ЦЕЛИ:
1. Обучающая: научить работать с географической картой; пользоваться таблицами на примере морей разных океанов, примыкающих к различным частям света;
2. Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы в формулировке основных особенностей морей на основе своих наблюдений и выполнения заданий;
3. Воспитывающая: воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем его мире, воспитание у детей биосферной этики (поскольку основная проблема, с которой столкнётся человечество в ХХI в.– экологическая).
ЗАДАЧИ:
- познакомить учащихся с особенностями окружающих сушу солёных водоёмов – морей;
- познакомить с понятиями – холодные и тёплые моря, коралловые рифы и населяющие их живые организмы;
- продолжая работу с картой, учить детей находить крупные моря мира;
- развивать словарный запас детей путём знакомства с новыми терминами;
- учить учащихся такому языку, на котором можно было бы сравнивать самые разные участки нашей планеты, говорить о ней целиком, этот язык – язык географических карт;
- учить учащихся пользоваться дополнительной литературой, работать с энциклопедическими изданиями;
- заинтересовать учащихся исследовательской работой на уроке, учить отбирать и анализировать информацию.
ТИП УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта полушарий, глобус, дары моря (мел, рыбные консервы, губка, перламутр, янтарь), рисунки и фотографии морских обитателей и пейзажей дна, шланг с воронкой и банка с водой (на каждую пару учеников), цветные карандаши и фломастеры, карточки для каждого ученика с изображением кораллового рифа.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
1.1. Сообщение темы и целей урока.
1.2. Постановка проблемной ситуации.
1.3. Актуализация знаний, необходимых для изучения
нового материала.
2. Совместное “открытие” знаний.
2.1. Работа со сказкой.
2.2. Лабораторная работа в парах.
3. Объяснение нового материала.
3.1. Рассказ учителя (показ слайдов).
3.2. Сообщения учеников.
4. Физкультурная минутка.
5. Первичное закрепление.
5.1. Игра “Лабиринт”.
5.2. Творческая работа на карточках.
5.3. Страничка любознательных.
6. Итог урока.
6.1. Викторина “Загадки подводного мира”.
6.2. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть
На корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
1.1. Сообщение темы и целей урока
Учитель загадывает загадки:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда. (МОРЕ)
1.2. Постановка проблемной ситуации
Учитель выставляет на столе различные предметы, которые человек добывает в морях и океанах или приготовляет с использованием даров океана (мел, рыбные консервы, туалетная губка, перламутр, янтарь и т.д.), и спрашивает учеников. Что объединяет эти предметы. Учитель подводит к мысли, что все предметы имеют отношение к морям, и говорит о том, что сегодня ребята узнают о свойствах морей самостоятельно.
1.3. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала
Учитель задаёт вопросы.
– Какие водоёмы вы знаете?
– Чем озёра отличаются от рек?
– Почему озёра в жарком климате часто бывают жаркими?
2. Совместное “открытие” знаний
2.1 Работа со сказкой
Ребята рассматривают сказку о Драконе-Водохлёбе в учебнике и после обсуждения записывают первое свойство морей: моря соединяются с океанами.
2.2. Лабораторная работа
Ученики парами выполняют опыт.
Возьмите шланг и изогните его. Налейте в него воды. Затем опустите один конец шланга. Посмотрите, что будет происходить с водой. Затем повторите этот опыт, опустив другой конец шланга. Сделайте выводы. Уровень воды в морях одинаков.
Вспоминая результаты опыта с блюдцем с солёной водой (вода испаряется, а соль остаётся) ученики делают вывод и записывают третью особенность морей: моря – большие водоёмы с солёной водой.
3. Объяснение нового материала
3.1. Рассказ учителя
Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете. Ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается вновь в виде дождя и снега, питая растительный и животный мир.
– Как называется это явление?
Моря омывают части света, а сами являются частями океанов.
– Найдите на карте и покажите моря?(ЕВРОПА – Баренцево, Средиземное, Чёрное, Балтийское; АЗИЯ – Карское, Лаптевых, Охотское, Берингово; АФРИКА – Красное; АМЕРИКА – Карибское)
Моря и океаны кишат жизнью. Морские глубины – это важная малоизученная природная среда планеты. В которой ещё предстоит множество открытий. Каждый из многочисленных обитателей океана живёт как бы на своём этаже. От солнечного света зависит существование всего живого. В 5метрах от поверхности освещённость слабеет ровно наполовину, а на глубину 25метров проникает лишь 3% солнечного света.
