Изменения, произошедшие в содержании современного образования в последние годы – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. В школах уже несколько лет осуществляется безотметочное обучение в первых классах. Каждый учитель по–своему отслеживает достижения учащихся. А некоторые вообще считают, что ничего отслеживать не надо. В результате порой возникают спорные ситуации с родителями, например, о переводе ребёнка в класс VII вида, так как педагог не может убедительно доказать, с чем конкретный ребёнок не справляется. Возникает сложная ситуация: с одной стороны, педагогу удобно использовать отметочную систему, а с другой стороны - обратная связь после выставления отметки имеет крайне неинформированный характер для учителя, ученика, родителя, так как не позволяет им оценить уровень достижений ребёнка. На сегодня отметка лишь призвана показать место, которое занимает ребёнок среди других учащихся класса, она не служит показателем уровня его достижений в процессе обучения, часто имеет травмирующий характер. Это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на безотметочное обучение, причём всей начальной школы, с принципиально иным подходом к оцениванию. Возникает противоречие между современными требованиями к оцениванию учащихся и старой утилитарной системой контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников. На основе противоречия появляется проблема – как совершенствовать систему оценивания учебных достижений первоклассников по обучению грамоте, письму, математике в условиях модернизации начального образования. Решение этой проблемы должно привести к качественному повышению уровня обученности и дать учителю начальных классов методический инструмент для совершенствования системы контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи:
- изучить проблему оценивания учебных достижений учащихся в педагогической литературе;
- разработать и апробировать проверочные и контрольные работы по обучению грамоте, письму, математике по традиционной системе обучения;
- отобрать и апробировать формы учёта учебных достижений первоклассников.
Изучая литературу по данной теме, я познакомилась с методическим письмом Департамента общего образования Минобразования России от 3.06.2003 г. № 13 – 51 – 120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях…», прошла курсы по теме «Система учёта достижений младших школьников». Когда углубилась в данный вопрос, то решила попробовать создать свою систему отслеживания учебных достижений первоклассников, но сделать это не сразу, а поэтапно. Вот тогда и пришла мысль, что начинать надо с создания банка проверочных и контрольных работ по математике, обучению грамоте и письму в 1 классе, который позволил бы отследить знания, умения и навыки учащихся, их продвижение и пробелы. На основании чего можно было бы строить коррекционную работу как со слабыми, так и с сильными учащимися класса. Но чтобы организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, нужно чётко понимать, какие результаты должны получиться к завершению каждой темы, каждого изучаемого раздела. Поэтому я проанализировала содержание программ:
- М.И.Моро и др. Математика. 1 класс,
- В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Обучение грамоте и развитие речи. 1 класс,
- Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 1 класс.
Затем определила те знания и умения, которые должны быть сформированы на конец изучения каждого раздела, на конец четверти, на конец учебного года. В результате появился один «Лист индивидуальных достижений» по математике и второй - по обучению грамоте и письму. (Приложение 1; Приложение 2)
В 2005 – 2006 учебном году в городе начала работу проблемная группа по созданию Дневников учебных достижений первоклассников. Меня пригласили принять участие в её работе. Предложенные мной «Листы индивидуальных достижений» были пересмотрены, в их содержание внесены изменения. Их окончательный вариант предстал в несколько ином виде, в Дневниках учебных достижений первоклассника. (Приложение 3; Приложение 4)
Далее приступила к разработке проверочных работ по темам. За основу взяла работы, рекомендуемые в методических пособиях для 1 класса. К каждому заданию прописала проверяемые ЗУНы, требования к выполнению задания и количество баллов, которое может получить ученик за каждое задание. Письменная работа состоит из 2 частей: обязательной и дополнительной под *.
Лист «Проверочная работа №3»
III четверть (провести на 2-х уроках)
Проверяемые ЗУНы |
Задание |
Требования к выполнению задания |
Кол-во баллов |
Обязательная часть |
|||
Письмо по слуху |
1. Слуховой диктант. Стоял теплый день. Коля и Дима идут на речку. Там брат ловит рыбу. Он поймал щуку и леща. (18 слов) |
Умение писать текст по слуху |
5 баллов |
Слог, ударение |
2. Раздели слова на слоги, поставь ударение: гром, капли, ударил |
Умение делить слова на слоги и ставить ударение |
По 2 балла за каждое слово (6 баллов). |
Звуки и буквы |
3. а) Подчеркни буквы, обозначающие мягкий согласный звук: земля, летний б) Определи количество букв и звуков в словах: мальчики - …б., …зв. фасоль - …б., …зв. |
Умение различать твердые и мягкие согласные; умение выполнять звуковой анализ слова |
а) 7 баллов б) 4 балла |
Всего: 22 балла |
  |
  |
  |
Дополнительная часть |
|||
* Заглавная буква в именах собственных |
*4. Найди и исправь ошибки: мурзик, Ягода, маша, волк, Василий, Иванович, кукушкин. |
Умение правильно писать имена собственные |
7 баллов |
* Предложение и слово |
*5. а) Раздели слова в предложении. На пригоркерастаялснег. б) Составь предложение и запиши: летят, серые, на, юг, гуси |
Умение членить предложение на слова; умение составлять предложение из слов |
а) 4 балла б) 1 балл |
В обязательной части учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям Государственного стандарта начального общего образования. Эту часть должны выполнить все дети. В дополнительной части задания повышенной сложности. Они требуют от ученика учебной самостоятельности. При этом содержание работ не выходит за рамки учебной программы 1 класса. Каждое задание имеет определённое количество баллов. Почему именно такое количество баллов имеет задание, покажу на нескольких примерах.
