Цели:
Образовательные: совершенствование техники
чтения (правильность, беглость, осознанность,
выразительность) вслух и про себя путем
увеличения поля зрения, избавления от регрессий,
умения антиципировать, увеличения темпа чтения.
Воспитательные: привитие интереса к книге,
воспитание мужества, отваги на примере поведения
героев рассказа, воспитание чувства любви к
своей Родине.
Развивающие: развитие восприятия,
мыслительных операций (анализ, синтез,
обобщение), пополнение и уточнение словаря,
развитие умения предугадывать содержание
текста.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Рассказы детей о героях войны, про которых узнали на уроках чтения из произведений:
- Б.Лавренева “Большое сердце”;
- А.Твардовского “Рассказ танкиста”;
- Б.Полевого “Последний день Матвея Кузьмина”.
2. Словарная работа.
На доске записано название рассказа и автор. Дети разбирают значение слов, встречающихся в рассказе. (Слова показываются на листах, сложенных пополам таким образом, что видна только нижняя половина слова. Дети отгадывают все слово и объясняют его смысл).
- КОМАНДНЫЙ ПУНКТ;
- ЛИНИЯ ФРОНТА;
- МИНОМЕТЫ;
- ПУЛЕМЕТЫ;
- ГРАНАТЫ.
Учитель: Помогут ли эти слова понять, о чем рассказ?
Работа над трудными словами, выяснение их смысла:
Прицел – наводка на цель.
Броня – прочная защитная облицовка.
Китель – форменная куртка.
Воронка – яма от взрыва бомбы, снаряда.
Санинструктор – младший медицинский
работник в армии, имеющий специальную
подготовку.
Прожектор – осветительный прибор с системой
зеркал, дающий пучок сильного света.
Взвилась – взлетела, поднявшись,
завертелась, закружилась.
Лежит ничком – лежит лицом вниз.
Траншея – длинный ров, глубокая канава.
Трассирующая пуля – пуля, оставляющая при
полете светящийся след.
Маскировочный халат – делающий невидимым,
незаметным для кого-нибудь.
Буравить – сверлить.
В конвертах у детей карточки с этими словами. Учащиеся читают слова самостоятельно жужжащим чтением, затем друг другу снизу вверх.
3. Физкультминутка.
Чтение рассказа.
Учитель начинает читать (4 абзаца), затем проводит беседу по прочитанному:
- Что отделяло командный пункт полковника
Кубанова от фашистов?
- Что раньше было на этом месте?
- Как изменилась площадь во время войны?
- Что доказывает, что солдаты очень внимательно
следили за площадью?
Дети находят в конвертах текст и читают его по цепочке (те же 4 абзаца). Порядок событий немного изменен.
Учитель: Что здесь не так? Какие вы заметили изменения в тексте?
Учащиеся продолжают читать рассказ по учебнику (как взрослые, поднимая глаза).
Беседа по прочитанному:
- Почему п-к Кубанов не решался сразу отдать
команду “Огонь”?
- Давайте предположим, что будет дальше?
Дети взяли рамочки и читают текст дальше.
- Подтвердились наши предположения?
- Как поступили русские солдаты, а как фашисты?
- Как мать прикрывала ребенка? (найдите в
тексте)
Каким увидел лицо матери п-к Кубанов?
Жужжащим чтением дети читают продолжение в течение 1 минуты (учитель ставит песочные часы).
Учитель: Встаньте те, кто успел дочитать до указанных слов (отмечено 120 слов). Пометьте место, на котором остановились, дома сосчитаете свою технику чтения.
- Как п-к Кубанов решил использовать темноту,
когда погас фонарь-ракета?
- Сколько времени было у солдат на выполнение
задания?
- Как звали двоих смельчаков, вызвавшихся спасти
женщину с ребенком?
Учащиеся читают дальше по цепочке, поднимая глаза, до слов “…буравили и без того изрытую площадь”
Учитель: Что происходило на командном пункте, когда И.Птаха и Е.Крылова спасали мать и ребенка?
Физкультминутка для глаз.
Работа с текстом.
- Расставьте по порядку фразы (они лежат в конвертах):
а) “…выползли… и растворились в темноте”.
б) “…молчали, словно боялись вспугнуть тишину”
в) “Луч прожектора прочертил по небу…”
г) “…взвилась в небо ракета-фонарь…”
д) “…пули взламывали тротуар…”
Дети дочитывают рассказ до конца про себя, а затем вслух по ролям.
Учитель: Что можно сказать о бойцах и п-ке Кубанове?
4. Итог урока.
- Так о чем этот рассказ? (о героическом поступке матери, спасшей жизнь своему ребенку, и о храбрости российских солдат)
5. Домашнее задание.
Выразительно читать