Пояснительная записка
Программа элективного курса «Право в нашей
жизни» составлена с учетом федерального
компонента государственного стандарта среднего
(полного) общего образования и рассчитана на 68
часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11
классе).
Основные функции программы:
1. Информационно-методическая функция позволяет
учащимся получить представление об истории
становления и развития права, о различных
правовых системах современности и их
особенностях, углубить знания по праву и системе
права.
2. Интерактивная функцияв ходеизучения курса,
учащиеся на практике ознакомятся с источниками
права, правовыми документами разных
исторических эпох, получат практические навыки
работы с правовыми нормами.
Программа элективного курса включает разделы:
пояснительную записку; основное содержание с
распределением учебных часов по разделам курса;
календарно-тематическое планирование;
требования к уровню подготовки выпускников;
список литературы.
Общая характеристика учебного предмета.
Социальный заказ, выдвигаемый обществом к
изучению предметов гуманитарного цикла, требует
определения у учащихся собственной позиции по
отношению к различным явлениям общественной
жизни, осознанного моделирования собственных
действий в тех или иных ситуациях, формирования
мировоззренческих, ценностно-мотивационных
взглядов, умения на практике применять
полученные знания.
Кроме этого низкая правовая культура и правовой
нигилизм части современного общества
предполагает более пристальное внимание к
изучению права в школе и правовому воспитанию.
Элективный курс «Право в нашей жизни»
предполагает ознакомление учащихся с правовым
опытом человечества, более углубленное изучение
основных разделов правоведения и проведение с
учащимися практических работ по изучению
источников права, системы права, Конституции РФ и
текущего законодательства. Особое значение
придается развитию навыков поиска, анализа и
обработки информации, работы с ее различными
типами.
Критерием оценивания знаний учащихся по
предмету является не только усвоение количества
учебного материала и способность его
воспроизводить, но и овладение навыками анализа,
объяснения, умения давать определения, приводить
доказательства; развитие правовой и
коммуникативной культуры школьников.
Цели элективного курса «Право в нашей жизни»:
- Формирование у учащихся углубленного интереса к праву.
- Развитие правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права.
- Воспитание гражданской ответственности, и чувства собственного достоинства. Развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе уважения к правопорядку, правам и свободам другого человека.
- Соотношение своих взглядов и принципов с требованиями права, применение на практике полученных знаний с целью защиты и соблюдения законных интересов личности.
- Освоение систематизированных знаний в области права, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации, формирование целостного представления о месте и роли права в нашей жизни.
Распределения учебного материала и учебного времени в X-XI классах:
Классы |
Объем учебного времени | Разделы примерной программы |
Резерв учебного времени |
X класс | 34 ч |
Раздел I. Право в системе социальных норм. | 16 |
Раздел II. Реализация права в нашей жизни. | 18 | ||
XI класс | 34 ч |
Раздел III. Право, государство и личность. | 8 |
Раздел IV. Юридические основы отраслей права. | 26 |
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения элективного курса «Право в нашей жизни» ученик должен
знать/понимать
- основные факты, подходы и явления, характеризующие целостность и системность права;
- основные функции, принципы, нормы, институты и отрасли права;
- основы текущего законодательства России;
- возможности правовой системы по реализации прав и свобод человека и гражданин;
уметь
- проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
- критически анализировать полученную информацию;
- участвовать в дискуссиях, в проектной деятельности, в учебно-исследовательской работе;
- формулировать и аргументировать собственную позицию по различным вопросам;
практически использовать приобретенные знания и умения для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
- соотнесения своих действий и поступков с правовыми формами социального поведения;
- объективного оценивания своих достижений, поведения с учетом иных мнений и идей;
- осознания себя как представителя гражданского сообщества, гражданина России.
Программа курса «Право в нашей жизни». X-XI классы (68 часов)
1. Введение (2 часа.)
Теория права как наука и учебная дисциплина. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права. Система основных понятий юриспруденции.
