Конспект урока по математике в 5-м классе школы VIII вида по теме "Образование обыкновенных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока: начать формировать у учащихся знания по теме «Обыкновенные дроби»

Задачи:

Образовательные:

  • начать формировать понятие дроби.

Коррекционные:

  1. Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы, как мышление, внимание.
  2. Развивать речь детей: правильно формулировать мысли, правильно говорить слова, правильно строить предложения, правильно подбирать интонацию.
  3. Развивать пространственную ориентацию.
  4. Развивать умение воспринимать устную речь.

Воспитательные:

  • формировать активность детей на уроке,
  • навыки самостоятельной работы;
  • повысить мотивацию обучения, интерес к математике.
  • умение работать в взаимодействии друг с другом.
  • умение слушать товарища.
  • сплачивать детский коллектив, показать значимость каждому из учеников в единой работе класса.

Пояснительная записка.

Урок «Обыкновенные дроби «стоит первым уроком в теме «Обыкновенные дроби». На первом этапе урока применяется приемы проблемного обучения. Этот прием редко применяется в обучении детей с умственной отсталостью.

Усвоение элементарных (в объеме начальной школы) математических знаний требует достаточно высокой степени абстрактного мышления, эта функция у детей нарушена.Они с большим трудом овладевают простейшими математическими операциями. Отсутствие умения устанавливать причинно-следственные связи приводит к затруднениям даже при решении простейших математических задач.

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний, развитие творческого мышления. Методическая тема, над которой работает наша школа: « Технологии социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» (в нашей школе –это умственно отсталые дети).

В рамках этой темы я работаю над своей методической темой «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики в школе VIIIвида».

Процесс обучения – это последовательность:

  • восприятие учебного материала;
  • осмысление доведенное до понимания;
  • запоминание;
  • применение усвоенного в практической деятельности;

При работе с у.о. детьми видно, что у них страдают все этапы процесса обучения. У них возникают трудности с восприятием материала. При полной сохранности зрения и слуха в силу тотального поражения коры головного мозга страдает фонематическое восприятие и фонетико - фонематический анализ речи. (ребенок слушает, но не слышит, с трудом воспринимает обращенную к нему речь; читает, но не понимает прочитанного). Отсутствие умения устанавливать адекватные причинно- следственные связи приводит к серьезным затруднениям даже при решении относительно простых арифметических задач. У у.о. детей наиболее плохо развито абстрактное и словесно логическое мышление.

Целью вспомогательной школы является коррекция всех дефектов развития у.о. ребенка.

Одной из задач является подготовка учащихся к самостоятельной жизни.

Но для развития ребенка и адаптации его в обществе, необходимо развивать умение ребенка принимать или хотя бы пытаться находить решение самостоятельно. Но использовать проблемную методику в коррекционной школе, так как ее используют в массовой школе нельзя в силу особенностей развития У.О. детей. Ее надо адаптировать. Далее представлены особенности применения проблемной методики на каждом этапе.

Особенности постановки проблемы:

  • проблемы всегда ставит сам учитель;
  • задание всегда тесно связано с жизнью;
  • не можешь сказать- покажи!
  • поэтапное включение слухового, зрительного и тактильного анализатора;

У детей плохо развиты аналитические способности, им очень трудно, иногда не возможно выделить проблему из ситуации. Почему поэтапно включаем анализаторы? При вербальной постановке задачи у детей максимально активизируется мыслительная деятельность. В этом случае они опираются на абстрактное мышление и воображение. На этом этапе включаются в

работу те ученики, которые способны понимать устные задания. У них относительно хорошо развито словесно-логическое мышление. В этом случае мы не занижаем для них потолок. Другие же дети максимально активизируют свою мыслительную деятельность. Далее даем наглядность для тех детей, которые не включились в работу на первом этапе. В этом случае работает практически весь класс. В классе есть дети, которые все поняли, но выразить словами не могут, в силу своих эмоционально волевых особенностей. В этом случае дети пусть покажут. Не лишаем их возможности выдвигать свои гипотезы. У этих детей надо постараться добиться рассказа о том, что же ребенок сделал, т.к. развитие мышления тесно связано с развитием речи. Ребята учатся находить решение задач самостоятельно, опираясь максимально на свои индивидуальные особенности.

Особенности этапа выдвижения гипотез.

Выслушиваем все версии даже саамы нелепые. Пусть даже самый слабый ученик почувствует себя значимым. Во время выдвижения гипотез не отвлекаемся на правильность. Ребята трудно переключаются с одного вида деятельности на другой. На этом этапе работает весь класс. Все стараются выдвинуть свою версию- все активны. Постановкой проблемы и выдвижением гипотез мы добиваемся активизации всех детей в классе.

Особенности определения верности гипотез.

Правильную гипотезу помогает выбрать учитель.

