Разработка программы продиктована необходимостью возникшей проблемной ситуации в регионе, связанной с правонарушениями несовершеннолетних. Из года в год в области растет количество правонарушений совершенных подростками. Задача состоит в том, чтобы оказать грамотную квалифицированную помощь несовершеннолетним, провести цикл коррекционно-реабилитационных занятий, направленных на предупреждение дальнейшего отклонения в поведении подростков.
Вид программы: коррекционно-реабилитационная программа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, осужденным к наказанию, не связанному с реальным лишением свободы или в отношении которых прекращено уголовное дело по реабилитирующим основаниям.
Участники программы: несовершеннолетние правонарушители.
Цель программы: предупреждение дальнейшего отклонения в поведении несовершеннолетних; раскрытие личностного потенциала подростков, осознание и проявление своих сильных сторон, развитие способности к целеполаганию.
Задачи:
- Обучение подростков навыкам саморегуляции поведения.
- Развитие чувства ответственности по отношению к другим.
- Обучение приемам контроля своих внешних поведенческих проявлений и отслеживания внутреннего психического состояния.
- Формирование ценностей, направленности на здоровый образ жизни.
- Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных жизненных ситуациях.
Структура программы:
Программа коррекционно-реабилитационых занятий состоит из 4-х этапов:
- 1 этап – диагностический. Сбор проблематики для последующей коррекции.
- 2 этап – коррекционно-реабилитационные занятия с целью предупреждения дальнейшего отклонения в поведении подростков; помощи в преодолении возникшего кризиса и самостоятельного изменения своей жизненной позиции.
- 3 этап – итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних.
- 4 этап – консультативное психолого-педагогическое сопровождение.
Программа содержит:
- учебно-тематический план;
- описание диагностических методик;
- краткое описание занятий, содержащее в себе: цель, время, используемые материалы, инструкция, анализ.
Условия проведения: занятия проводятся на базе районного суда в групповой форме, в отдельном кабинете. Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.
Периодичность занятий:
1 раз в неделю в течении 2-х месяцев.
Продолжительность занятий: 1 академический час.
Выбор упражнений для тренинга:
- предлагаются сначала легкие, затем более сложные упражнения;
- после каждого упражнения обязательно следует обсуждение, обмен мнениями, чувствами, впечатлениями;
- от предлагаемых упражнений подросток должен получать только положительные эмоции.
Используемые методы и методики:
- метод тестов: “10 слов” (А.Р. Лурия), “Память на образы” (С.Д. Забрамная), “Понимание смысла пословиц” (С.Я. Рубинштейн), “Тест цветовых предпочтений” (М. Люшер), “Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности” (Г. Айзенк), “Характерологический опросник” (К. Леонгард), “Самооценка лидерства” (В.В. Козлов), “Многофакторный личностный опросник” (Р. Кеттелл), методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Баса и А. Дарки), опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков (А.Е. Личко), исследование уровня субъективного контроля (Д. Роттер).
- метод опроса (беседа);
- метод наблюдения.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе: к участию в освоении программы не допускаются подростки, имеющие психиатрические заболевания, требующие медицинской помощи.
Способы, обеспечивающие гарантию прав участника программы: гарантия прав участника программы обеспечивается “Правилами работы группы”, которые вырабатываются на первом занятии.
Сроки и этапы реализации программы:
- 1, 3 этап – диагностические (ноябрь, январь)
Первичная диагностика на этапе комплектования тренинговой группы, итоговая диагностика по завершению тренинговых занятий. - 2 этап — коррекционно-реабилитационные занятия с целью раскрытия личностного потенциала подростков, осознание и проявление своих сильных сторон, развитие способности к целеполаганию (декабрь-январь).
- 4 этап — консультативное психолого-педагогическое сопровождение – оказание консультативной помощи (на всем протяжении занятий и до конца учебного года).
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Сформируется позитивное отношение подростков к самим себе и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем.
- Произойдет формирование ценностей, направленности на здоровый образ жизни.
- Разовьются навыки адекватного взаимодействия с окружающими.
- Расширится круг видения проблемы за счет мнений других.
- Обучатся навыкам адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
- Повысится способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
У несовершеннолетних повысится самопонимание в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности; они научатся преодолевать возникающие кризисы; повысится собственная значимость, ценностные ориентации.
Занятие 5
“Жизненные ценности”
Цель: выявить ценностные ориентации подростков, показать варианты жизненных ценностей, соотношение жизненных ценностей и успеха в жизни.
Время: 1 час 20 минут.
Материалы: бумага формата А4, ручки, цветные карандаши, мяч, ключ, бланки с тестовыми заданиями, анкеты по количеству участников.
1. Ритуал приветствия. Упражнение “Нарисуй привет”
Цель: создание благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.
Время: 5 минут.
Материалы: листы бумаги формата А4, цветные карандаши.
Инструкция: “Сегодня мы вам предлагаем поздороваться необычным способом. На листе бумаги каждый из вас должен нарисовать свой привет группе. Он может быть символическим в виде какого-то образа, предмета. Выбирайте любой цвет, который вам нравится”.
Анализ:
- Какие чувства вы испытывали, когда рисовали свой “привет”?
- Какое у вас сейчас настроение?
- Готовы ли вы продолжить работу?
2. Упражнение “Волшебный ключ”
Цель: развитие групповой сплоченности, происходящее в значительной мере на символическом уровне, настрой на совместную работу.
