Интегрированный урок (окружающий мир + технология) с применением ИКТ по теме "В гости к зиме. Неживая природа"

Разделы: Начальная школа


Цель: способствовать прочному и осознанному усвоению материала о зимних изменениях и явлениях в природе, развивая речь, творческое мышление и творческие способности детей.

Оборудование:

  • Учебник и рабочая тетрадь ученика.
  • Конверты для групповой работы по теме урока.
  • Толковые словари С.И.Ожегов “Словарь русского языка”.
  • Конверты для групповой работы по технологии.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1. См. Приложение 1

2. Актуализация знаний учащихся

1) Фронтальная работа.

Учитель: Как называется календарный месяц сегодня? (Декабрь.)

– К какому времени года он относится?

– Какие еще зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, Январь, Февраль.) Слайд 2.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о зимних изменениях в неживой природе. А прежде давайте ответим на вопрос “ На какие две группы мы делим природу?”

ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

Слайд 3

– Что относится к неживой природе? (Ответы детей.)

2) Работа в группах.

– Сейчас вы будете работать группами. Каждая группа получает свои вопросы, на которые должна дать ответ. Отвечать будет ведущий группы. Каждая группа выберет ведущего. Составьте устно план работы. Приступайте к работе.

Вопросы лежат в конверте №1.

– Ещё раз вспомним о чём мы будем говорить на уроке? (О зимних изменениях в неживой природе.) Слайд 4

На экране вопрос:

“Какие изменения произошли в неживой природе в связи с изменением времени года?”

Вопросы 1-й группы.

  • Как меняется температура воздуха?
  • Какие осадки выпадают зимой?

Вопросы 2 группы

  • Как выглядит небо?
  • Как меняется продолжительность дня?

Вопросы 3 группы.

  • Что происходит с почвой ?
  • Что происходит с водоёмами?

Выступление ведущих.

– Ведущие отвечали на вопрос, который мы с вами поставили в начале урока. А именно “Какие изменения произошли в природе в зимний период времени?” Давайте посмотрим на экран, какие признаки неживой природы описывает Георгий Алексеевич Скребицкий?

После чтения отрывка вы ответите на вопрос: “Чей рассказ поэтичнее, красивее? Почему?”. Внимание на экран. Слайд 5

На экране загорается отрывок из сказки Скребицкого “Четыре Художника”

“Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила. Побелели поля и пригорки. Сосны и ели надели тяжёлые снеговые шубы. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его взглядом все кругом ещё краше становится”

– Понравился вам отрывок из сказки? (Ответы детей.)

– Сравните, пожалуйста, наши рассуждения об изменениях в неживой природе с отрывком из сказки.

– Чьи рассуждения о неживой природе красивее? Почему?

– Ваши рассуждения правильные, но строго научные. Окружающий мир – это наука о природе. А Георгий Скребицкий это – писатель и его рассуждения поэтичны. Сказка – это художественное произведение.

– Найдите лишнее предложение у Скребицкого? Почему оно лишнее?

– Отлично поработали. Будем расширять свои знания о неживой природе, отгадывая загадки, думайте над вопросом “Как одним словом можно назвать слова-отгадки?”

3) Работа с учебником.

Чтобы легче вам было отгадать, можете воспользоваться страницами учебника. (Учебник А.А.Плешаков “Окружающий мир. Мир вокруг нас”.)

Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось. (Снегопад.)

Слайд 6

– Читаем статью учебника. (Плешаков. Стр.132)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль дорог пробегаю, сугробы наметаю. (Метель.)

Слайд 7

– Читаем в статье учебника о метели.

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Гололедица, гололед, лед.)

Слайд 8

– Читаем статью учебника.

Ветры с юга прилетели,
Принесли с собой тепло,
И сугробы враз осели,
В полдень с крыши потекло. (Оттепель.)

Слайд 9

– Читаем в статье учебника об оттепели.

Не колючий, светло-синий
По кустам развешен… (.Иней.)

Слайд 10

– Какой синоним можно подобрать к слову иней? Послушайте загадку, она поможет дать правильный ответ.

В белом бархате деревня
И заборы и деревья
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадет… (Изморозь.)

