Урок "Свобода общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

Создать ситуации, обеспечивающие развитие навыков партнерского общения.

Задачи:

  1. Настроить участников на тональность занятия, создать атмосферу ценност­ного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и индивидуальности каждого участника.
  2. Включить детей в процесс развития коммуникативных навыков.
  3. Актуализировать знания детей через рефлексивную практику.

Методы:

  • информирование,
  • моделирование ситуаций,
  • психогимнастика,
  • анализ ситуаций.

Средства и оборудование:

  • чистые листы формата А-4,
  • надписи на стикерах (по количеству участников),
  • сюжетная картинка,
  • рисунок на листе А – 4.

План занятия:

I. Мотивационный блок.

  1. Знакомство;

  2. Постановка общей цели и цели каждого участника.

II. Основная часть.

Упражнение на коммуникацию (порядок и количество упражнений зависит от ответов детей).

III. Рефлексия.

IV. Заключение.

1 занятие 25 минут. Количество участников - 9 детей. Возраст -14 лет.

Индуктор

Знакомство

Давайте поздороваемся

Описание упражнения

Ведущий: предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Выполняют упражнение.

Результат:

- Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Упражнение «Грецкий орех»

Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи — по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника — найти свой орех.

Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению.

- Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).

- Какой вывод можно из этого сделать?

- На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими.

- Можно ли сказанное про орех соотнести с людьми?

- Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привле­кательность. Нужно только ее почувствовать и понять.

Результат:

- Введение в проблему на основе опыта.

- Создание личного отношения к предмету обсуждения.

Основная часть

Из ваших высказываний я поняла, что все люди разные и запросы сугубо индивидуальны. Сегодня мы поговорим об этом. Все люди разные, поэтому, что может повлиять на общение (процесс коммуникации)

Выполнение упражнений в соответствии с ответами детей (см. рисунок №1. Приложение1.)

Заполнение схемы по ответам детей. Выполнение упражнений участниками.

Результат:

- Творческая реализация идей.

- Выстраивание в логике собственных знаний.

- Актуализация собственных знаний;

- Представление личного видения по данной теме;

- Создание творческого продукта.

Рефлексия

  • рефлексия.
  • подведение итогов.
  • высказывания.
  • объединение схемы.

- Давайте обратимся к схеме, которую мы с вами заполняли в ходе занятия. Так какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим партнером в общении?

- Что интересного было для вас в занятии?

- Что значит коммуникация в жизни человека?

- Закончить наше занятие мне бы хотелось на положительной ноте.

Все педагоги выбирают понравившуюся бабочку, читают пожелание.

- Желаю, чтобы вы бы были также легки в общении, как эти бабочки, поэтому хочу вам каждому подарить бабочку.

- оворят, что человек вытягивает именно то, что ему нужно в данный момент.

- Желаю удачи!

Результат:

- Сверка старых знаний с новыми.

- Самоанализ, анализ движения собственных мыслей и чувств.

Упражнения

* Выполняются не все упражнения, а только те, которые будут соответствовать ответам детей (т.е. реализуются задания, исходя из запроса аудитории).

Упражнение «Изобрази предмет»

Описание упражнения

Участники строятся в колону параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий на ухо говорит слово. Затем это слово изображается следующему члену команды. Задание - передать как можно точнее это слово дальше. В конце, стоящие первыми в командах говорят слово. Его сравнивают с услышанным первым.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Упражнение «Испорченный телефон»

Описание упражнения

7 добровольцев выходят из комнаты, получив следующую инструкцию «Через несколько минут первый из вас войдет в комнату и услышит сообщение, которое он должен будет передать следующему вошедшему. Так сообщение будет передано по цепочке». Оставшиеся в комнате участники занятия получают информацию: «Вам предстоит внимательно слушать и наблюдать за тем, что будет происходить с сообщением, передаваемым «из уста в уста». Ваша задача высказать предложения о том, с чем связано качество передачи информации.

Добровольцам предлагается такое сообщение: «У аборигенов Австралии есть удивительный обычай: отправляясь на охоту или рыбную ловлю, они заламывают ветви деревьев; при этом они искренне верят, что подобный ритуал поможет им вернуться домой засветло».

Психологический смысл упражнения

Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией, на демонстрацию способов искажения информации развитие навыков вербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Упражнение «Найди свою пару»

На спину каждому участнику я наклею стикерс с надписью сказочного героя. У этого героя есть пара из сказки. Необходимо найти свою пару используя только закрытые вопросы, типа «А он летает?» Ответ должен быть только «Да» или «Нет».

Психологический смысл упражнения

Развитие навыков вербального общения.

Упражнение «Интервью у инопланетянина»

Описание упражнения

Из участников выбирается инопланетянин, переводчик, а остальные участники - репортеры. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Репортеры задают вопросы инопланетянину об интересующих их темах. Переводчик якобы переводит на язык инопланетянина или русский для репортеров, при этом использует русский язык, но другие слова, которые не употребляли репортеры и инопланетянин. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Как чувствовал себя каждый в присвоенной ему роли? В какой роли было труднее всего?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией, развитие и навыков вербального общения.

Упражнение «Доверительное падение»

Работа в группе, по очереди с каждым участником. Задание, стоя спиной к партнерам упасть к ним на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы. После игры участники садятся в круг.

Вопросы ведущего: что тебе было легче делать, падать или ловить, какие чувства ты испытывал при этом, есть ли в реальной жизни ситуации, где ты испытываешь подобные чувства.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.