Урок музыки по теме "Путешествие в страну музыки"

Разделы: Музыка


Цель урока: дать сведения о разнообразии музыки, о ее влиянии на человека и его внутренний мир.

Задачи

  • обучающая – новые сведения о музыкальных ладах (мажор, минор), симфонический оркестр, разнообразие звуков (механические, шумовые, звуки природы, музыкальные звуки); шумовые инструменты (маракас, румба); сведения о ярмарке, о колыбельной песне; сведения о композиторах (Бетховен, Щедрин, Кабалевский, Шаинский);
  • развивающая -  способствовать развитию у младших школьников музыкально-творческих способностей, способностей восприятия, внимания; развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма; воображения, мышления, рассуждения, логики; развитию исполнительских навыков, певческого голоса.
  • воспитывающая -  любовь к музыке, художественный вкус, эстетические чувства, нравственные  качества, чувство «локтя», доброту, дружелюбие.

Форма урока взята мной с учетом доступности музыкального материала учащимися начальных классов. В ходе урока использовались принципы научности: вводя и проговаривая новые музыкальные термины, сообщая новые сведения о композиторах; доступности: подбирая музыкальный и игровой материал с учетом психологовозрастных особенностей детей, единства 3 задач.

Применяла методы: ретро и перспективы, наглядности, эмоциональной драматургии, межпредметной связи и связи с жизнью.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Мы сегодня отправляемся в замечательное и интересное путешествие по стране музыки. Скажите, а музыка звучит только ли в нашей школе?

Дети: (нет)

- Только ли в нашем городе?

Дети: (нет)

- Только ли в нашей стране?

-Дети: (нет)

Вход под «Песенку паровозика»

Межпредметная связь

- Музыка звучит повсюду. С ее помощью мы можем побывать в любой точке нашей планеты. Я вам предлагаю поехать в Германию, в г.Бремен, где живет трубадур и его друзья. Они очень любят петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.

Это бременские музыканты, они уже ждут нас, чтобы вместе спеть «Песенку друзей».

- А мы с вами отправляемся путешествовать дальше.

Исполнение «Песенки Друзей», показ отрывка из м/ф «Бременские музыканты».

Игровой момент

А чтобы путь был веселей
Нужно мне помочь скорей…
Вы в колеса превращайтесь
И вращайтесь, и вращайтесь
Ну а вы гудками будьте
И сигнальте, не забудьте
Вам открыть все тайны в силе
В мире музыки – вообразили?

 

Принцип научности, метод наглядности

- Остановка. Станция МАЖОРНАЯ.

Здесь живут веселые и радостные звуки - они называются  МАЖОР (проговорить слово).

1. Чернобелая иллюстрация

Межпредметная связь

- А в какой цвет можно раскрасить мажорные звуки?

Дети: (в желтый, оранжевый…)

- А когда всем особенно весело и радостно?

Дети: (в праздник)

2. Цветная иллюстрация

Связь с  жизнью

- На одном из праздников побывал российский композитор Р.Щедрин. Это была большая ярмарка с музыкантами и клоунами.

 

Метод ретро - и перспективы

Продавцы расхваливали свой товар, а покупатели ходили с важным видом и торговались.

-Поехали на ярмарку?

Дети: (да)

- Весело на ярмарке?

Дети: (да)

Слушание «Озорные частушки» Р.Щедрина

Воспитательный момент

- А что нужно сделать, чтобы все поняли, что вам весело?

Дети: (улыбнуться).

- И тогда даже самому грустному человеку станет хорошо и радостно.

- Ну что, поехали дальше?

Исполнение песни «Улыбка»

Игровой момент

А чтобы путь был веселей
Нужно мне помочь скорей…

 

Новые сведения

- Станция МИНОРНАЯ. Что здесь изображено?

Дети: (дождь)

- Какое настроение на этой станции?

Дети: (печальное, скучное, плохое, грустное…)

1. Чернобелая иллюстрация

Межпредметная связь

- Такие звуки называются МИНОР (проговорить слово).

- В какой цвет мы их раскрасим?

Дети: (синий, серый, темный…)

- Послушайте два музыкальных произведения, и скажите минорные они, и как их можно назвать?

Дети: (музыка минорная; дают свои названия произведениям)

- Но не все так тоскливо на минорной станции. Минорные звуки не только печальные и грустные, они могут быть ласковыми и спокойными, медленными и тихими. В какое время суток может звучать такая музыка?

Дети: (ночью)

- Как называются песни, исполняемые на ночь?

Дети: (колыбельные)

2. Цветная иллюстрация;

«Грустная» Л.Бетховена;

«Плакса» Дети:Кабалевского

Метод эмоциональной драматургии

- Такую колыбельную, мама - медведица пела на ночь своему медвежонку Умке. Послушайте.

Исполнение «Колыбельная медведицы»

Метод забегания вперед

- Мы смогли разукрасить мажорные и минорные звуки. А можно ли нарисовать музыку?

Дети: (да)

(две команды рисуют смешного человечка под музыку)

- Садимся по вагонам. Следующая станция ХОРОВАЯ.

Звучит «Смешной человечек»

Связь с жизнью

- Скажите мне хором, как играет труба?

Дети: (ду-ду-ду)

- А как сигналит машина?

Дети: (би-би-би)

- Как стучит по рельсам трамвай?

Дети: (тук-тук)

- Как мычит корова?

Дети: (му-му-му)

Исполняется «Песня о звуках»

Новые сведения

- Звуки бывают разные, не только мажорные и минорные, но и механические, шумовые, звуки природы.

 

Метод эмоциональной драматургии

- Ой, посмотрите, к нам приехали с необитаемого острова друзья, которые тоже любят музыку. И сейчас они споют нам свою островитянскую песню.

Исполняется Чунга-чанга»

Новые сведения

- Наши друзья привезли с собой инструменты, которые издают шум. Это шумовые инструменты: МАРАКАС и РУМБА (проговорить слова).

- Понравилась вам островитянская песня? Я слышала, вы подпевали ребятам.

Дети: (да)

- Тогда, в заключении нашего путешествия, давайте споем хором самую дружную песню.

«Вместе весело шагать»

Обобщение

- Ребята, мы сегодня узнали, что есть музыка какая?

Дети: (мажорная)

- Она нам помогает вместе веселиться и радоваться!

А есть музыка, которая помогает не только сопереживать и помогать друг другу в беде, но и спокойно заниматься другими делами. Как она называется?

Дети: (минорная)

 

Вывод

- Значит, чем больше будет музыки вокруг нас, тем мы будем добрее и дружнее?

 Дети: (да)

- Молодцы. Наш урок-путешествие закончен. Станция ШКОЛЬНАЯ.

ДО СВИДАНИЯ.

Звучит песня «Вместе весело шагать»