Слайд 10

– Читаем в статье учебника об изморози. Ответьте на вопрос: “ Каким словом можно заменить слова : гололедица, метель, снегопад, изморозь, оттепель?” Явления неживой природы.

4) Работа со словарем. С.И.Ожегов “Словарь русского языка”.

– Найдите в словарях значение слов иней, изморозь.

Чтение статьи словаря.

– Попробуйте найти в Толковом словаре значение слова Изморозь. На конце должна быть буква З, от слова МОРОЗ. А Изморось от слова моросить. Это явление природы – осеннее.

Учащиеся зачитывают толкование слова.

Комментарий учителя.

Иней образуется на почве, на ровной поверхности. Он может лежать длительное время. На ветках деревьев и кустов образуется Изморозь. Она быстро опадает. Природа образования этих явлений похожа, но до конца не изучена.

ИНЕЙ – это твердая роса. После захода солнца поверхность земли и слой воздуха, прилегающий к ней, охлаждается. Если в этом воздухе много водяных паров, то, соприкасаясь с холодными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды. Это роса. Но зимой температуры низкие, поэтому на предметах оседают не капли, а кристаллики воды. Это иней. Иней образуется в тихую погоду при небольшом ветре.

5) Проверка знаний.

Слайд 11

– Закрываем учебник и заполняем карточку. Проверим, какие явления неживой природы вы запомнили. Работа может проходить в группе, можно работать парами.

КАРТОЧКА. Конверт № 2

Снег падает на землю спокойно, медленно, покрывает её ровным слоем. Это явление называется ________________________.

Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. На дорогах образуется ________________________.

На деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это_________________.

После морозной погоды снег подтаивает, становится влажным, легко лепится. Это явление называется _________________________.

Снегопад при сильном ветре называется _______________________.

Подберите синонимы к слову МЕТЕЛЬ. Если ветер усиливается ….

ПОСТАВЬ в порядке возрастания силы явления природы: метель, вьюга, пурга, буран.

Физкультминутка

Слайд 12

Подготовка к этапу урока по технологии

Зима любимое время года. Много радости дарит нам она. Давайте посмотрим на экран какой увидели красавицу зиму русские художники пейзажисты.

На большом экране высвечиваютя зимние пейзажи, картины художников.

Репродукция картины А.М.Васнецова “ Зимний сон. (Зима)” 1908г. Слайд 13
Репродукция картины И.И.Шишкина “ На севере диком” 1891г. Слайд 14
Репродукция картины Бориса Кустодиева “ Зима” 1916г. Слайд 15

Для каждой группы ребят лежит конверт № 3, в котором лист с отпечатанными стихами.

Задание: “Подберите стихотворные строки к каждой иллюстрации на экране .”

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…..
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
                            (А.С.Пушкин)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,
И вот сама идет волшебница зима…
                                    (А.С.Пушкин)

Поёт зима, аукает…
Лохматый лес баюкает.
                    (С.Есенин)

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…
                        (С.Есенин)

Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает ложится…
                                                    (И.Суриков)

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром…
                                                    (С.Есенин)

А заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветви новым серебром…
                                            (С.Есенин)

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
                                (Ф.Тютчев)

На дворах и домах
Снег лежит полотном.
Инна солнце блестит
Разноцветным огнём.
                (И. Никитин)

Выполнение коллективной аппликации (технология)

– А теперь вы сделаете коллективную аппликацию по теме “ В гости к зиме”. Пожалуйста, воспользуйтесь отрывками из стихотворений и сделайте подпись для своей аппликации.

У каждой группы лежит конверт № 4, в котором вырезанные на предыдущем уроке технологии, солнце, тучи, сугробы, комья снега разной величины, снежинки, лента реки, блюдце пруда.

Каждая группа выбирает белый или тонированный лист бумаги (формат А3) и начинает делать коллективную аппликацию. Затем подбирают заголовок к ней и выходят к доске.

Ведущие каждой группы, защищают свою работу. (Название работы и почему именно так назвали.)

При работе с аппликацией звучит музыка Ф. Шуберта “ Серенада”.

Слайд 16

Подведение итогов

Слайд 17

– Что понравилось на уроке? Какие зимние явления природы запомнили? Назовите.
– Какие изменения в неживой природе произошли с наступлением зимы?