Раздел I. Право в системе социальных норм (15 часов, 4 часа практических занятий)
1. Происхождение права (2 часа.)
Теории происхождения права. Выдающиеся юристы и их вклад в развитие правовой науки. Способы образования права. Нормы права в системе социальных норм.
2. Основные виды правовых систем (4 часа, 1 час – практическое занятие)
Формирование права в древнем мире. Римское право. Средневековое право. «Русская правда» – как источник феодального права. Развитие правовых норм и складывание правовой системы России. Основные виды правовых систем в современном мире.
3. Право в нашей жизни (7 часов, из них 2 часа – практические занятия)
Система регулирования в обществе. Социальные и технические нормы: понятие, виды, особенности и взаимосвязь. Понятие и признаки права. Сущность и ценность права. Соотношение права и государства, права и политики, права и экономики. Принципы и функции права: понятие и виды, целевое предназначение права. Соотношение норм права и норм морали, корпоративные нормы. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества. Значение морали в повышении правовой культуры и формирования уважения к праву.
4. Нормы права (2 часа.)
Понятие, признаки, виды, структура нормы права.
Повторение темы. Круглый стол по теме: «Право в
системе социальных норм».
Раздел II. Реализация права в нашей жизни (18 часов, 3 часа практических занятий)
1. Система права (2 часа.)
Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Основные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Понятие институтов и отраслей права. Частное и публичное право.
2. Источники (формы) права (7 часов, 2 часа – практические занятия) Классификация форм права. Основные виды форм Российского права. Нормативный договор. Законы и подзаконные акты. Верховенство законов как главное требование правового государства. Действие нормативных актов. Конституция как основной закон государства.
3. Правотворчество и законодательство (1 час.)
Понятие и основные стадии законотворческого процесса.
4. Реализация права (1 час практическое занятие.)
Условия и юридические гарантии применения права.
5. Толкование норм права (1 час.)
Понятие и необходимость толкования норм права. Способы и виды толкования норм права.
6. Правоотношения (2 часа, из них 1 час – практическое занятие)
Понятие, признаки и виды правовых отношений. Состав и содержание правоотношений. Понятие и классификация юридических фактов.
7. Правомерное поведение (1 час.)
Виды правомерного поведения и средства его обеспечения.
8. Правосознание и правовая культура (1 час.)
Место и роль правосознания в структуре общественного сознания. Правовая культура и правовой нигилизм.
9. Законность и правопорядок (1 часа.)
Понятие законности, правопорядка и государственной дисциплины. Принципы и гарантии законности, реализация правопорядка
Раздел III. Право, государство и личность (7 часов, из них 1 час практических занятий)
1.Соотношение права и государства (2
часа.)
Правовое государство. Россия на пути к правовому
государству. Гражданское общество. Соотношение
гражданского общества и правового государства.
2. Государство, право и личность (5 часов, из них 1 час – практическое занятие)
Правовой статус личности. Гражданство. Общая характеристика прав, свобод и обязанностей человека. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Виды гарантий.
Раздел IV. Юридические основы отраслей права (25 часов, 8 часов практических занятий)
1. Конституционное право в России (8 часов, из них 2 часа практических занятий)
Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие в РФ. Федеративное устройство России. Механизм государства. Органы государственной власти в Российской Федерации. Избирательное право. Федеральное Собрание и законодательная власть в РФ. Органы исполнительной власти РФ. Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы. Местное самоуправление в Российской Федерации.
2. Гражданское право (3 часа, из них 1 час практических занятий)
Гражданские правоотношения. Понятие и содержание права собственности. Обязательство, принципы исполнения и способы обеспечения исполнения обязательств. Защита гражданских прав.
3. Гражданско-процессуальное право (1 час.)
