Цели урока.
- Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы: “Четырёхугольники”.
- Постараться включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Развивать умения обобщать и систематизировать, выделять главное.
- Воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание.
Ход урока
I. Оргмомент.
Девиз уроков математики: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!”
– По какой теме мы работаем?
– Какие четырёхугольники изучили?
– Сегодня мы повторим и закрепим всё, что знаем об этих фигурах.
II. Проверка домашнего задания.
1) Поменялись тетрадями и сверили домашние задачи друг с другом и с написанным на доске. Поставили оценки.
III. Устные упражнения.
– На плакате изображены фигуры. Что можно сказать о фигуре по чертежу? Какие элементы можно найти?
– Что надо знать, чтобы доказать, что это – параллелограмм?
– Что можно найти?
– А кроме математики, где мы встречаемся с параллелограммом?
Рассказ ученика.
(Параллелограмм даёт определение прямоугольнику, ромбу; а в жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости проведена диагональ. В физике применяют параллелограмм при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующей силы.)
– Признак или свойство применили, чтобы определить этот четырёхугольник?
– А с прямоугольником встречаемся мы в жизни?
Рассказ ученика.
(Прямоугольник несёт красоту, стройность, чёткость. Это стены домов, пол, потолок, грани карандашей и т. д.)
Что можно найти, зная это?
Рассказ ученика о ромбе.
(Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитки в виде ромба – из них получаются красивые узоры.)
– Что, во-первых, нужно выяснить, чтобы определить вид четырёхугольника?
Рассказ ученика о квадрате.
(В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обожжённом участке в шахматном порядке, так как кожа имеет свойство расти во всех направлениях; со временем промежутки между квадратами зарастают. В сельском хозяйстве применяют квадратно– гнездовой способ посадки культур – урожай при этом лучше; этот способ хорош тем, что можно применить механизированную обработку.)
Итак, что нужно было знать, чтобы определить вид четырёхугольника?(Определения, свойства, признаки четырехугольников)
IV.
Знание определений, свойств, признаков четырёхугольников проверим в ходе математического диктанта.
(диктант пишут под копирку, два ученика с обратной стороны доски)
1.Верно ли, что каждый прямоугольник является параллелограммом?
(Верно ли, что каждый ромб является параллелограммом?)
2.Диагонали равны у …
(Противоположные углы равны у…)
3.Противоположные стороны равны у …
(Диагонали перпендикулярны у …)
4.Диагонали являются биссектрисами у …
(Диагонали равны и являются биссектрисами у ….)
– Тетради сдали. Проверим. Сверимся с написанным на доске.
Одна ошибка – “4”, две ошибки – “3”.
– Поднимите руки, кто получил “5”, затем “4”.
V.
– Опорный сигнал “ Кораблик ” помогал вам в решении устных задач и в написании диктанта?
– А какого четырёхугольника нет на схеме?(трапеции)
– Дайте определение трапеции.
– Какие виды трапеций знаете?
– Сейчас математическая пауза.
Какое слово зашифровано в ребусе?
VI. Решение задач.
“Суха теория мой друг, а древо жизни пышно зеленеет”.
– Почему на ум мне пришла эта цитата?
– Сейчас будем решать задачи, Прочитайте задачу, записанную на доске.
1) Периметр ромба равен 24 см. Один из углов равен 120°. Найти меньшую диагональ ромба.
(Задачу решают цепочкой)
2) Решение задачи, написанной на карточках, решают в группах с консультантами.
Дано: АВСD– параллелограмм, угол В= 150°, Р=36 см, ВН=4см – высота.
Найти: АВ, ВС, СD , АD.
(Учитель, если нужно, оказывает помощь группам и проверяет у консультантов; консультанты ставят оценки в своих группах; затем обсуждается решение задачи)
VII. Домашнее задание.
Повторить главу, вопросы стр., №425 (аналогичный классной задаче)
VIII. Итог урока.
Сегодня каждый для себя сделал выводы, как усвоил эту тему. На следующем уроке мы будем применять наши знания при решении более сложных задач.