок - практическое занятие. Решение задач №№220, 221, 225, 226, 231, 232, 233, 236. |
2 часа |
6. |
Урок - лекция. Электролиты и электролитическая диссоциация. Реакции в растворах электролитов. Современные теории кислот и оснований. |
1 час |
7. |
Урок - практическое занятие. Решение задач №№241, 242, 243, 246, 248, 251, 275, 276, 278, 286, 293, 295, 297,301. |
2 часа |
8. |
Урок - лекция. Гидролиз солей. |
1 час |
9. |
Урок - практическое занятие. Решение задач №№ 253, 257,274, 302, 305, 306. |
2 часа |
10. |
Урок – лабораторная работа. Качественные реакции на катионы и анионы. Гидролиз солей. (В лаборатории кафедры общей и неорганической химии ВлГУ). |
2 часа |
11. |
Урок – зачет. Тестирование по теме.**, *** |
2 часа |
|
ВСЕГО: |
17 часов |
Решение задач к урокам приложение 1
Тест по теме «Растворы» приложение 2
Методическое обеспечение
* Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. Москва «Экзамен», 2004.
** Единый государственный экзамен 2004: Контрольные измерительные материалы: Химия.- М.: Просвещение, 2005, стр.34-40, задания №№ 157-166, 183-184, 187-191.
*** О.С. Габриелян, П.В. Решетов и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Химия. Москва «Дрофа», 2003, стр.62-63, задания №№ 17-30.
Литература
- Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учебник для вузов. 4-е изд., исправленное - М.: Высшая школа.
- Глинка Н. Л. Общая химия.- Л.: Химия, 1985