Семинар как форма проектной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Метод проектов и познавательная активность учащихся

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться? Современная педагогическая ситуация характеризуется необычайным разнообразием: альтернативные образовательные программы, элективные учебные курсы, внедрение игротехник, появление новых учебных предметов, полноправная ассимиляция учебными планами информационных технологий и т.д. Сама социальная динамика диктует необходимость пересмотра содержания и форм обучения, чтобы новыми, нетрадиционными средствами активизировать процесс получения знаний.

Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс. С одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной  активности ученика в его собственную [1,2]. Метод проектов как нельзя лучше отвечает решению этой задачи и активизации творческой активности учащихся.

Творческая активность – это всегда воплощение индивидуальности, форма реализации личности, возможность выразить  свое особое, неповторимое отношение к миру. А творчество невозможно без развития образного мышления и воображения.

Шаг за шагом, от проекта к проекту  внедряя  на уроках и во внеклассной работе активную познавательную атмосферу, мы будем переориентировать сознание учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности может стать частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Только при этом условии познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании.

Креативная реализация в рамках проектной деятельности на уроках биологии и во внеклассной работе

Биология, как школьная дисциплина, предоставляет огромные  возможности для проектной деятельности. Конкретные ее формы всегда зависят от ситуации: материальной базы, оборудования, которым располагает кабинет, возможностями  пришкольного участка и т.д.

Проектные работы по биологии могут быть исследовательскими, экспериментальными и типично информационными. Последние не зависят от наличия реактивов, лабораторной посуды или экспериментальных грядок.  Информационные проекты по биологии связаны с теоретической составляющей естествознания. Огромный материал, накопленный всеми областями биологической науки, дает поистине неограниченные возможности для работы по методу проектов. Практически любая тема школьного курса может быть взята в качестве темы проекта. Это дает возможность  представить ее с новой стороны, рассмотреть аспекты, не затронутые в учебниках.

Современные возможности работы с информацией не ограничивают учащихся в поиске нужных источников. Удаленность от крупных городов перестала играть негативную роль в доступе к информации. Возможности оформления презентаций, слайд-шоу, видеороликов, хорошего качества печать совершенно изменили облик проектных продуктов. А фото и видео, даже при отсутствии типичного экспериментального оборудования,  позволяют проводить экспериментальные наблюдения.

Иформационные проекты и, в частности, семинары являются  наиболее доступными формами проектной деятельности в рамках преподавания биологии.

Элементы семинара на уроке вводятся постепенно.  Начиная с 5 класса, учащиеся готовят доклады. В младших классах они могут быть небольшими по объему. Время доклада  не должно превышать 5-7 минут. Форма доклада – на выбор учащегося: презентация, доклад с иллюстрациями, устное сообщение. Дети будут иметь возможность сравнить свое выступление с другими. На будущее они решат для себя сами, в какой наиболее выигрышной форме им следует представлять свое сообщение. Например, если в данный момент в семье нет компьютера для подготовки презентации, а  ученик решил, что именно эта форма доклада ему необходима, он может подготовить ее в школе или у друга.  Для этого ему нужно договориться, объяснить, что ему конкретно нужно сделать, зачем; словом, проявить организационные способности, умение ориентироваться в социально-производственных отношениях. Пусть это пока весьма простой уровень, но он  дает  ребенку первый опыт общения в коллективе, опыт  сотрудничества.

В 5-ом классе в качестве тем докладов интересны биографии великих путешественников, ученых и мыслителей прошлого; все, что касается нашей Солнечной системы,  природные явления и многое другое. Например, по теме «Размножение» ученики 6 класса сами выбирали, о каком животном они будут рассказывать. В результате получились интересные рассказы натуралиста о медведях, львах, волчьей стае, пингвинах, пауках, пчелах и т.д.  Материал 7 класса дает простор для докладов о самых разных животных, от простейших до млекопитающих. В течение учебного года каждый ученик хотя бы один раз готовит свое сообщение. Постепенно, уже в младших классах,  каждый доклад сопровождается вопросами, а впоследствии и самооценкой. Таким образом, к старшей школе у ребят накапливается необходимый опыт, позволяющий осуществлять работу на вполне взрослых семинарах.

