«Познай себя и ты познаешь мир»
Сократ
В большинстве случаев на моих уроках имеют место следующие этапы: организационный момент, проверка домашнего задания, устный счёт или математический диктант, изложение нового материала или закрепление темы, работа с учебником, упражнения для логического мышления, самостоятельная работа, индивидуальная работа, задание на дом, объявление оценок и подведение итогов. При этом применяю различные приёмы и методы, игровые моменты.
Очень большое значение имеет организационный момент, здесь как бы даётся установка на урок. От настроя учащихся зависит, в каком русле потечёт урок.
Проверке домашнего задания я уделяю особое внимание, так как без выполнения домашних примеров, без самостоятельной работы ученика дома можно не рассчитывать на особые успехи. Если же задание оказалось трудноватым для учащихся, то обязательно разбираем у доски со всем классом.
Качественно подобранные устные упражнения оказывают существенную помощь в изучении нового материала, к тому же создают в классе обстановку соревновательности. Устный счёт способствует развитию внимания и памяти учащихся.
Вместо устного счёта иногда провожу математические диктанты. Здесь идет повторение правил и определений, рассматриваются примеры на применение этих правил. Примеры подбираю полегче, чтобы на работу не уходило много времени.
Самостоятельную работу учащиеся выполняют как при закреплении новой темы, так и для повторения пройденной. Существует много видов самостоятельной работы. Я применяю программированный контроль, работу по карточкам, работу по вариантам.
Особенно эффективно применение разных игровых моментов при повторении пройденных тем.
При объяснении новой темы опираюсь на теоретический материал учебника. Учащиеся должны увидеть, где расположены правила, формулы, образцы решения и т.д.
На дом задаю примеры, подобные которым решались на уроке, а так же задания для индивидуальной и творческой работы.
В конце урока выставляю оценки и подводим вместе с классом итоги урока.
За 40 минут, которые отводятся на урок, невозможно уделить каждому ученику должного внимания. Поэтому я стараюсь, по мере возможности, проводить дополнительные занятия, как со слабыми, так и с сильными учащимися.
С каждым разом все более убеждаюсь в том, что если с детьми заниматься дополнительно во внеурочное время – пусть это будет просто объяснение решения какого-то примера или же проведение внеклассных мероприятий – тем охотнее они приходят на уроки.
Вдохновение учителя, реакция учеников на его домашние заготовки вселяют душу в урок. Урок оживает, и как часто бывает, идет совсем по другому руслу. Тогда после занятий мысленно сравниваешь урок, который планировался и урок, который на самом деле получился.
Поиску плана работы сопутствуют сомнения и раздумья. Вот, например, совсем недавно у меня был урок по теме «Арифметическая прогрессия» в девятом классе. Это был класс, где есть думающие, заинтересованные предметом ученики, но с недостаточно развитой самостоятельностью. Дети из этого класса обычно с готовностью включаются в новую, по сути, для них работу. Они любят учиться, но стремятся к получению быстрых результатов.
Однако, как и все школьники, с особым интересом слушают учителя, когда он им рассказывает о них самих: их памяти, внимании, работоспособности.
Я, прежде всего, определила цель урока. Как-то один ученик задал вопрос: «Как можно научиться, все улавливать с первого раза, а потом эти знания применять?» Этого ученика волновал сам процесс получения и использования знаний. Пожалуй, можно оттолкнуться именно от этого вопроса и посвятить реализации данной проблемы урок. На материале этой темы можно хорошо показать, как научиться, все улавливать с первого раза. Вопросом же применения знаний можно заняться при дальнейшем изучении этой темы.
Как было отмечено в начале, класс с готовностью выполняет чёткие указания учителя и можно использовать этот момент. А если придумать какое-то не трафаретное, необычное начало, то будет еще лучше. Чтобы завоевать внимание класса, я решила связать математику с биологией, и прозвучал вопрос, который ребята совершенно не ожидали услышать на уроке математики: «Какие анализаторы использует человек при восприятии информации?» У многих учащихся вопрос вызвал удивление: «Что такое?»
