Урок геометрии в 8-м классе по теме "Четырехугольники"

Разделы: Математика


Цели урока.

  1. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы: “Четырёхугольники”.
  2. Постараться включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Развивать умения обобщать и систематизировать, выделять главное.
  3. Воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание.

Ход урока

I. Оргмомент.

Девиз уроков математики: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!”

– По какой теме мы работаем?

– Какие четырёхугольники изучили?

– Сегодня мы повторим и закрепим всё, что знаем об этих фигурах.

II. Проверка домашнего задания.

1) Поменялись тетрадями и сверили домашние задачи друг с другом и с написанным на доске. Поставили оценки.

III. Устные упражнения.

– На плакате изображены фигуры. Что можно сказать о фигуре по чертежу? Какие элементы можно найти?

– Что надо знать, чтобы доказать, что это – параллелограмм?

– Что можно найти?

– А кроме математики, где мы встречаемся с параллелограммом?

Рассказ ученика.

(Параллелограмм даёт определение прямоугольнику, ромбу; а в жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости проведена диагональ. В физике применяют параллелограмм при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующей силы.)

– Признак или свойство применили, чтобы определить этот четырёхугольник?

– А с прямоугольником встречаемся мы в жизни?

Рассказ ученика.

(Прямоугольник несёт красоту, стройность, чёткость. Это стены домов, пол, потолок, грани карандашей и т. д.)

Что можно найти, зная это?

Рассказ ученика о ромбе.

(Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитки в виде ромба – из них получаются красивые узоры.)

– Что, во-первых, нужно выяснить, чтобы определить вид четырёхугольника?

Рассказ ученика о квадрате.

(В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обожжённом участке в шахматном порядке, так как кожа имеет свойство расти во всех направлениях; со временем промежутки между квадратами зарастают. В сельском хозяйстве применяют квадратно– гнездовой способ посадки культур – урожай при этом лучше; этот способ хорош тем, что можно применить механизированную обработку.)

Итак, что нужно было знать, чтобы определить вид четырёхугольника?(Определения, свойства, признаки четырехугольников)

IV.

Знание определений, свойств, признаков четырёхугольников проверим в ходе математического диктанта.

(диктант пишут под копирку, два ученика с обратной стороны доски)

1.Верно ли, что каждый прямоугольник является параллелограммом?

(Верно ли, что каждый ромб является параллелограммом?)

2.Диагонали равны у …

(Противоположные углы равны у…)

3.Противоположные стороны равны у …

(Диагонали перпендикулярны у …)

4.Диагонали являются биссектрисами у …

(Диагонали равны и являются биссектрисами у ….)

– Тетради сдали. Проверим. Сверимся с написанным на доске.

Одна ошибка – “4”, две ошибки – “3”.

– Поднимите руки, кто получил “5”, затем “4”.

V.

– Опорный сигнал “ Кораблик ” помогал вам в решении устных задач и в написании диктанта?

– А какого четырёхугольника нет на схеме?(трапеции)

– Дайте определение трапеции.

– Какие виды трапеций знаете?

– Сейчас математическая пауза.

Какое слово зашифровано в ребусе?

VI. Решение задач.

“Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет”.

– Почему на ум мне пришла эта цитата?

– Сейчас будем решать задачи, Прочитайте задачу, записанную на доске.

1) Периметр ромба равен 24 см. Один из углов равен 120°. Найти меньшую диагональ ромба.

(Задачу решают цепочкой)

2) Решение задачи, написанной на карточках, решают в группах с консультантами.

Дано: АВСD– параллелограмм, угол В= 150°, Р=36 см, ВН=4см – высота.

Найти: АВ, ВС, СD , АD.

(Учитель, если нужно, оказывает помощь группам и проверяет у консультантов; консультанты ставят оценки в своих группах; затем обсуждается решение задачи)

VII. Домашнее задание.

Повторить главу, вопросы стр., №425 (аналогичный классной задаче)

VIII. Итог урока.

Сегодня каждый для себя сделал выводы, как усвоил эту тему. На следующем уроке мы будем применять наши знания при решении более сложных задач.