В старших классах в учебном плане всегда встречаются темы, которые полно и подробно в рамках учебника  представить невозможно. За рамками уроков остаются биографии великих ученых, судьба научных идей, огромное количество фактов. Да и невозможно вместить все это в учебный курс. Однако работа по методу проектов дает учителю возможность донести все эти знания до учеников, причем ученики сами переходят от пассивного усвоения информации к ее активному поиску, анализу и презентации.  Это такие темы,  как «Селекция растений, животных и микроорганизмов»,  «Круговорот веществ в природе»,  «Агроценозы»,  «Антропогенез»,  «Бионика»,  вопросы природопользования, структуры биосферы, проблемы экологии. Особого внимания заслуживает историография науки, в частности  теории эволюции.  Проектными продуктами по данным темам явились презентации в Power Point, доклады на мини-семинарах, являющихся частью урока, отдельные сообщения, рефераты. Многие работы пополнили методическую копилку кабинета биологии.

Семинар как форма проектной деятельности

Семинар (от лат. Seminarium – рассадник) – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей. Такое определение даёт семинару словарь иностранных слов. Как урок, семинар является одной из его нетрадиционных форм, эффективной во многих отношениях.

Во-первых, это хороший обобщающий урок, дающий опыт публичного выступления и самопрезентации. Что касается биологии, то такие большие, содержащие огромное количество информации и терминологии темы, как «Строение и жизнедеятельность клеток», «Успехи современной цитологии», «Эволюция живого мира на Земле», «Успехи современной селекции», «Круговорот веществ в природе» и многие другие, очень хорошо укладываются в рамки семинара.  По схеме семинара можно провести и внеклассное мероприятие.

Во-вторых, в работу вовлекается весь класс, так как сначала идёт подготовительный период: конкретизация темы и  распределение ролей. Кто-то будет готовить доклады, кто-то  работать в группе оппонентов или оформлять кабинет. В выборе роли предполагается максимум самостоятельности: каждый ученик сам ее выбирает. Таким образом, идёт работа в группе, со знанием индивидуальной задачи и общей конечной цели.

В-третьих, учащиеся вовлекаются в разработку регламента, темы докладов согласовываются, обсуждаются источники информации, выбираются оптимальные, доступные; редактируются тексты. Идёт совместная творческая работа педагога и ученика. Учитель здесь выступает в роли организатора. Учитель может и сам  принять участие в работе семинара и выступить с докладом. Тогда это будут отношения коллег, работающих в одной команде.

В-четвёртых, чтобы задать умные вопросы по сути доклада, оппоненты должны сами владеть материалом; внимательно слушать доклад; уметь ориентироваться в ходе общения в системе «вопрос-ответ». Оппонент должен уметь оценить и понять полученный ответ: соответствует ли он вопросу, насколько он полный. В образовательных мероприятиях общение подобного рода развивает критичность ума, логику, умение чётко формулировать мысли, выделять главное.

В-пятых. На этапе выступлений учитель берёт на себя роль ведущего. Как форма более «взрослого» общения, семинар поднимает самооценку участников-старшеклассников. Опыт публичного выступления – необходимый опыт социализации, как и опыт слушателя.

В-шестых. Подведение итогов, обобщение, анализ докладов и семинара в целом – все эти элементы могут быть вынесены за рамки семинара. Умение учащихся взглянуть на себя со стороны, как и адекватный самоанализ, необходимо развивать. Учитель здесь выступает в роли  супервизора, подводящего итоги.

В-седьмых. В ходе подготовки и проведения семинара в полной мере реализуется личностно-ориентированный подход к учащимся. Уровень подготовки конкретного ученика обязательно учитывается при выборе темы доклада, подборе материала.

В-восьмых. Как результат мы имеем возможность оценить знания учеников как по заявленной теме в целом, так и по более узким частным вопросам. Выводы о качестве знаний учащихся могут быть сделаны по общей оценке их работы на семинаре: уровне докладов, ответов на вопросы, активности в качестве слушателя.

В-девятых. Постепенно, по мере отработки схемы семинара, можно перейти на более серьёзную ступень, а именно построить на базе семинара работу школьного научного общества. Внеклассная работа в современном учебном процессе является продолжением уроков.

Все вышеизложенное характеризует семинар как очень интересную форму проектной работы.

В качестве примера можно привести биологические семинары, проведенные в рамках предметных недель в старших классах МОУ СОШ №2 г.о. Рошаль Московской области.