По возможности пусть лучше дети продемонстрируют выдвинутые гипотезы; пусть ошибаются, сделают не правильно, но пытаются решить поставленную задачу самостоятельно. После такой ими проделанной работы ребята охотнее принимают помощь учителя. Когда ученики с помощью учителя найдут правильное решение, каждый будет считать, что это он сам нашел решение, а учитель ему только помог. Это их личное достижение. А свое личное всегда лучше воспринимается и на дольше запоминается, чем навязанное, или спущенное как догма. С умственно отсталыми детьми учитель должен обратить внимание детей на правильный ответ.

Самостоятельно правильный ответ из множества ответов, они не выделят. Правильный ответ должен проговорить каждый ученик. Внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижен.

Особенности этапа тренировки.

Смена предмета, над которым совершалось действие.

Дети не умеют переносить полученный опыт на решение других задач. Создать проблему для у.о. ребенка- это не проблема. Проблема- чтобы он ее решил. При объяснении мы использовали яблоко, на тренировке дадим апельсин. Это уже вызовет проблему. Такое задание для них будет уже новым. Пример: было 100 сосен и 9 елей. Сколько всего деревьев? Эту задаче решили. Даем другую: 100 берез и 9 осин. Сколько всего деревьев? Задача вызовет затруднение. При переходе к абстрактным понятиям трудность еще больше.

На каждом этапе урока, где это возможно, стараемся побуждать ребенка мыслить самостоятельно, искать решение самостоятельно, пусть ребенок не боится делать ошибки. Пусть учится находить самостоятельно решение поставленных перед ним задач. Это является сейчас основной задачей школы, в том числе и нашей. Мы должны выпустить в жизнь полноценного, по возможности конкурентно способного в своей сфере человека. Эта технология, на мой взгляд, подходит для решения задачи социализации ребенка в обществе.

Технологическая карта (содержание).

*** пояснения и комментарии даются курсивом

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы.

Учитель показывает детям апельсин и задает вопрос.

У: Апельсин один, а нас в классе восемь человек. Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому?

3. Выдвижение и определение правильной гипотезы.

Ребята выдвигают версии. Когда один из ребят дает правильную версию, учитель повторяет ее.

У: Апельсин нужно разделить. Сколько апельсина получит каждый из вас?

Ребята выдвигают версии. Когда ребята найдут правильную версию, учитель озвучивает и закрепляет ее.

Все ребята проговаривают правильную версию.

Д: Каждый получит дольку апельсина.

У: Вот эта долька от апельсина и называется дробью.

Учитель раздает всем по дольке апельсина.

У: Сколько долек получил каждый из вас?

Д: Одну.

Пишем на доске 1.

У: А на сколько долек мы дели апельсин?

Д: На 8.

На доске пишем 8

У: 1/8 – это дробь. (Приложение 1)

(приложение 1)

У: Верхняя часть дроби показывает, сколько долей от апельсина вы взяли.

Нижняя часть показывает, на сколько долей мы подели апельсин. С апельсином мы справились.

Делим класс на две группы. Дети встают и подходят к первой парте первого и третьего ряда. В каждой группе по 4 человека. Группе выдается по яблоку, нож, бумага и карандаш.

У: Задание: разделите яблоко так, чтобы каждый получил по дольке от яблока.

Дети делят яблоко. При правильном разделении каждый получил по дольке яблока.

У: Сколько долек получил каждый? Куда запишем это число? Вверх или вниз? На сколько долей вы разделили яблоко? Куда запишем это число?

Ребята по группам заносят числа на выданные листы. (Приложение 2)

(приложение 2)

Подводим итоги, правильный вариант вывешиваем на доску. (Приложение 3)

(приложение 3)

Все по цепочке читают дробь.

Тренировка.

Учитель показывает рисунок (приложение 4).

(приложение 4)

У: Как мы запишем это в виде дроби?

Ребята ищут правильный ответ. Записываем правильный ответ.

Учитель показывает рисунок (приложение 5)

(приложение 5)

У: Что изображено на рисунке? Как мы запишем это в виде дроби?

Д: Вверху один кусочек торта. Внизу торт, поделенный на 12 частей.

Записываем правильный ответ.

Учитель показывает рисунок. (Приложение 6).

(приложение 6)

У: Что изображено на рисунке? Как мы запишем в виде дроби?

Д: Вверху один кусочек хлеба. Внизу буханка хлеба, поделенная на 9 частей.

Записываем правильный ответ. Все записанные дроби читаем по цепочке.

Закрепление:

Работа на листочках. (Приложение 7). Выполняется по вариантам.

(приложение 7)

По окончанию работы правильный вариант вывешивается на доске.

Ребята меняются листочками и проверяют друг друга.

Итоги:

У: Что нового мы узнали на уроке?

Д: Мы познакомились с дробью.

Отвечают все по цепочке.

Выставление оценок.

Домашнее задание: упражнение № 456 из учебника.

Ожидаемей результат.

В результате настоящего урока ожидается, что:

  • у учащихся сформируется понятие обыкновенных дробей;
  • умение обозначать обыкновенные дроби;
  • умение отличать дробь от обыкновенного числа;
  • умение правильно называть обыкновенные дроби;