Решение текстовых задач на движение методом подобия. Урок-практикум с применением ИКТ

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Воспитание воли и настойчивости для достижения поставленной задачи;
  • Развитие умений обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений;
  • Обобщение и систематизация знаний о подобных треугольниках и умений применять их определение и свойства при решении текстовых задач на движение;
  • Развитие пространственного мышления.

Оборудование: технические средства – персональный компьютер, интерактивная доска; раздаточный материал.

Структура урока.

  1. Сообщение темы и цели практикума (2 мин).
  2. Актуализация опорных знаний (5 мин).
  3. Разбор домашнего задания (5 мин).
  4. Инструктирование по решению текстовых задач на движение с применением метода подобия треугольников (10 мин)
  5. Решение задач в группах (10 мин).
  6. Обсуждение результатов (5 мин).
  7. Постановка домашнего задания (5 мин).
  8. Подведение итогов урока. (2 мин)

Ход урока

1. Сообщение темы и цели практикума.

Цель урока: разобрать на примерах один из способов решения текстовых задач на движение – метод подобия.

2. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

  • Какие треугольники называются подобными?
  • Какие признаки подобия вы знаете?
  • Устное решение задач по готовым чертежам. (слайд2, слайд3)
  • Какое движение называется равномерным?
  • Как выглядит график равномерного прямолинейного движения?
  • В какой зависимости находятся время, скорость и расстояние при равномерном прямолинейном движении?
  • Даны графики равномерного прямолинейного движения. Сравните скорости тел. (слайд4)

3. Разбор домашнего задания.

Предварительно на дом учащимся было предложено решить следующую задачу.

Два пешехода вышли одновременно из своих сёл А и В навстречу друг другу. После встречи первый шёл 25 минут до села В, а второй шёл 36 минут до села А. Сколько минут они шли до встречи? (слайд5)

Один из учащихся демонстрирует решение задачи на доске.

4. Инструктирование по решению текстовых задач на движение с применением метода подобия треугольников.

Учитель предлагает решить эту же задачу другим способом. Учащимся демонстрируется схематический график к данной задаче. Приложение1(слайд5)

Проходит обсуждение чертежа. В ходе обсуждения чертежа вырабатывается способ решения задачи, используя метод подобия треугольников.

Рисунок 1

Решение записывается на доске.

Для доказательства подобия треугольников используются возможности интерактивной доски (выделение равных элементов).

Ход обсуждения

Какие треугольники подобны?

MFC и MED

По какому признаку?

По первому признаку подобия. (С= D, E= F)

Что надо найти в задаче?

Отрезок CP (обозначим его буквой t).

Какое соотношение можно составить?

, используя данные задачи, получим , откуда t = 30.

Учащиеся решают полученное уравнение. Ответ: пешеходы до встречи шли 30 минут.

Учащимися сравниваются два способа решения (домашняя работа и предложенный вариант). Делаются выводы.

Учащимся предлагается решить ещё одну задачу.

В один и тот же час навстречу друг другу должны были выйти А из посёлка М и В из посёлка N. Однако А задержался и вышел позже на 6 ч. При встрече выяснилось, что А прошёл на 12 км меньше, чем В. Отдохнув, они одновременно покинули место встречи и продолжили путь с прежней скоростью. В результате А пришёл в N через 8 ч, а В пришёл в М через 9 ч после встречи. Определите расстояние между посёлками MN и скорости пешеходов, №13.101 (слайд6)

Чертёж к задаче помогает выполнить учитель.

Недостающие элементы дополняются учащимися на интерактивной доске.

Обсуждается и вырабатывается решение задачи.

При обсуждении работает весь класс. Затем одному из учеников предлагается записать решение на доске, остальные ученики решают задачу в тетрадях. Сравнивается ответ. Делаются выводы.

5. Решение задач в группах.

Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает карточку с задачей. Одновременно условие задач демонстрируется на доске. (слайд7)

1 вариант.

Два велосипедиста выезжают одновременно навстречу друг другу из пунктов А и В, расстояние между которыми 27 км. Через час велосипедисты встречаются и, не останавливаясь, продолжают ехать с той же скоростью. Первый прибывает в пункт В на 27 мин позже, чем второй в пункт А. Определите скорость каждого велосипедиста. [3], стр.135, №246(1)

2 вариант.

Два туриста выезжают одновременно на мопедах из пунктов М и N навстречу друг другу. Расстояние между М и N равно 50 км. Встретившись через час, туристы продолжают путь с той же скоростью. Первый прибывает в N на 50 мин раньше, чем второй в пункт М. Определите, с какой скоростью ехал каждый из них. [30], стр.135, №246(2)

6. Обсуждение результатов.

В ходе выполнения работы учащиеся обсуждают решение. Сравниваются ответы. Подводится итог.

7. Постановка домашнего задания.

Ученикам предлагаются 3 задачи для самостоятельного решения (в виде индивидуальной карточки). (слайд8)

1. Пешеход вышел из пункта А в пункт В. Через 45 минут из А в В выехал велосипедист. Когда велосипедист прибыл в пункт В, пешеходу оставалось пройти 3/8 всего пути. Сколько времени потратил пешеход на весь путь, если известно, что велосипедист догнал пешехода на половине пути из пункта А в пункт В, а скорости пешехода и велосипедиста постоянны?

2. Два автомобиля выезжают одновременно из пунктов А и В навстречу друг другу по одной и той же дороге. Первый автомобиль прибывает в пункт В через 15 часов после выезда, а второй прибывает в пункт А через 4 часа после их встречи. Сколько времени прошло от момента выезда автомобилей до момента их встречи, если оба автомобиля двигались с постоянной скоростью, стр. 245, №548

3. Один турист вышел в 6 ч, а второй – навстречу ему в 7 ч. Они встретились в 8 ч и, не останавливаясь, продолжили путь. Сколько времени затратил каждый из них на весь путь, если первый пришёл в то место, из которого вышел второй, на 28 мин позже, чем второй пришёл в то место, откуда вышел первый? Считается, что каждый шёл без остановок с постоянной скоростью, №13.317

Решение первой задачи из домашнего задания разбирается на доске. Выполняется чертёж. Обсуждается решение. Закончить решение задачи учащимся предлагается в ходе выполнения домашнего задания. (слайд9)

Рисунок 2

Ход обсуждения

Что надо найти в задаче?

Отрезок СD.

Что можно заметить на чертеже?

Что CME = DMF

По какому признаку? Докажите. (Учащиеся доказывают).

Что показывает отрезок FK ?

Путь, который осталось пройти пешеходу?

Сколько времени потратил пешеход на этот путь?

45 мин, т.к. CE= DF

На этом обсуждение заканчивается.

8. Подведение итогов урока.

Попросить учащихся высказаться по поводу проведённого занятия – практикума. Здесь очень важно отметить взаимосвязь предметов – алгебры, геометрии, физики. Умение применять знания и навыки, полученные на уроках по этим предметам при решении текстовых задач. Подчеркнуть способ решения, основанный на методе подобия треугольников как альтернативный традиционным способам решения задач.

Используемая литература:

  1. А.В. Шевкин. Текстовые задачи в школьном курсе математики. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009.
  2. М.И. Сканави. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. – М.: ОНИКС 21 век, АЛЬЯНС – В, 2000.
  3. Л.В. Кузнецов, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.