26 декабря 2007 года состоялось заседание семинара «Успехи современной цитологии» в 9А классе. Спектр вопросов, охваченных докладчиками, был широк и интересен. Темы своих докладов они сформулировали сами в рамках, заданных учителем. Например, ставится задача – осветить историю вопроса, современное состояние цитологических исследований, спорные и интересные, нерешенные на данный момент вопросы. На первых порах такая корректировка необходима, чтобы учащиеся не пытались объять необъятное, научились соблюдать логическую последовательность выступлений, имели ориентиры. В результате были подготовлены 8 докладов, отражающих и этапы становления цитологии как науки ( «История развития цитологии как науки», «Клеточная теория», «Микроскопия – световая, электронная») и современное применение цитологических методов исследований («Генотипоскопия», «Цитологические методы исследования в современной медицине») и спорные острые вопросы («Клонирование – за и против», «Вирусы – загадочная форма жизни?», «Вирусология»). При подобной организации проектной работы учитель может выступать и в роли коллеги, представляя свой вступительный доклад, и в роли эксперта, и сочетать обе эти роли. По сути, сам семинар является групповым проектом, складывающимся из индивидуальных творческих работ, каждую из которых, в свою очередь, можно назвать мини-проектом или элементом проектной деятельности. Даже если ученик по той или иной причине не участвует в подготовке доклада, он не остается в стороне от общей работы: оформляется кабинет, ведется фото- и видеосъемка.

Все могут принять участие в обсуждении.

25 декабря 2007 года состоялось заседание семинара «Строение и жизнедеятельность клеток» в 10-ом классе. Доклады десятиклассников отличались большим объемом и академичностью формулировок. Возможно, сказывалось влияние предстоящих экзаменов, более тесное общение с Интернетом. Темы 6-ти докладов были сформулированы следующим образом: «Клеточная теория. История формирования. Основные положения», «Прокариотическая и эукариотическая клетки», «Клеточное ядро. Хромосомы и хромосомный набор», «Деление клетки. Типы деления и их значение», «Особенности строения клеток разных царств живой природы», «Вирусы и их место в системе органического мира». Все остальные учащиеся выступали  с комментариями, дополнениями, участвовали в обсуждении и задавали вопросы.

13 ноября 2008 года состоялся семинар «Эволюция живого мира на Земле» в 9А классе. Это было большое мероприятие, рассчитанное на два часа урочного времени.

Тема семинара охватывает материал, изобилующий терминологией, названиями древних животных и биологических явлений. Только самые старательные отличники в состоянии справиться с подобным информационным потоком в индивидуальном режиме. Обобщающее повторение в рамках семинара позволило представить материал несколько иначе, более панорамно, с акцентом на интересные подробности.

После вступительного слова учителя были представлены следующие сообщения: «Современная наука об эволюции живого мира на Земле»,  «Современные представления  о возникновении жизни», «Доказательства эволюции»,  «Основные методы изучения эволюционного процесса», «Начальный этап происхождения жизни», «Жизнь в архейскую и протерозойскую эры», «Жизнь в палеозойскую эру», «Жизнь в мезозойскую эру», «Жизнь в кайнозойскую эру»,  «Современный этап эволюции человека».

По типологии проектов наш семинар является типичным информационным групповым проектом. В качестве информационных источников учащимися были использованы  Интернет-ресурсы, дополнительная литература, учебная литература для школы и ВУЗа. Индивидуальные творческие результаты были оформлены в виде докладов. Принять участие в семинаре смог каждый ученик 9-го класса: выступления готовили 10 докладчиков, остальные оформляли кабинет, передвигали мебель, даже уборка перед началом семинара была предусмотрена в плане подготовки. Впервые вопросы задавались не из «зала», а с докладчиками работала группа  из 4-х «официальных оппонентов». Они задавали вопросы каждому выступающему по теме доклада. Следует отметить, что оппонентами вызвались быть вовсе не отличники. Чтобы грамотно задавать вопросы, им самим пришлось основательно подготовиться. Для многих докладчиков участие в семинаре было своеобразным преодолением себя. Не секрет, что слабым ученикам приходилось помогать  в подготовке к выступлению: подсказать литературный источник, подкорректировать план выступления, подбодрить перед началом семинара.

За этими простыми действиями стоит и дифференцированный подход, и активизация творческой активности, и развитие познавательного интереса. А фото- и, особенно, видеорепортаж позволили нам провести анализ выступлений, отметить ошибки, слова-паразиты, характерные черты поведения и сделать выводы на будущее.

Список литературы

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000, №9, с. 177-180.
  2. Коротаева Е. Уровни познавательной активности.// Народное образование. 1995, №10 с. 156-160.