Прекрасно. Мне это и надо. Дальше я рассказываю о том, что человек при восприятии информации использует анализаторы зрения, слуха, вкуса, запаха, осязания. Но для рационального восприятия информации необходимо знать свой доминирующий анализатор, обычно это зрение или слух.
Вот нам выпала прекрасная возможность, проверить у кого какой доминирующий анализатор. Для реализации этого вопроса я обращаюсь к ученикам: «Для начала проверим вашу зрительную память. На доске записаны два ряда чисел. Сейчас они закрыты. Я открою их на одну минуту, а вы постарайтесь запомнить и по моей команде запишите в тетрадь. Приготовьтесь к работе. Внимание! Начали!»
На доске записаны числа:
6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, …
– 12, – 9, – 6, – 3, 0, 3, 6, 9,
12, …
Проверяем правильность записи учеников. Затем я обращаюсь к ученикам, чтобы они не огорчались, если кто-то сделал ошибку. Возможно это случайность, сейчас проверим еще раз.
На этот раз будут записаны равенства, надо их запомнить и записать.
Запись на доске:
8 = ; 10 = ; 12 = ; 14 = .
После выполнения задания, я обращаю внимание учащихся на то, что им помогала не только зрительная, но и логическая память.
Я читаю одно определение, а учащиеся записывают после единственного прослушивания. Однако сделать это будет легче, так как на доске есть зрительный образ того, что я сейчас сформулирую.
Итак, слушаем:
Числовая последовательность, каждый член
которой, начиная со второго, равен предыдущему,
сложенному с одним и тем же числом, называется
арифметической прогрессией.
После этого учащиеся записывают определение.
Немного погодя, читаю еще раз, и все проверяют
записи.
Теперь можно сказать, у кого лучше развита
зрительная память, а у кого – слуховая. Дети с
охотой обсуждали этот вопрос.
Итак, при изучении какой-либо информации
необходимо всесторонне и интенсивно
использовать анализаторы и, в первую очередь,
свой доминирующий (зрение или слух).
Давайте вспомним, те, кто безошибочно записал
определение арифметической прогрессии, опирался
не только на слух, но и на смысл, и на образ и,
конечно, использовал зрение, когда разглядывал
записанные на доске примеры. Но при этом, как я
заметила, кое-кто шевелил губами, тихонечко про
себя повторял за мной определение. Я считаю, что
его действия оправданны, так как проговорить
текст вслух, стараясь придать ему эмоциональную
окраску и определенный ритм, – это один из
приёмов восприятия информации.
Дальше ставлю перед учащимися вопрос: «Чего вы
достигли путем восприятия информации?»
Открываем учебники, параграф 38 «Арифметическая
прогрессия» и читаем самостоятельно. При этом
обращаем особое внимание на определение,
формулы.
После просмотра текста параграфа приводим пример последовательности, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа.
1; 4; 7; 10; 13; 16; …
а2 = 4; а3 = 7; а3 – а2 = 7 – 4 = 3.
3 – разность арифметической прогрессии, обозначается d, d = 3.
Итак, d = ап + 1 – ап.
Затем выполняем ряд заданий:
- Заданы первый член арифметической прогрессии 4 и разность, равная 2. Записать первые 10 членов этой последовательности.
- Заданы первый член арифметической прогрессии, который равен –10 и разность, равная –3. Записать первые пять членов этой последовательности.
- Заданы а1 = 20, d = –3. Записать первые 7 членов этой последовательности.
После выполнения этих заданий, каждый ученик самостоятельно придумывает два примера, подобные выше перечисленным. После чего все вместе проверяем решения данных примеров.
Этим мы ограничимся на сегодняшнем уроке.
Учащиеся получают домашнее задание. Непонятные моменты тут же разбираем. Затем оцениваем работу учащихся. Подводим итог урока, делаем вывод: что нового узнали за этот урок, что научились делать. Вывод делают сами учащиеся.
Как показала дальнейшая работа с учащимися,
приёмы и методы, которые применялись на этом
уроке, оказались достаточно эффективными.
Важно помнить, что конечный результат урока
складывается из двух составляющих: качества
работы учителя и показателей знаний учащихся, в
ходе проведения урока.