Качество образования и духовно-нравственные ценности

Разделы: Администрирование школы


Каждый год в сентябре в первый класс приходят ученики, что потребует от них жизнь через одиннадцать лет, когда они станут выпускниками? Задача учителя подготовить их к жизни в ускоряющемся темпе.

Новое качество образования – это повышение уровня образования и изменение приоритетов в образовании. В литературных источниках чаще всего встречается словосочетание “повысить качество”. Это предполагает определение степени пригодности “добротности”.

С философской точки зрения качество – это свойство объекта, оно неотделимо от него и должно соответствовать основным современным тенденциям развития общества.

Качество выражает существенную определенность объекта, благодаря которой он является жизнеспособным в реальных условиях.

До процессов модернизации приоритетным в образовательном процессе являлось государство, затем общество и только на третьем месте личность. После начала модернизации приоритеты изменились – на первом месте личность, на втором общество и на третьем государство. Все перечисленное, несомненно, отразилось на требованиях к качеству образования.

Новое качество образования – это достижение учениками таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.

В последнее время обострились проблемы оценивания качества знаний.

Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент. Негативными тенденциями становится разрушение доверительного отношения к людям, снижение детского любопытства и детской инициативной. При оценке качества образования следует выделять, следующие положения: оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся и оценка качества образования осуществляется комплексно. Гарантия качества означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта.

Ключ к успешному развитию школы и повышению качества образования: принцип человечности, самоценности каждого возраста, принцип социокультурной открытости (уважение к нормам и традициям разных культур).

Гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, свободное развитие личности, заявленные в качестве принципа государственной политики, а также задачи освоения цивилизованного мира, ценностей национальной культуры, общечеловеческих духовных богатств диктует особое внимание педагогов к всестороннему развитию детей, развитию творческих способностей, художественно-образного восприятия мира, социо-культурной адаптации детей в сложных условиях окружающего мира.

Недаром в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” особо подчеркнуто, что одной из составляющих повышения качества образования является духовное развитие личности.

Формирование нравственных и духовных ценностей обучающих в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От её решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства. Только воспитание устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке.

Одним из путей возвращения к прерванной традиции в российской педагогике является введение в программу общеобразовательной школы курса “Духовно-нравственное воспитание” которое предполагает, что дети независимо от их воспитания и уровня образования будут ознакомлены с тем стержнем русской культуры, с той великой духовной и исторической традицией, наследниками которой, они являются по рождению и гражданству.

Предметы области “Искусство” помогают реализовать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох.

Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным ценностям. Знания по философии, религии, искусствоведению помогают ученику формировать собственное мировоззрение. Знакомство школьников с разными видами искусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспитанию личности, готовый участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся должно быть интегрировано в их основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

Ключевой фигурой в процессе интеграции становится учитель, который на просто учит читать, считать.

Изменяется содержательное наполнение межпредметных тематических блоков – это тексты для чтения, в которых действующим лицом является музыка, присутствует описание картин природы, пейзажей художников, театральных постановок, музыкальный репертуар, зрительные ряды живописных полотен, разработка творческих заданий, которые организуют диалог учащихся с автором.

Необычная форма ведения урока: путешествие в сказку, урок – интервью, урок под голубым небом, путешествие с видеогидом затрагивают мысли ребенка, вызывая интерес к изучаемому материалу. Игра на уроке необходима для предупреждения психических и физических перегрузок первоклассника. Неоценимо использование классической музыки, грамзаписей в исполнении мастеров художественного слова для формирования эстетического вкуса ребенка.

Использование на уроках сказок, литературных текстов знакомят детей с такими чертами характера как доброта, душевность, благородство, сострадание, бескорыстие, доверие, скромность и другие. Дети определяют для себя приоритеты.

Анализ содержания текста о природе родного края, животном, растительном мире воспитывает любовь к окружающему миру, лучшие нравственные качества.

Уроки строятся так, чтобы усвоение детьми знаний органически сочеталось с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности.

Учителя – практики очень, часто рекомендуют при изучении слов, правил использовать и слух, и зрение, и руку. Психологи отмечают, что только те значения, которые усвоены с интересом, окрашенные положительными эмоциями, становятся полезными.

Интеграция в школе позволяет развивать мировосприятие, мышление, воображение, речь школьников, формирует у них устойчивый интерес к учению, снижает напряжение, скованность, помогает формировать навыки учебной работы, оказывает глубокое эмоциональное воздействие на детей, повышает качество образовательного процесса и помогает усвоить общечеловеческие ценности.