Урок чтения в 3-м классе. И.Ефетов. "Мать"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные: совершенствование техники чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность) вслух и про себя путем увеличения поля зрения, избавления от регрессий, умения антиципировать, увеличения темпа чтения.
Воспитательные: привитие интереса к книге, воспитание мужества, отваги на примере поведения героев рассказа, воспитание чувства любви к своей Родине.
Развивающие: развитие восприятия, мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение), пополнение и уточнение словаря, развитие умения предугадывать содержание текста.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Рассказы детей о героях войны, про которых узнали на уроках чтения из произведений:

  • Б.Лавренева “Большое сердце”;
  • А.Твардовского “Рассказ танкиста”;
  • Б.Полевого “Последний день Матвея Кузьмина”.

2. Словарная работа.

На доске записано название рассказа и автор. Дети разбирают значение слов, встречающихся в рассказе. (Слова показываются на листах, сложенных пополам таким образом, что видна только нижняя половина слова. Дети отгадывают все слово и объясняют его смысл).

- КОМАНДНЫЙ ПУНКТ;
- ЛИНИЯ ФРОНТА;
- МИНОМЕТЫ;
- ПУЛЕМЕТЫ;
- ГРАНАТЫ.

Учитель: Помогут ли эти слова понять, о чем рассказ?

Работа над трудными словами, выяснение их смысла:

Прицел – наводка на цель.
Броня – прочная защитная облицовка.
Китель – форменная куртка.
Воронка – яма от взрыва бомбы, снаряда.
Санинструктор – младший медицинский работник в армии, имеющий специальную подготовку.
Прожектор – осветительный прибор с системой зеркал, дающий пучок сильного света.
Взвилась – взлетела, поднявшись, завертелась, закружилась.
Лежит ничком – лежит лицом вниз.
Траншея – длинный ров, глубокая канава.
Трассирующая пуля – пуля, оставляющая при полете светящийся след.
Маскировочный халат – делающий невидимым, незаметным для кого-нибудь.
Буравить – сверлить.

В конвертах у детей карточки с этими словами. Учащиеся читают слова самостоятельно жужжащим чтением, затем друг другу снизу вверх.

3. Физкультминутка.

Чтение рассказа.

Учитель начинает читать (4 абзаца), затем проводит беседу по прочитанному:

- Что отделяло командный пункт полковника Кубанова от фашистов?
- Что раньше было на этом месте?
- Как изменилась площадь во время войны?
- Что доказывает, что солдаты очень внимательно следили за площадью?

Дети находят в конвертах текст и читают его по цепочке (те же 4 абзаца). Порядок событий немного изменен.

Учитель: Что здесь не так? Какие вы заметили изменения в тексте?

Учащиеся продолжают читать рассказ по учебнику (как взрослые, поднимая глаза).

Беседа по прочитанному:

- Почему п-к Кубанов не решался сразу отдать команду “Огонь”?
- Давайте предположим, что будет дальше?

Дети взяли рамочки и читают текст дальше.

- Подтвердились наши предположения?
- Как поступили русские солдаты, а как фашисты?
- Как мать прикрывала ребенка? (найдите в тексте)

Каким увидел лицо матери п-к Кубанов?

Жужжащим чтением дети читают продолжение в течение 1 минуты (учитель ставит песочные часы).

Учитель: Встаньте те, кто успел дочитать до указанных слов (отмечено 120 слов). Пометьте место, на котором остановились, дома сосчитаете свою технику чтения.

- Как п-к Кубанов решил использовать темноту, когда погас фонарь-ракета?
- Сколько времени было у солдат на выполнение задания?
- Как звали двоих смельчаков, вызвавшихся спасти женщину с ребенком?

Учащиеся читают дальше по цепочке, поднимая глаза, до слов “…буравили и без того изрытую площадь”

Учитель: Что происходило на командном пункте, когда И.Птаха и Е.Крылова спасали мать и ребенка?

Физкультминутка для глаз.

Работа с текстом.

- Расставьте по порядку фразы (они лежат в конвертах):

а) “…выползли… и растворились в темноте”.
б) “…молчали, словно боялись вспугнуть тишину”
в) “Луч прожектора прочертил по небу…”
г) “…взвилась в небо ракета-фонарь…”
д) “…пули взламывали тротуар…”

Дети дочитывают рассказ до конца про себя, а затем вслух по ролям.

Учитель: Что можно сказать о бойцах и п-ке Кубанове?

4. Итог урока.

- Так о чем этот рассказ? (о героическом поступке матери, спасшей жизнь своему ребенку, и о храбрости российских солдат)

5. Домашнее задание.

Выразительно читать