4. Трудовое право. (3 часа, из них 1 час практических занятий)
Формы правового регулирования труда. Социальное партнерство и коллективные договоры. Основные институты трудового права. Ответственность сторон трудового
5. Уголовное право. (4 часа, из них 1 час практических занятий)
Понятие уголовного права. Источники уголовного права, Уголовный кодекс Российской Федерации. Правонарушение, юридический состав правонарушений. Виды преступлений. Уголовная ответственность, основание уголовной ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уголовное право и несовершеннолетние.
6. Уголовно-процессуальное право (1 час, из них 1 час практических занятий)
7. Административное право (1 часа.)
Административные правонарушения и проступки. Административная ответственность.
8. Семейное право (1 час.)
Правовые основы брака и семьи.
9. Экологическое право (1 час, практическое занятие)
Окружающая среда как объект правовой охраны.
10. Земельное право (1 часа.)
Основания возникновения и прекращения прав на земельные участки, государственный контроль за охраной и использованием земель.
11. Финансовое и налоговое право (1 час.)
Финансовые правонарушения и ответственность.
12. Международное гуманитарное право (1 час, практическое занятие)
13. Повторение (3 часа.)
Календарно-тематическое планирование курса
Номер урока |
Тема | Количество часов | Дата |
1. | Введение. Теория права как наука и учебная дисциплина. | 1 | |
Раздел I. Право в системе социальных норм. | 15 часов | ||
2. | Теории происхождения права. Выдающиеся юристы и их вклад в развитие правовой науки. | 1 | |
3. | Способы образования права. Право в системе социальных норм. | 1 | |
4. | Формирование права в древнем мире. Римское право. | 1 | |
5. | Средневековое право. «Русская правда» – как источник феодального права. Лабораторная работа. | 1 | |
6. | Развитие правовых норм и складывание правовой системы России. | 1 | |
7. | Основные виды правовых систем в современном мире. | 1 | |
8. | Система регулирования в обществе. Социальные и технические нормы. | 1 | |
9. | Понятие и признаки права. Сущность и ценность права. | 1 | |
10. | Лабораторная работа: «Соотношение права и государства, права и политики, права и экономики». | 1 | |
11. | Принципы и функции права: понятие и виды, целевое предназначение права. | 1 | |
12. | Соотношение норм права и норм морали, корпоративные нормы. | 1 | |
13. | Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества. | 1 | |
14. | Значение морали в повышении правовой культуры и формирования уважения к праву. (Урок диспут) | 1 | |
15. | Понятие, признаки, виды, структура нормы права. | 1 | |
16. | Повторение темы. Круглый стол: «Право в системе социальных норм». | 1 | |
Раздел II. Реализация права в нашей жизни. | 18 часов | ||
17. | Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Основные элементы системы права. | 1 | |
18. | Предмет и метод правового регулирования. Понятие институтов и отраслей права. Частное и публичное право. | 1 | |
19. | Классификация форм права. | 1 | |
20. | Основные виды форм Российского права. | 1 | |
21. | Законы и подзаконные акты. Лабораторная работа. | 1 | |
22. | Верховенство законов как главное требование правового государства. | 1 | |
23. | Действие нормативных актов. | 1 | |
24. | Конституция как основной закон государства. История конституционного права России. | 1 | |
25. | Конституция как основной закон государства. Общая характеристика. Лабораторная работа. | 1 | |
26. | Понятие и основные стадии законотворческого процесса. | 1 | |
27. | Практическая работа: «Условия и юридические гарантии применения права». | 1 | |
28. | Понятие и необходимость толкования норм права. Способы и виды толкования норм права. | 1 | |
29. | Понятие, признаки и виды правовых отношений. Состав и содержание правоотношений. | 1 | |
30. | Понятие и классификация юридических фактов. Лабораторная работа. | 1 | |
31. | Виды правомерного поведения и средства его обеспечения. | 1 | |
32. | Место и роль правосознания в структуре общественного сознания. Правовая культура и правовой нигилизм. | 1 | |