Время: 5 минут.
Инструкция: “Сейчас вам предлагается пропустить эту веревку с ключом под одеждой таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Теперь выполните несколько физических упражнений: встаньте, наклонитесь вперед, присядьте, встаньте, сядьте. С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что мы одна команда”.
Анализ:
- Какие эмоции у вас возникли при выполнении этого задания?
- Что вы чувствовали, когда совместно выполняли физические упражнения?
- В каких жизненных ситуациях вы оказывались “связанными одной нитью”?
3. Мини-лекция “Что же такое жизненные ценности?”
Цель: дать понятия жизненных ценностей.
Время: 10 минут.
4.Упражнение “Стул хвастовства”
Цель: раскрепощение подростков, создание положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения.
Время: 5 минут.
Инструкция: “Это не простой стул. Это стул хвастовства. Кто сядет на него, получает право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любыми достижениями на своем жизненном пути. Свое сообщение ты должен начинать со слов: “Я хочу похвастаться тем, что…”.
Анализ:
- Что вы чувствовали, когда сидели на этом стуле?
- Трудно ли было хвастаться?
- Хотелось ли вам приукрасить свои достижения?
5. Упражнение “Основные ценности”.
Цель: диагностика личностных ценностей подростков, определение их жизненных целей.
Время: 15 минут.
Материалы: лист бумаги, ручки, список ценностей.
Инструкция: “Выберите из предлагаемого списка 5 главных для вас ценностей. Распределите их в порядке значимости. Что для вас главное в жизни? Что значимо, ценно?
– интересная работа, хорошая обстановка в стране, общественное признание, материальный достаток, любовь, семья, удовольствия, развлечения, самосовершенствование, свобода, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, целеустремленность”.
6. Игра “Бег с карандашом”
Цель: научить подростков координировать свои действия с партнером, брать инициативу на себя, руководить этими действиями.
Время: 5 минут.
Материалы: карандаши.
Инструкция: “Встаньте вкруг и зажмите, пожалуйста, карандаши между подушечками указательных пальцев соседей. Теперь, не отпуская карандашей, синхронно выполняйте задания:
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед. 4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться. 5. Присесть; встать.
Анализ:
- Понравилось ли вам упражнение?
- Что вызвало наибольшую сложность при выполнении?
7. Игра “Коллективный счет”
Цель: развитие внимательности, умения координировать свои действия.
Время: 5 минут.
Инструкция: “Сейчас мы будем считать от одного до двадцати. При этом каждое следующее число не может называть рядом сидящий участник, нельзя называть два числа подряд одному и тому же участнику, нельзя одновременно называть число двум и более участником. После каждой ошибки, мы будем возобновлять счет”.
Анализ:
- Трудно ли вам было считать совместно с остальными?
- Чем вы руководствовались, когда называли последующее число?
- На что при этом обращали внимание?
8. Упражнение “Переоценка ценностей”
Цель: подвести подростков к переосмыслению жизненных ценностей до совершения правонарушения и после.
Время: 10 минут.
Материалы: бланк таблицы по количеству участников.
Инструкция: “А теперь давайте еще поработаем с вашими целями в жизни. Наверное, вы слышали выражение “переоценка ценностей”. Так говорят о том периоде жизни человека, общества, когда на смену одним ценностям приходят другие. Изменению ценностей способствуют многие факторы – изменение условий жизни, какие-то события в жизни. Для этого надо будет заполнить анкету:
Мои жизненные ценности до преступления | Мои жизненные ценности в данный момент | Как изменятся мои жизненные ценности после завершения срока наказания |
Анализ:
- Трудно ли было определять свои ценности?
- Давайте посмотрим, а изменялись ли ваши ценности?
- А что нужно сделать для того, чтобы ценности могли воплотиться в будущем?
- Что сейчас вы чувствуете?
9. Упражнение “Мне удается”
Цель: создание условий для самопрезентации, ломка психологических барьеров между участниками.
Время: 10 минут.
Инструкция: “Пожалуйста, расскажите о каком-либо деле, которое вам особенно хорошо удается, продолжив фразу: “Лучше всего я умею…””.
Анализ:
- Где может пригодиться это умение?
- Чему из того, про что рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас?
10. Упражнение “Перекинь мячик”
Цель: диагностика работоспособности участников, закрепление позитивного настроя.
Время: 5 минут.
Материал: мяч.
Инструкция: “Сейчас вы будете передавать друг другу мяч. Первый должен сказать свои ассоциации с нашей встречей, второй предложить ассоциацию к первому слову и т.д. пока не выскажутся все участники”.
Анализ:
- Понравилось ли вам упражнение?
- Какие чувства оно у вас вызвало?
- Трудно ли было придумывать ассоциации к словам?
- Какое у вас сейчас настроение?
11. Рефлексия занятия “Свободный отчет”
Цель: получение обратной связи от подростков.
Время: 5 минут.
Инструкция: “Предлагаем вам продолжить следующие фразы:
Я благодарен занятию...
Я благодарен ведущим...
Я благодарен группе...
Я благодарен себе...”.
Анализ:
- Какие у вас сейчас эмоции?
- Чье высказывание вам понравилось больше?
12.
Упражнение “Общий круг!”Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
Время: 5 минут.
Инструкция: “Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: “Спасибо за приятное занятие!”. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: “Спасибо за приятное занятие!”. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук”.