Инновационный педагогический проект "Проблемно-развивающее обучение как основа формирования ключевых компетенций"

Разделы: Общепедагогические технологии


Часто задаю себе вопрос: “Как пробудить и поддерживать интерес у учащихся к учению? Если спросить у детей: “ Зачем вы ходите в школу?” Старшие в основном отвечают: “Пообщаться”. А вот младшие говорят: “Учиться”. Учащиеся должны учить себя, а я, учитель, должна создавать для этого условия. Моя главная роль на уроке – организатор учебного процесса. К сожалению, наш сегодняшний ученик – прежде всего исполнитель воли учителя. Взрослея, учащиеся всё меньше хотят быть исполнителями чужой воли. Я убеждена, что пришло время, когда мне надо переосмыслить свою функцию: учитель нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития каждого ребёнка, его самоорганизации, самоконтроля и самооценивания. Я должна научить учеников правильно строить свою деятельность, то есть быть компетентными, способными выживать в современном быстроменяющемся мире.

Так как школа является одной из ступеней, обеспечивающих вхождение человека в социальный мир, его адаптацию в нем, она должна готовить своих учеников к продолжению обучения, к жизни, к переменам, развивая у них такие качества, как инициативность, уверенность в себе, способность менять сферы и способы деятельности. Современному рынку труда нужен хороший сотрудник — человек, который может работать в команде, обладает навыками межличностного общения, способностью к саморегуляции, т.е. личность со сформированными ключевыми компетенциями.

ОУ, в котором я работаю, является отдаленной школой от районного центра. Основными проблемами поселка, которые влияют на работу школы, являются: уменьшение контингента детей, тенденция старения села, недостаточная конкурентоспособность выпускников сельской школы. Сегодня родителя стали социальными заказчиками в образовательном процессе. На основании анкетирования большинство родителей считает главным научить детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, активными и востребованными. В старшей школе ориентиром для большинства родителей является подготовка детей к поступлению в ВУЗы и Сузы. Изучив интересы учащихся, их родителей, учитывая социальный заказ государства,  педагогический коллектив нашей школы поставил перед собой цель создать современную сельскую школу, обеспечивающую её выпускникам конкурентоспособность и воспитывающую в них высокие нравственные качества.

В связи с этим возникают противоречия:

между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ученика в образовательном процессе,

между потребностью школьников и их родителей в формировании компетентности, которая обеспечивает общекультурную и общеучебную подготовку к жизни в обществе, и невозможностью её реализации при использовании традиционных методов образовательной деятельности.

Решение этой проблемы заключается в поиске новых технологий обучения, которые были бы направлены на формирование ключевых компетенций учащих

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала проблемно-развивающую, что не означает полное исключение иных, а предполагает лишь ее преобладание.

Цель проекта: формирование ключевых компетенций учащихся посредством проблемно-развивающего обучения.

Задачи:

  • сбор и анализ информации о системе формирования ключевых компетенций;
  • разработка набора ключевых компетенций учащихся как прогнозируемого результата обучения;
  • формирование концепции компетентностного подхода в Программе развития школы;
  • внедрение проблемно-развивающего обучения в образовательное пространство школы;
  • внедрение системы мониторинга сформированности ключевых компетенций;
  • обобщение и распространение опыта по внедрению проблемно-развивающего обучения как основы формирования ключевых компетенций.

Идею активного обучения развивали такие философы и педагоги, как Сократ, Пифагор, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо.

В нашей стране идею развивающего обучения впервые выдвинул Л.С.Выготский. В настоящее время известна технология развивающего обучения, разработанная под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. М.Н. Скаткин. И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский разработали новое направление в методике обучения – проблемное обучение.

Изучение существующего теоретического и практического опыта позволило мне сделать вывод о том, что эффективность применения проблемно-развивающего обучения обусловлена тем, что

оно основано на психологической посылке: мышление не сводится лишь к оперированию готовыми знаниями, оно процесс продуктивный, творящий новые знания;

оно помогает так организовать учебный процесс, что учащиеся целенаправленно приобщаются к самостоятельному добыванию знаний.

На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям соответствует сегодня проблемное обучение.

Компетентностный подход более соответствует условиям рыночной экономики, так как предполагает формирование, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и ключевых компетенций, востребованных рынком труда: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, гражданско-политических. (Зимняя И.А.)

Результатом обучения должна стать сформированность минимального уровня компетентности, которого достигнут учащиеся на этапе завершения обучения в школе. Дальнейшее развитие их компетенций будет происходить по мере обучения в системе среднего и высшего профессионального образования.

Выделяют четыре направления применения компетентностного подхода в школьном обучении: для формирования ключевых компетенций, обобщенных предметных умений, прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Если при традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер, то в условиях развивающего обучения она становится продуктивной. Девиз педагога меняется с “Делай как я” на “Я вместе с тобой”, стиль общения учителя и ученика с монологичного на диалогичный, позиция ученика с “пассивного слушателя” на “активный участник”. Функция учителя при традиционном обучении – носитель информации, в условиях развивающего обучения – организатор сотрудничества, консультант.

Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация, она вызывает познавательную потребность. Основатели теории развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов определили потребности как движущую силу развития личности.

Проблемное обучение – это обучение, протекающее в виде снятия создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее осознанное затруднение, которое порождается несоответствием, между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемой. Проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Каждая проблема направлена на то, чтобы вызвать интерес, пробудить инициативу, побудить к деятельности. Проблема – это проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: знания, практический опыт.

Итак, “проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки”. (М.И. Махмутов)

Проблемное обучение включает в себя несколько этапов.

1) Подготовка к восприятию проблемы.
2) Создание проблемной ситуации.
3) Формулирование проблемы.
4) Процесс решения проблемы.
5) Доказательство правильности избранного решения.

Способы создания проблемных ситуаций

  • Использование противоречий между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которых учащиеся высказывают неправильные суждения.
  • Построение гипотезы на основе известной теории, а затем её проверка.
  • Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель
  • Использование принципа историзма.
  • Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые неизвестны учащимся и требуют для объяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний

Виды проблемных ситуаций

Ситуация неожиданности
Ситуация конфликта
Ситуация предположения
Ситуация опровержения

Большое значение имеет создание в ходе обучения нестандартных ситуаций, в которых учащиеся оказываются перед выбором оптимальных способов решения, стоящих перед ними задач, решение творческих заданий, заданий практико-прикладной направленности, в решении которых реализуется компетенция как личностное свойство. В “Стандарте основного общего образования по химии” отмечено, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни”, в том числе для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. По основополагающим темам курса накапливаю и составляю учебные карты проблемных заданий, творческих и ситуационных задач, задач практико-прикладной направленности. Учебные карты содержат систему заданий или указывают последовательность действий учащихся по выведению новых знаний.

Методы проблемного обучения

Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.

Способы решения учебных проблем

К инновационным способам относятся такие способы решения проблем, как исследовательский, дискуссионный и игровой.

Исследовательский способ решения позволяет приблизить процесс ученического познания к научному познанию

Проблемное обучение может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Проектная деятельность создает условия для творческого саморазвития, закладывает основы постоянного самообразования и самосовершенствования.

Диалогический способ познания – заключается в организации процесса решения проблемы в виде обмена мнениями, идеями ради поиска истины. Виды применяемых уроков: урок-дискуссия, урок-поиск, конференция.

Игровой способ предполагает что, процесс решения проблемы строится не как научный спор, а как игра.

В современном обществе “…преимущества имеют те, кто способен выстраивать отношения с другими людьми”1, те, кто правильно оценивают свои личностные особенности и особенности других людей, те, кто умеют объяснять и убеждать, те, кто способны уживаться с другими людьми. Применение инновационных способов решения проблем способствует формированию таких качеств личности, что является залогом успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности.

Развитие компетенций происходит не только при изучении учебных дисциплин на уроке, но и в процессе общественной, трудовой, культурно-досуговой деятельности во внеурочное время.

Измерение ключевых компетенций

Компетентность – интегрированное качество личности, поэтому практически не поддается прямой диагностике. Однако именно наличие компетенций определяет готовность человека продемонстрировать свои знания и умения в конкретной ситуации. Поэтому оценивание компетентности проводится в форме демонстрации или применения компетенций. К наиболее эффективным средствам измерения компетенции учащихся относятся:

  • портфолио;
  • ситуационные задания;
  • задания практико-прикладной направленности;
  • публичная оценка результатов проектной и исследовательской деятельности;
  • тесты на выявление минимальной компетентности.

Тесты минимальной компетентности позволяют контролировать уровень теоретической подготовленности учащихся. Каждое задание рассматривается как индикатор, выявляющий какой-то один фрагмент знаний у тестируемого. Содержание заданий в тестах на компетентность отличается практической направленностью. Формы тестовых заданий различны. Задания оцениваю: 1 балл – верно, 0 баллов – неверно. Показателем сформированности компетентности можно считать выполнение заданий теста на 60-70 %.

Критерием успешного применения проблемного обучения служит повышение активности учащихся в процессе познавательной деятельности, самостоятельности и творчества в работе, в итоге – повышение успеваемости.

Опыт работы может быть использован в условиях общеобразовательной школы.

Литература

  1. Габриелян О. С., Краснова В. Г. Компетентностный подход в обучении химии. // Химия в школе.-2007.-№ 2
  2. Герус С. А., Пустовит С. О. Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы. // Химия в школе.-2007.-№ 10
  3. Трофимова И.В. Проблемы проблемного обучения.// Химия в школе.-2005.-№6.
  4. Сурин Ю.В. Развивающий эксперимент: программное обеспечение школьного курса. // Химия в школе.-1998.– № 5.
  5. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии.– М.: Школа-Пресс, 1998.
  6. Сурин Ю.В. Проблемно-развивающий эксперимент в обучении химии. // Химия в школе.-2005.-№ 5
  7. Шалашова М. М. Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения.// Химия в школе.-2008.-№10.
  8. Шаталов М.А. О способах решения учебных проблем. // Химия в школе.-2002.-№8.