33. | Понятие законности, правопорядка и государственной дисциплины. Гарантии законности, реализация правопорядка. | 1 | |
34. | Повторение раздела «Реализация право в нашей жизни» | 1 | |
Раздел III. Право, государство и личность. | 7 часов | ||
1. | Введение. | 1 | |
2. | Правовое государство. Россия на пути к правовому государству. | 1 | |
3. | Гражданское общество. Соотношение гражданского общества и правового государства. | 1 | |
4. | Правовой статус личности. | 1 | |
5. | Гражданство. | 1 | |
6. | Общая характеристика прав, свобод и обязанностей человека. Лабораторная работа. | 1 | |
7. | Основные виды правовых систем в современном мире. | 1 | |
8. | Соблюдение прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Виды гарантий. | 1 | |
Раздел IV. Юридические основы отраслей права. | 25 часов | ||
9. | Основы конституционного строя Российской Федерации. Лабораторная работа. | 1 | |
10. | Народовластие в РФ. Федеративное устройство России. | 1 | |
11. | Избирательное право. Лабораторная работа. | 1 | |
12. | Механизм государства. Органы государственной власти в Российской Федерации. Федеральное Собрание и законодательная власть в РФ. | 1 | |
13. | Органы исполнительной власти РФ. | 1 | |
14. | Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы. | 1 | |
15. | Местное самоуправление в Российской Федерации. | 1 | |
16. | Гражданские правоотношения. Понятие и содержание права собственности. | 1 | |
17. | Обязательство, принципы исполнения и способы обеспечения исполнения обязательств. Защита гражданских прав граждан. Лабораторная работа | 1 | |
18. | Гражданско-процессуальное право. | 1 | |
19. | Формы правового регулирования труда. Социальное партнерство и коллективные договоры. Лабораторная работа. | 1 | |
20. | Основные институты трудового права. | 1 | |
21. | Ответственность сторон трудового правоотношения. Трудовые споры и порядок их разрешения. | 1 | |
22. | Понятие уголовного права. Источники уголовного права, Уголовный кодекс Российской Федерации. | 1 | |
23. | Правонарушение: виды, юридический состав правонарушений. | 1 | |
24. | Уголовная ответственность, основание уголовной ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Лабораторная работа. | 1 | |
25. | Уголовное право и несовершеннолетние. | 1 | |
26. | Уголовно-процессуальное право. Лабораторная работа. | 1 | |
27. | Административные правонарушения и проступки. Административная ответственность. | 1 | |
28. | Правовые основы брака и семьи. | 1 | |
29. | Окружающая среда как объект правовой охраны. Семинар «Правовая защита окружающей среды». | 1 | |
30. | Основания возникновения и прекращения прав на земельные участки, государственный контроль за охраной и использованием земель. | 1 | |
31. | Финансовые правонарушения и ответственность. | 1 | |
32. | Международное гуманитарное право. Лабораторная работа. | 1 | |
33. | Повторение раздела: «Юридические основы отраслей права». | 1 | |
34. | Повторение курса: «Право в нашей жизни» | 1 |
Список литературы:
1. В.К. Бабаев В.М. Баранов. Теория права и
государства. – М.: Юрист, 2005 г.;
2. Е.Ю. Бархатова. Комментарии к Конституции
Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2007 г.;
3. А.В. Ильин. Из истории права 10 – 11 класс. –
М.: Просвещение, 2002 г.;
4. Т.В. Кашанина А.В. Кашанин. Основы
российского права. – М.: Просвещение, 2001 г.;
5. Кодексы РФ.
6. Конституция РФ.
7. О.Е. Кутафин. Основы государства и права. –
М.: Юрист, 2007 г.;
8. А.В. Малько. Основы государства и права. –
М.: Кнорус, 2007 г.;
9. А.Ф.Никитин. Основы права 10 – 11 класс. – М.:
Просвещение, 2007 г.;
10. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой
культуры. 10 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005 г.;
11. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой
культуры. 11 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2006 г.;
12. Право и экономика. Хрестоматия для учащихся 10
– 11 классов. – М.: Просвещение, 2002 г.
13. Юридические справочники, словари,
энциклопедии.