Цели: учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами;
развивать фонематический слух, речь;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование. Таблица с печатным Алфавитом, картинка с изображением печатной буквы “С, с” вместе с предметами, начинающимися на букву “с”;
Таблица слогов, квадратики красного, зеленого и синего цвета на магнитной основе для обозначения звуков, бакены.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного на прошлом уроке.
Вступительное слово учителя.
Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с буквой “З, з”. Какие звуки мы произносим при чтении этой буквы?
Дети. [ з ] и [ з?] – согласные звуки, твердые и мягкие.
Звук [ з ]– звонкий.
Учитель. Приведите примеры.
Дети. Зонт, [ з ] – твердый, обозначаем квадратиком синего цвета.
Земля [ з?] – мягкий, обозначаем квадратиком зеленого цвета.
Учитель. Что ещё нужно помнить произнося звук [ з ] в слове.
Дети. Звук [ з ] – звонкий, при произношении иногда вместо него слышится звук [ с ].
Например, глаз (глазки), мороз.
На конце и в середине слова происходит оглушение звука [з ].
III. Изучение темы урока.
Учитель. Чтобы угадать с какими звуками и буквой познакомимся на сегодняшнем уроке, отгадайте загадку:
“Одну её не съешь никогда, а без неё не вкусна еда”.
(Если дети затрудняются ответить, можно показать соль).
Дети. Это соль.
Учитель. Произнесите слово “соль”, выделите голосом первый звук. Какой звук слышите в начале слова?
Дети. [ с ].
Учитель. Подберите слова, чтобы, звук с слышался в конце слова.
Дети. Но[ с ], ро[ с ], моро[ с ].
Учитель. В середине слова.
Дети. Ку [ с ] ты, мо [ с ] ты.
(Дети должны произносить слова, выделяя голосом изучаемый звук).
Учитель. Как произносятся эти звуки: глухо или звонко.
Дети. (Закрывают рукой одно ухо, снова произносят звук [ с ]).
Глухо.
Звук [ с ], изображенный буквой “эс” выставляется на одной из малых магнитных досок под звуком [ з ].
Малые магнитные доски закреплены над основной доской в виде вагончиков.
а | о | у | э | ы | м | н | р | л | й | г | з | |||||||||||||
я | ё | ю | е | и | к | с |
Почти на каждом уроке дети отправляют в путешествие очередной звук.
Заканчивая I часть Букваря Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой А.О., все звуки займут свои постоянные места в звукобуквенном “поезде”.
IV. Звуковой анализ слов.
Учитель. Откройте букварь (стр. 91. уроки 89– 90), выложите цветными квадратиками слова “гуси”, “сумка” по звукам.
Дети. Ученик выходит к доске и большими квадратиками трех цветов выкладывают на доске слово “гуси”, произнося каждый звук и комментируя:
[ г ] – согласный твердый, беру синий квадратик;
[ у ] – тяну, значит это гласный, беру квадратик красного цвета;
[ с' ] – согласный, произношу мягко, беру зеленый квадрат;
[ ы ] – гласный, красный квадрат.
Под звуком [ с? ] ученик рисует мелом красный треугольник, тем самым доказывая, что сегодня изучается этот звук.
Остальные ученики заполняют все пустые клеточки в схеме букваря своими маленькими квадратиками.
Учитель. Кто желает составить схему слова “сумка”?
Дети. Другой ученик приглашается к доске и составляет схему слова “сумка”.
Учитель. Сравните, одинакового ли цвета квадратики, под которыми стоит треугольник?
Дети. Нет, в слове “гуси” [ с? ] зеленого цвета, значит произносится мягко, а в слове сумка [ с ] “сумка” – синего цвета, значит произносится твердо.
Учитель. Верно. Звуки [ с ] и [ с? ] обозначаются буквой “С, с”. (Показывает место буквы в алфавите.)
Выставляется таблица с изображением заглавной и строчной буквой “С, с”.
Дети. Называют слова на букву “с”, выделяя звук голосом: слон, стол, сумка, сыр, самолет.
Игра по рядам.
Детям предлагается назвать слова, начинающиеся со звука “с”:
первый ряд – названия животных;
второй ряд – названия птиц;
третий ряд – названия рыб.
Учитель. Придумайте слова, начинающиеся с заглавной буквы “С”.
Дети.
– Сочи (название нашего города, в котором будет
Олимпиада);
– Сочинка (название реки);
– Сафонов (фамилия);
– Саша (имя мальчика);
– Соня (имя девочки);
– Сутеев (автор сказок “Яблоко”, “Дядя
Миша”) и т.д.
Учитель. Когда еще пишется заглавная буква?
Дети. В начале предложения:
Сегодня чудесная погода.
Проводится физминутка.
Продолжение темы.
1). Дети работают с бакенами, подставляя гласные
к согласному [ с ].
2). Читают слоги по таблице вместе хором.
3.) Читают слоги по букварю цепочкой.
4). Читают короткие слова, короткие предложения.
5). Волшебное превращение слов. (Меняя очередность
букв, учащиеся составляют новые слова) весна –
навес, насос – сосна.
6). Совершенствование навыка чтения.
А. Барто “Я знаю, что надо придумать” (задание
для читающих детей).
7) Самостоятельная работа (стр. 93): составление
слова БАНТ.
8) Составление предложения со словом БАНТ.
Артикуляционная разминка.
Проговаривание изученных ранее скороговорок: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Архип осип. Осип охрип и т.д.
Продолжение темы.
- Совершенствование навыка чтения В. Сутеев “Цыпленок и Утенок”.
- Беседа по прочитанному.
Текст читают бегло читающие ученики цепочкой, затем 2 раз – по ролям.
Учитель. Почему цыпленок больше не захотел купаться?
Дети. Он понял, что не умеет плавать.
Учитель. А почему он не утонул?
Дети. Его спас утенок.
Учитель. Как поступил утенок.
Дети. Как настоящий друг.
Надо всегда помогать в беде.
Надо всегда дружить.
Еще надо оберегать птиц.
Птицы – наши друзья.
Учитель. Верно.
V. Итог урока.
Учитель. С какой буквой познакомились на уроке?
Дети. С буквой “С, с”.
Учитель. Что узнали нового о звуках?
Дети. Читая слова с буквой “с” мы произносим звуки мягкие [ с ?] и твердые [ с ].
А ещё звук [ с ] глухой.
Вместо звонкого [ з ] иногда слышится [ с ], потому что они парные.
Учитель. Иногда бывает наоборот, например в слове про [ з ?] ба.
Вместо [ с ], слышим [ з ]. Происходит озвончение при произношении.
На этом мы закончим наш урок.