Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами;

развивать фонематический слух, речь;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование. Таблица с печатным Алфавитом, картинка с изображением печатной буквы “С, с” вместе с предметами, начинающимися на букву “с”;

Таблица слогов, квадратики красного, зеленого и синего цвета на магнитной основе для обозначения звуков, бакены.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

Вступительное слово учителя.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с буквой “З, з”. Какие звуки мы произносим при чтении этой буквы?

Дети. [ з ] и [ з?] – согласные звуки, твердые и мягкие.

Звук [ з ]– звонкий.

Учитель. Приведите примеры.

Дети. Зонт, [ з ] – твердый, обозначаем квадратиком синего цвета.

Земля [ з?] – мягкий, обозначаем квадратиком зеленого цвета.

Учитель. Что ещё нужно помнить произнося звук [ з ] в слове.

Дети. Звук [ з ] – звонкий, при произношении иногда вместо него слышится звук [ с ].

Например, глаз (глазки), мороз.

На конце и в середине слова происходит оглушение звука [з ].

III. Изучение темы урока.

Учитель. Чтобы угадать с какими звуками и буквой познакомимся на сегодняшнем уроке, отгадайте загадку:

“Одну её не съешь никогда, а без неё не вкусна еда”.

(Если дети затрудняются ответить, можно показать соль).

Дети. Это соль.

Учитель. Произнесите слово “соль”, выделите голосом первый звук. Какой звук слышите в начале слова?

Дети. [ с ].

Учитель. Подберите слова, чтобы, звук с слышался в конце слова.

Дети. Но[ с ], ро[ с ], моро[ с ].

Учитель. В середине слова.

Дети. Ку [ с ] ты, мо [ с ] ты.

(Дети должны произносить слова, выделяя голосом изучаемый звук).

Учитель. Как произносятся эти звуки: глухо или звонко.

Дети. (Закрывают рукой одно ухо, снова произносят звук [ с ]).

Глухо.

Звук [ с ], изображенный буквой “эс” выставляется на одной из малых магнитных досок под звуком [ з ].

Малые магнитные доски закреплены над основной доской в виде вагончиков.

а о у э ы   м н р л й   г з                      
я ё ю е и           к с                    

Почти на каждом уроке дети отправляют в путешествие очередной звук.

Заканчивая I часть Букваря Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой А.О., все звуки займут свои постоянные места в звукобуквенном “поезде”.

IV. Звуковой анализ слов.

Учитель. Откройте букварь (стр. 91. уроки 89– 90), выложите цветными квадратиками слова “гуси”, “сумка” по звукам.

Дети. Ученик выходит к доске и большими квадратиками трех цветов выкладывают на доске слово “гуси”, произнося каждый звук и комментируя:

[ г ] – согласный твердый, беру синий квадратик;

[ у ] – тяну, значит это гласный, беру квадратик красного цвета;

[ с' ] – согласный, произношу мягко, беру зеленый квадрат;

[ ы ] – гласный, красный квадрат.

Под звуком [ с? ] ученик рисует мелом красный треугольник, тем самым доказывая, что сегодня изучается этот звук.

Остальные ученики заполняют все пустые клеточки в схеме букваря своими маленькими квадратиками.

Учитель. Кто желает составить схему слова “сумка”?

Дети. Другой ученик приглашается к доске и составляет схему слова “сумка”.

Учитель. Сравните, одинакового ли цвета квадратики, под которыми стоит треугольник?

Дети. Нет, в слове “гуси” [ с? ] зеленого цвета, значит произносится мягко, а в слове сумка [ с ] “сумка” – синего цвета, значит произносится твердо.

Учитель. Верно. Звуки [ с ] и [ с? ] обозначаются буквой “С, с”. (Показывает место буквы в алфавите.)

Выставляется таблица с изображением заглавной и строчной буквой “С, с”.

Дети. Называют слова на букву “с”, выделяя звук голосом: слон, стол, сумка, сыр, самолет.

Игра по рядам.

Детям предлагается назвать слова, начинающиеся со звука “с”:

первый ряд – названия животных;
второй ряд – названия птиц;
третий ряд – названия рыб.

Учитель. Придумайте слова, начинающиеся с заглавной буквы “С”.

Дети.

– Сочи (название нашего города, в котором будет Олимпиада);
– Сочинка (название реки);
– Сафонов (фамилия);
– Саша (имя мальчика);
– Соня (имя девочки);
Сутеев (автор сказок “Яблоко”, “Дядя Миша”) и т.д.

Учитель. Когда еще пишется заглавная буква?

Дети. В начале предложения:

Сегодня чудесная погода.

Проводится физминутка.

Продолжение темы.

1). Дети работают с бакенами, подставляя гласные к согласному [ с ].
2). Читают слоги по таблице вместе хором.
3.) Читают слоги по букварю цепочкой.
4). Читают короткие слова, короткие предложения.
5). Волшебное превращение слов. (Меняя очередность букв, учащиеся составляют новые слова) весна – навес, насос – сосна.
6). Совершенствование навыка чтения.
А. Барто “Я знаю, что надо придумать” (задание для читающих детей).
7) Самостоятельная работа (стр. 93): составление слова БАНТ.
8) Составление предложения со словом БАНТ.

Артикуляционная разминка.

Проговаривание изученных ранее скороговорок: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Архип осип. Осип охрип и т.д.

Продолжение темы.

  1. Совершенствование навыка чтения В. Сутеев “Цыпленок и Утенок”.
  2. Текст читают бегло читающие ученики цепочкой, затем 2 раз – по ролям.

  3. Беседа по прочитанному.

Учитель. Почему цыпленок больше не захотел купаться?

Дети. Он понял, что не умеет плавать.

Учитель. А почему он не утонул?

Дети. Его спас утенок.

Учитель. Как поступил утенок.

Дети. Как настоящий друг.

Надо всегда помогать в беде.
Надо всегда дружить.
Еще надо оберегать птиц.
Птицы – наши друзья.

Учитель. Верно.

V. Итог урока.

Учитель. С какой буквой познакомились на уроке?

Дети. С буквой “С, с”.

Учитель. Что узнали нового о звуках?

Дети. Читая слова с буквой “с” мы произносим звуки мягкие [ с ?] и твердые [ с ].

А ещё звук [ с ] глухой.

Вместо звонкого [ з ] иногда слышится [ с ], потому что они парные.

Учитель. Иногда бывает наоборот, например в слове про [ з ?] ба.

Вместо [ с ], слышим [ з ]. Происходит озвончение при произношении.

На этом мы закончим наш урок.