Цель урока: дать сведения о разнообразии музыки, о ее влиянии на человека и его внутренний мир.
Задачи
- обучающая – новые сведения о музыкальных ладах (мажор, минор), симфонический оркестр, разнообразие звуков (механические, шумовые, звуки природы, музыкальные звуки); шумовые инструменты (маракас, румба); сведения о ярмарке, о колыбельной песне; сведения о композиторах (Бетховен, Щедрин, Кабалевский, Шаинский);
- развивающая - способствовать развитию у младших школьников музыкально-творческих способностей, способностей восприятия, внимания; развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма; воображения, мышления, рассуждения, логики; развитию исполнительских навыков, певческого голоса.
- воспитывающая - любовь к музыке, художественный вкус, эстетические чувства, нравственные качества, чувство «локтя», доброту, дружелюбие.
Форма урока взята мной с учетом доступности музыкального материала учащимися начальных классов. В ходе урока использовались принципы научности: вводя и проговаривая новые музыкальные термины, сообщая новые сведения о композиторах; доступности: подбирая музыкальный и игровой материал с учетом психологовозрастных особенностей детей, единства 3 задач.
Применяла методы: ретро и перспективы, наглядности, эмоциональной драматургии, межпредметной связи и связи с жизнью.
Ход урока
Организационный момент |
- Здравствуйте ребята! Мы сегодня отправляемся в замечательное и интересное путешествие по стране музыки. Скажите, а музыка звучит только ли в нашей школе? Дети: (нет) - Только ли в нашем городе? Дети: (нет) - Только ли в нашей стране? -Дети: (нет) |
Вход под «Песенку паровозика» |
Межпредметная связь |
- Музыка звучит повсюду. С ее помощью мы можем побывать в любой точке нашей планеты. Я вам предлагаю поехать в Германию, в г.Бремен, где живет трубадур и его друзья. Они очень любят петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Это бременские музыканты, они уже ждут нас, чтобы вместе спеть «Песенку друзей». - А мы с вами отправляемся путешествовать дальше. |
Исполнение «Песенки Друзей», показ отрывка из м/ф «Бременские музыканты». |
Игровой момент |
|
|
Принцип научности, метод наглядности |
- Остановка. Станция МАЖОРНАЯ. Здесь живут веселые и радостные звуки - они называются МАЖОР (проговорить слово). |
1. Чернобелая иллюстрация |
Межпредметная связь |
- А в какой цвет можно раскрасить мажорные звуки? Дети: (в желтый, оранжевый…) - А когда всем особенно весело и радостно? Дети: (в праздник) |
2. Цветная иллюстрация |
Связь с жизнью |
- На одном из праздников побывал российский композитор Р.Щедрин. Это была большая ярмарка с музыкантами и клоунами. |
|
Метод ретро - и перспективы |
Продавцы расхваливали свой товар, а покупатели ходили с важным видом и торговались. -Поехали на ярмарку? Дети: (да) - Весело на ярмарке? Дети: (да) |
Слушание «Озорные частушки» Р.Щедрина |
Воспитательный момент |
- А что нужно сделать, чтобы все поняли, что вам весело? Дети: (улыбнуться). - И тогда даже самому грустному человеку станет хорошо и радостно. - Ну что, поехали дальше? |
Исполнение песни «Улыбка» |
Игровой момент |
|
|
Новые сведения |
- Станция МИНОРНАЯ. Что здесь изображено? Дети: (дождь) - Какое настроение на этой станции? Дети: (печальное, скучное, плохое, грустное…) |
1. Чернобелая иллюстрация |
Межпредметная связь |
- Такие звуки называются МИНОР (проговорить слово). - В какой цвет мы их раскрасим? Дети: (синий, серый, темный…) - Послушайте два музыкальных произведения, и скажите минорные они, и как их можно назвать? Дети: (музыка минорная; дают свои названия произведениям) - Но не все так тоскливо на минорной станции. Минорные звуки не только печальные и грустные, они могут быть ласковыми и спокойными, медленными и тихими. В какое время суток может звучать такая музыка? Дети: (ночью) - Как называются песни, исполняемые на ночь? Дети: (колыбельные) |
2. Цветная иллюстрация; «Грустная» Л.Бетховена; «Плакса» Дети:Кабалевского |
Метод эмоциональной драматургии |
- Такую колыбельную, мама - медведица пела на ночь своему медвежонку Умке. Послушайте. |
Исполнение «Колыбельная медведицы» |
Метод забегания вперед |
- Мы смогли разукрасить мажорные и минорные звуки. А можно ли нарисовать музыку? Дети: (да) (две команды рисуют смешного человечка под музыку) - Садимся по вагонам. Следующая станция ХОРОВАЯ. |
Звучит «Смешной человечек» |
Связь с жизнью |
- Скажите мне хором, как играет труба? Дети: (ду-ду-ду) - А как сигналит машина? Дети: (би-би-би) - Как стучит по рельсам трамвай? Дети: (тук-тук) - Как мычит корова? Дети: (му-му-му)… |
Исполняется «Песня о звуках» |
Новые сведения |
- Звуки бывают разные, не только мажорные и минорные, но и механические, шумовые, звуки природы. |
|
Метод эмоциональной драматургии |
- Ой, посмотрите, к нам приехали с необитаемого острова друзья, которые тоже любят музыку. И сейчас они споют нам свою островитянскую песню. |
Исполняется Чунга-чанга» |
Новые сведения |
- Наши друзья привезли с собой инструменты, которые издают шум. Это шумовые инструменты: МАРАКАС и РУМБА (проговорить слова). - Понравилась вам островитянская песня? Я слышала, вы подпевали ребятам. Дети: (да) - Тогда, в заключении нашего путешествия, давайте споем хором самую дружную песню. |
«Вместе весело шагать» |
Обобщение |
- Ребята, мы сегодня узнали, что есть музыка какая? Дети: (мажорная) - Она нам помогает вместе веселиться и радоваться! А есть музыка, которая помогает не только сопереживать и помогать друг другу в беде, но и спокойно заниматься другими делами. Как она называется? Дети: (минорная) |
|
Вывод |
- Значит, чем больше будет музыки вокруг нас, тем мы будем добрее и дружнее? Дети: (да) - Молодцы. Наш урок-путешествие закончен. Станция ШКОЛЬНАЯ. ДО СВИДАНИЯ. |
Звучит песня «Вместе весело шагать» |