Урок географии в 6 классе
Тема: ВЕТЕР.
Задачи урока:
- Сформировать представление о таком природном явлении как ветер.
- Выяснить причины образования ветра.
- Сформировать представление о видах ветров, о розе ветров и умение построения розы ветров по имеющимся данным.
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: урок компьютерная презентация.
Оборудование: компьютер, проектор, барометр, флюгер.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: атмосферное давление, барометр, ветер, бриз, муссон, роза ветров.
ЗУН учащихся: определять атмосферное давление с помощью барометра, выявлять причинно-следственные связи в образовании ветра, определять направление и силу ветра, строить розу ветров, анализировать изменение атмосферного давления и направление ветра.
Ценностный компонент урока: раскрыть значение ветра для природных процессов и человеческой деятельности.
Ход урока
1. Рассказ учителя.
- Понятие атмосферное давление, причины изменения атмосферного давления.
- Измерение атмосферного давления, барометр.
2. Рассказ учителя о ветре с использованием показа слайдов. (см. приложение 1)
3. Практическая работа.
Построение розы ветров.
Формируя навыки построения розы ветров, учитель рассматривает его на примере наблюдение за прогнозом погоды за последнюю неделю (данное задание было дано уч-ся заранее).
Совместно с учителем ребята заполняют таблицу.
Направление ветра |
Количество дней |
Направление ветра |
Количество дней |
Северный |
5 |
СВ |
2 |
Южный |
7 |
ЮВ |
4 |
Западный |
4 |
СЗ |
5 |
восточный |
2 |
ЮЗ |
6 |
Построение розы ветров.
1. Откладываем на каждой оси сторон горизонта деления по кол-ву дней, сколько дул ветер такого направления.
2. Соединяем последние деления друг с другом.
Заключительный этап урока.
Учитель акцентирует внимание учащихся на двух главных характеристиках ветра - скорости и направлении; обращает внимание, что направление ветра определяют с помощью флюгера, что сила ветра зависит от разности атмосферного давления: чем она больше, тем ветер сильнее.
В конце урока учащиеся делают вывод о значении ветра для хозяйственной деятельности человека.
Сценарий мероприятия по НРК. «Сибирская ярмарка»
Цель: Используя нетрадиционные формы обучения, закрепить знания особенностей каждой природной зоны на территории Красноярского края, показать её значение в жизни человека.
Задача: познакомить уч-ся с традициями народов, проживающих в нашем крае, их одеждой, праздниками, истоками их зарождения.
Оборудование: учебник и хрестоматия по физической географии края, худ. литература по краеведению, стихи К. Лисовского, Н.А. Некрасова.
Поделки уч-ся из природного материала зон края, фотографии, записи песен.
Подготовительная работа: уч-ся готовят описания природных зон в крае, рекламу товаров прикладного творчества в данной природной зоне, презентации слайдов «Достопримечательности природных зон Красноярского края».
Ход мероприятия сопровождается показом слайдов о природных зонах. Эти материалы достаточно широко представлены на различных лицензионных дисках по физической географии.
На стенах актового зала представлены картины природных зон России, напротив которых располагаются столы с поделками из природного материала данной природной зоны, представлены дары природы (грибы, ягоды, орехи и т.п.):
СМЕШАННЫЕ ЛЕСА:
Туески, деревянные шкатулки, варенье, беличья шкурка, молоко.
ТАЙГА АНГАРСКАЯ.
Ветки пихты, еловые, сосновые и кедровые шишки, брусничное варенье.
МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА.
СТЕПИ: пшеница, помидоры, арбузы, печенье, сахар, Самовар с чаем.
Для работы уч-ся приготовлены стихи о природе своих зон, загадки, фотографии, компьютерные презентации и слайды.
1 Ведущая: Добрый день гости дорогие, званные и желанные! Вы, купцы российские, люди торговые! Собрались мы на ярмарку на веселую на старинную.
2 Ведущая: Пролегли от городов наших сибирских пути- дороженьки по всему белому свету. Как по этим путям- дороженькам идет слава великая про землю нашу красноярскую.
1В: А, ты думаешь, что сидя в этом зале , во многих городах и районах побывать можно?
2В: На ярмарке все возможно. Покупайте, продавайте и жетоны набирайте.
1В: Тогда с ярмарки и начнем. Всем, кто подходит и всем кто уже есть, объявляем важную весть. Приехали к нам торговые купцы из далекой Туруханской губернии.
Учащиеся рассказывают о таежной зоне края, показывают поделки и компьютерные презентации. Рекламируют товары народных промыслов.
Купцы: Привезли мы товару разного: брусника-ягода, орехи, соболя. Посмотрите наш товар попробуйте, может и купите.
1В: Ярмарка, ярмарка! Веселись народ, ну-ка красавицы выходи вперед. Лесная сибирская красавица Березка белоствольная Представитель леса широколиственного. Танец березок.
2В: Глядите не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте товары покупайте. Ну что за товар! И тот и этот хорош, выбирай какой хошь!
1В: Ну-ка купцы Березовские да Манские из могучих лесостепей , что вы нам привезли, чем порадуете?
Учащиеся рассказывают о лесостепной зоне края, показывают поделки и компьютерные презентации. Рекламируют товары народных промыслов.
Скоморохи: балалайка звонкая, тульский самовар. Праздник на ярмарке, праздничный базар.
2В: А вот к нам пожаловали гости из степей, из богатых земель минусинских.
Учащиеся рассказывают о степной зоне края, показывают поделки и компьютерные презентации. Рекламируют товары народных промыслов.
1В: Тары-бары, растабары. Есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, забирайте нарасхват. (Играют « Валенки»)
В это время уч-ся подходят к центру зала где стоит скоморох с шестом на который привязаны ленты. Берут по одной ленте, ходят по кругу, образуя карусель. Подходят к купцам, делая вид, что покупают и отдают жетоны за товар. По окончании музыки все садятся за столы.
2В: Кто больше продал товара? Какой купец самый ловкий, быстрый да удачливый? Что продали купцы наши северные? (Уч-ся называют количество жетонов.) Сколько продали купцы манские да Березовские? Лучшими купцами оказались… Они продали почти все свои товары.
Объявляется конкурс потешек, загадок и пословиц, уч-ся в это время могут попить чай и участвовать в конкурсах.
СКОМОРОХ (со связкой баранок) загадки в виде показа слайдов с отгадками:
ЗАГАДКИ:
- На горе шумит, а под горой молчит (лес).
- Изба белена, а маковка зелена (береза).
- Никто не пугает, а вся дрожит (осина).
- У кого одна нога, да и та без башмака (гриб).
- Что не сеяно родится (трава).
- Какую траву и слепой знает (крапива).
- Летом одевается, а зимой раздевается (лиственный лес).
ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ:
- Сперва дверь запри… (потом спать ложись).
- В разбитой посудине… (воды не удержишь).
- Лошадь не купил… (конюшню строит).
- Когда лошадь украли… (начал конюшню запирать).
- Помни: ото рта до уха… (всего 4 пальца).
- У всех разное горе, а у мельника… (одно - воды нет).
Уч-ся (купцы) соревнуются в плясках и песнях за призы.
Ведущая: Спасибо вам, гости дорогие, за ваш товар. Приезжайте к нам еще. До свидания.