Детям предлагается слуховой диктант:
Стоял тёплый день. Коля и Дима идут на речку. Там брат ловит рыбу. Он поймал щуку и леща (18 слов).
За диктант ставится 5 баллов. Эти баллы определены исходя из норм оценки.
Баллы в задании зависят от требований к их выполнению и от содержания задания.
Даётся задание: раздели слова на слоги, поставь ударение: гром, капли, ударил.
В этом задании проверяется 2 умения, каждое из которых оценивается 1 баллом, а так как слов три, то в итоге ученик получает за это задание 6 баллов.
Составленные письменные работы были апробированы мной в 2006 – 2007 учебном году.
Формы учёта учебных достижений первоклассников
В условиях внедрения нового способа оценивания возникает проблема выбора форм учёта учебных достижений первоклассников. Под формами учёта следует понимать совокупность документов, констатирующих результативность обучения школьников. В литературе рекомендуется их много. Первоклассники, особенно в первом полугодии, затруднятся фиксировать свои результаты и всё заполнение документации ложится на плечи учителя, поэтому взяты несколько документов, но таких, которые бы позволили отследить продвижение учеников.
Одним из них стал разработанный городской проблемной группой дневник учебных достижений первоклассников, запущенный в 2006 – 2007 учебном году на апробацию. Работа по отслеживанию учебных достижений осуществлялась следующим образом: после подсчёта баллов и выведения процента выполнения письменной работы (см. впереди) результаты заносятся в листы индивидуальных достижений в Дневнике. Отмечаю знания, умения, которые проверялись:
«+» - высокий уровень усвоения (85 – 100%)
«┴» - средний уровень усвоения (65 – 84%)
«┬» - ниже среднего уровня усвоения (40 – 64%)
«─» - низкий уровень усвоения (меньше 40%)
Данные критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями, навыками взяты из «Примерного положения о системе оценивания учебных достижений на уроках физической культуры, музыки, изобразительного искусства», которое является приложением к приказу департамента образования Пермской области от 23.08.2004г. № 191. Результаты первых письменных работ выставляла сама, затем стала привлекать детей. Какой радостью наполнялись детские глаза, когда они видели свои успехи. А тот ребёнок, у которого что–то не получалось не огорчался, так как с первых дней школьной жизни мы договорились, что ребята пришли в школу учиться и если что–то не понятно, то на уроке можно спросить, а можно и на переменке шепнуть, что не понял. Ребёнок знает, что ему обязательно помогут, кроме того, в предложенные письменные работы включены задания, которые были в предыдущей работе, но несколько усложнённые по мере изучения учебного материала. Ученик, с которым проведена индивидуальная работа по устранению пробелов в знаниях, умениях, как правило, справляется с подобным заданием в следующей письменной работе. Поэтому школьник видит свой успех, у него формируется положительная мотивация и появляется желание научиться тому, что пока не получается. Родители же, увидев достижения своего ребёнка, стремились тоже прийти на помощь, часто обращались ко мне за консультацией на родительском собрании, в индивидуальной беседе.
Для того чтобы увидеть результаты учебных достижений каждого первоклассника и динамику продвижения класса, решила использовать таблицы. После проведения проверочной работы заполняла сводную таблицу. Например, такую:
Ф.И. ребенка |
№ задания |
Всего баллов |
% выполнения |
||||||
1 |
2 |
3 a) |
3 б) |
4* |
5 a)* |
5 б)* |
|||
1 2 3 . . . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В каждой письменной работе она своя, так как разное количество заданий. Данная таблица позволила проследить, какие ЗУНы западают, что помогает более эффективно спланировать работу над ошибками на следующем уроке, используя дифференциацию и индивидуализацию обучения, а также включить неусвоенный или слабо усвоенный материал в последующие уроки.
Посмотреть в целом, как учащиеся усваивают учебный материал в течение года, помогла ещё одна таблица:
№ |
Ф.И. ученика |
Перечень ЗУНов |
Общий результат (баллы и %) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
… |
Дата проведения | ||||||
1 2 3 4 . . . |
|
|
|
|
|
|
… |
||||
|
Результат по классу |
|
|
|
|
|
|
Данная таблица является своего рода журналом учёта учебных достижений первоклассников. В ней учитель фиксирует результаты всех проводимых работ (не только проверочных и контрольных, приведённых выше, но и самостоятельных, срезовых) по математике в одной таблице, а по обучению грамоте и письму в другой. Перечень ЗУНов идёт согласно номерам по данным предметам в Дневнике. В каждом столбике перечня ЗУНов появляется в течение года несколько пометок: +, ┴, ┬, - . Например, под № 12 по обучению грамоте и письму отслеживается умение делить слово на слоги. После проведения письменной работы у ученика появляется пометка «-». С этим учеником проводится индивидуальная работа в промежутке до проведения следующей письменной работы.
Такая система отслеживания учебных достижений позволяет учителю и родителям увидеть, как ребёнок продвигается, над чем нужно поработать и вовремя прийти ему на помощь. Иными словами, она помогает решить проблемы дифференциации и индивидуализации в процессе обучения. Со стороны родителей видна заинтересованность, поддержка по оказанию конкретной помощи своему ребёнку дома.
Представленная система отслеживания учебных достижений первоклассников подтверждает её жизнеспособность и возможность использования, так как цель, которую я ставила: качественное повышение уровня обученности – достигнута. Благодаря мониторингу учебных достижений, удалось достигнуть результатов в обучении и всех детей перевести во 2 класс.
Ученики успешно продвигаются в обучении, и вся картина продвижения учащихся собрана в Дневнике учебных достижений первоклассников. Он явился началом для создания Портфолио ученика.