Цели урока:
- Совершенствование умения решать неравенства, закрепление умения решать задачи на движение, уравнения. Отработка вычислительных навыков умножения и деления трёхзначных чисел на однозначные.
- Развитие математической памяти, самостоятельности школьников, умения преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, разноуровневые задания, самостоятельные упражнения.
- Воспитание интереса к предмету.
Оборудование: рисунки автомобилей, маршрутные листы у каждого ученика, “Модули”, карточки для самопроверки, учебники математики И. И. Аргинской.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа с модулем “Закрепление решений неравенств, уравнений, задач на движение, умножения и деления трёхзначных чисел на однозначные”.
1. Знакомство с “Модулем”.
- Вы, конечно, заметили на доске 3 автомобиля.
- Что необычного вы в них увидели?
(Не увидишь на улицах города. Это “ машины будущего”).
- Это математические электронные машины с программным управлением. Они проделали большую работу к этому уроку, создали программу урока, которая состоит из нескольких блоков и помогут повторить нам следующие темы. (Тема урока записана на доске).
- Вернёмся к автомобилям.
- Чем похожи эти рисунки? (Состоят из
геометрических фигур).
- Назовите общие геометрические фигуры.
- Найдём отличия.
- Что обозначают цифры? (№ машины).
- Если вы выбираете задание под № 3 и делаете его
правильно, то вы ставите в маршрутный лист 3 балла
и т. д.
Вывод: самые сложные задания будет выдавать машина №5.
2. Прохождение первого блока.
- Открываем первый блок программы.
- Что даст нам прохождение данного блока? (Чтение
из “Модуля”).
- Каковы будут методические указания? (Чтение
из “Модуля”).
3. Входим во второй блок программы.
- Он нас встречает проблемой. Прочитайте первое
задание данного блока. (“Почему две машины
одинаковой модели за 5 часов проехали разное
расстояние?)
- Как мы будем решать эту проблему?
- Прочитайте методические указания.
(Приблизительные ответы: машины ехали с разной скоростью, машины были разного года выпуска, водители отличались по возрасту и опыту работы, машины ехали по разным дорогам…)
- Организуйте группы по 4 человека.
- С какой целью мы будем выполнять задания этого
блока?
- Как мы будем работать? (чтение из “Модуля”).
- Выберем самую активную группу. В подарок- 5
баллов, распределите сами.
4. Физкультминутка.
“Поднимает руки класс – это раз,
Повернулаоь голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть”.
5. Прохождение третьего блока.
(Самостоятельная работа – решение уравнений).
Любой ученик может воспользоваться помощью учителя, но тогда его оценка будет снижена.
6. Прохождение четвёртого блока.
- Как называется этот блок? (“Исправь
ошибки”).
- С какой целью мы будем в нём работать? (чтение
из “Модуля”).
- Надо найти ошибки, объяснить их появление,
исправить простым карандашом в “Модуле”.
- За работу, друзья.
(Ученики работают в парах”).
Проверка (фронтальная).
Оценивание работы друг друга (выставление баллов в маршрутных листах”).
7. Пятый блок – игровой.
Цель: тренировка математической памяти.
1. Игра “Повтори – ка!” (для 1 ряда)
Учитель называет слово (например “ пять”). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (“пять”, “ квадрат”). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет своё и т. д.Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры.
Побеждает тот, кто остаётся, т. е. у кого лучше память.
2. Игра “Математические слова” (для 2 ряда)
Учитель называет несколько слов (треугольник, сложение, восемь, столько же, выражение, математика, четыре) и просит учащихся запомнить из них как можно больше слов.
3. Игра “Цепочка слов” (для 3 ряда)
Учитель называет по 3 слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; 6, 4, 2 и т. д.
Затем учитель снова называет первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором.
Вывод: слова, связанные по смыслу запоминаются легче!
4. Зрительный диктант (для всего класса).
В течение 10 секунд учитель показывает геометрические фигуры и просит их запомнить (8 фигур). Затем нарисовать их в тетради. Результаты проверяются.
Если правильно воспроизвели 4 фигуры – 3 балла; 5,6 фигур – 4 балла; 7,8 фигур – 5 баллов.
8. Шестой блок – диагностика (чтение из “Модуля”).
9. Седьмой блок – рефлексия (чтение из “Модуля”).