- мыслительных операции: анализа, синтеза, обобщения и сравнения на предметном, понятийном материале.
- воспитывать информационную культуру посредством формирования общих способов решения информационных задач и заданий.
Материальное обеспечение урока.
Для учителя:
– рабочая тетрадь;
– интерактивная доска;
– презентация;
– карточки.
Для ученика:
– рабочая тетрадь.
План урока:
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Проверка готовности к уроку.
Мотивационный настрой детей.
II. Формулировка темы и задач урока.
Чтение детьми эпиграфа урока:
Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир. (Иоганн Гёте, нем.поэт).
Эвристическая беседа с учениками:
Как вы понимаете значение данных слов?
Поразмышляйте, как эти слова будут связаны с темой сегодняшнего урока?
Выход на тему урока.
Тема возникает на доске (Прием “шторка”)
III. Закрепление пройденного материала.
-
Самостоятельная работа по вариантам. (4
минуты)
На листах учащиеся решают по 4 примера различных видов по теме урока. Листы откладываются в сторону.(Взаимопороверка в парах после групповой работы)
- Групповая работа (4 группы )
Каждой группе выдается 1 пример на сложение. Примеры решены с ошибкой.
Задача:
найдите ошибку,
решите верно,
исправьте,
подготовьтесь объяснить классу,
самостоятельно выбрав 1 представителя от группы
Время на выполнение – 2 минуты.
Ответы представителей группы у интерактивной доски.
(Во время объяснения, вариант решения каждой группы возникает на интерактивной доске. Ученик маркером исправляет ошибку и объясняет, в чем она заключалась.)
- Работа в тетради .
Всему классу предлагается решить пример в тетради и выделить карандашом ошибкоопасные места. На доске решение дублируется и коллективно делается вывод. Маркером выделяются опасные места, которые надо контролировать(буквой “к” со стрелочкой)
- Групповая работа .
Аналогично по группам решается 1 пример на вычитание с разбором у доски.
(Здесь так же возникают подготовленные решения на вычитание многозначных чисел. Ребята пером из набора интерактивной доски исправляют ошибки и затем делают вывод по алгоритму. Заполняется следующая схема с отметкой красным пером мест контроля)
Общий вывод: Повторение алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел.
Учитель предлагает в парах проверить работу на листочках в форме взаимопроверки. Результаты анализируются.
IV. Решение задач.
1) Решение графической задачи.
Ученикам предлагается решить графическую задачу. Чертеж задачи размещен на интерактивной доске.
Задание1:
Как добраться из Новгорода в Таллинн? Чему равен каждый путь?Решите задачу в тетради.
Решение:
370 +180= 550 км – путь через С.-Петербург
520 +306 = 826 км – путь через Ригу
Задание 2: Придумайте на основе полученных результатов еще одну задачу, чтобы она решалась вычитанием.
– Какой путь короче (длиннее)? Решение записать в тетради. (Проверка – на доске)
Решение: 826 – 550 = на 276 км – короче путь через Санкт-Петербург.
Вывод: Вычисления над многозначными числами можно выполнять устно и письменно – в столбик.
2) Работа с диаграммами.
№1. МОУ “СОШ№6”. Начальная школа.
1классы -84 2 классы – 76 3 классы – 57 4 классы – 47
Вопросы к учащимся:
Чтобы вы хотели вычислить, глядя на столбчатую диаграмму?
(Ученики могут составить различные задачи по данным диаграммы)
Задание всему классу: найдите общее количество учеников 1-4 классов.
– Как будете считать?
Решение: 84+76+47+57= 160+104 = 264 ученика (Можно записать или открыть на интерактивной доске)
Вывод: какое свойство сложения вы использовали при решении этой задачи? (Сочетательный закон сложения) Как удобнее считать?(Показ на доске) (Устный прием или письменный?)
№2. МОУ “СОШ №6” Количественный состав учеников школы.
1-4 классы - 264
ученика
5-11 классы – 422 ученика
Вопросы к учащимся:
– Как называется этот вид диаграмм?
(Если варианта ответа нет, можно дать задание самостоятельно найти ответ к следующему уроку?)
– Чтобы вы хотели вычислить, глядя на данную диаграмму? (Ученики составляют различные задачи)
– Задание всем: найдите общее количество учеников школы.
– Как будете считать? ( в столбик, устно)
Решение: 264+ 422 = 686 уч. – в нашей школе (Можно записать или открыть на интерактивной доске)
Дополнительное задание для сильных учеников:
– На сколько учеников начальной школы меньше, чем учеников старших классов?
№3. МОУ “СОШ №6” Изучение английского языка.
Всего учащихся в школе – 686
Изучают английский в 1-4 классах –148
Изучают английский язык в 5-11 классах – 394
Знакомство с новым видом диаграммы.(По аналогии задание на самостоятельный поиск по виду диаграммы)
Какие языки изучают в нашей школе? На диаграмме изображено количество учеников в школе и кол-во, изучающих английский язык.
Задание: Определи количество учащихся, изучающих немецкий язык в нашей школе? Составь выражение. Под ним выполни подсчеты.
Решение с использованием письменного приема вычисления:
686 – (148+394)=686 – 542= 144 ученика
Общий вывод по работе с диаграммами.
-Какова степень значения для Вас той информации, которую вы получили на данных диаграммах? На основе каких знаний вы решали задачи?
V
. Домашнее задание: №10 (Работа с диаграммой и выполнение заданий), №3 (б)Стр. 54. Пояснение к выполнению домашнего задания.
VI. Итог урока.
Беседа с детьми.
Чему учились?
Что узнали для себя новое?
Что пригодится в будущем?
Что сможете применить?
Что вызвало затруднения?
Что хотите еще узнать по этой теме?
А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока. Как теперь вы понимаете его смысл?
Кому понравилась своя работа на уроке? Поаплодируем себе.