– Как называется самая глубокая часть океана?
В мягком полумраке обитает масса мельчайших растений и животных, именуемых планктоном. Планктон дрейфует в океане по воле волн. Как это не странно, но и микроскопические и самые крупные морские обитатели, такие как синий кит, китовая акула, питаются большим количеством пищи невидимой невооружённым глазом (слайд 3)
Рассказ ученика 1
В толще планктона плавно курсируют медузы. Эти прожорливые хищницы, похожие на зонтики с распущенными вокруг рта щупальцами, ловят и поедают других животных. Есть медузы величиной 1см, иные достигают 2м в диаметре. Опаснее всех португальский кораблик. У этой древнейшей и самой крупной медузы длина щупалец достигает 30м, а яд опасен для человека (слайд 4)
Учитель
200 миллионов лет назад в воде царствовали динозавры, а в морях плавали гигантские существа. Рядом с ними жили животные поменьше. Некоторые из них уцелели и до наших дней (слайд 5)
Совершая погружения для исследования затонувшего корабля, нельзя предугадать, что находится на морском дне. Там можно обнаружить странные существа, скрывающиеся в глубинах, или сокровища, захороненные в песке. Этот корабль затонул много лет назад.(слайд 6)
На этот каменистый берег вода приходит и уходит дважды в день. Во время отлива, когда вода отступает, в лужицах среди камней остаётся множество живых существ (слайд 7)
Рассказ ученика 2
Северный ледовитый океан такой холодный, что две трети его поверхности круглый год покрыты льдами. Тем не менее, в нём обитает множество живых существ (белухи, тюлени, моржи, морской заяц, косатки, голубой кит и др.). Учёные посещают Ледовитый океан, чтобы изучать льды и влияние Арктики на климат во всём мире (слайд 8)
Учитель
В XVI веке испанские корабли, называемые галеонами, плыли из Америки в Испанию, перевозя золото, серебро и драгоценные камни. На них нападали пираты. Эти водолазы исследуют корабль, который затоплен со всеми сокровищами на борту (слайд 9,10).
В самой глубокой части океана, называемой морской бездной или пучиной, царит ледяной холод и кромешная тьма. Исследователи опускаются туда в специальных глубинных подводных лодках. В глубинах океанов они обнаружили вулканы, тёплые течения, глубокие впадины и чрезвычайно странные живые существа (рыба-топорик, угорь-удав, рыба-гадюка, гигантские кальмары, рыба-удильщик) (слайд 11)
Миллионы любителей подводного плавания совершают погружения под воду, и одним из самых лучших мест для этого занятия является Большой Барьерный риф в Австралии. Он состоит из скелетов крошечных существ, называемых кораллами (слайд 12)
Рассказ ученика 3
Гигантские бурые водоросли – самые быстро растущие растения. Они растут со скоростью 60см в день. Огромные подводные леса из водорослей дают приют тысячам живых существ. Из Бурых водорослей люди получают вещество, необходимое для изготовления мороженного и красок (слайд 13)
Рассказ ученика 4
Галапагосские острова возникли в результате извержения вулканов на дне моря. Они расположены очень далеко от суши. Некоторые живые существа живут только здесь и больше нигде не встречаются. Островов, на которых ещё происходят извержения вулканов, осталось очень мало (слайд 14)
4. Физкультурная минутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы ребятишки!
5. Первичное закрепление
Обучение способам самостоятельного применения знаний.
5.1. Игра “Лабиринт”.
Распутайте схему и подчеркните те вещи и продукты питания, которые человек получает из морей и океанов.
5..2 Творческая работа на карточках (слайд 15)
Раскрасить обитателей кораллового рифа
5.3 Страничка любознательных (сообщение учащихся)
Пара морских коньков в поисках креветок среди коралловых рифов. Морские коньки – уникальный вид рыб: у них голова расположена под прямым углом к туловищу. Самка откладывает около 100 икринок, которые самец потом оплодотворяет, а затем вынашивает в сумке на своём туловище в течении примерно 50 дней, пока не появятся молодое потомство.
Экзотический морской ёрш из семейства скорпеновых полностью покрыт иглами, яд которых сильнее яда кобры.(слайд 16)
6. Итог урока
6.1 Викторина “Загадки подводного мира” (слайд 17)
Подвести итог урока можно в форме викторины. Вопросы показаны на слайде
- Что такое планктон?
- Кто питается планктоном?
- Кто из обитателей морей на 90% состоит из воды?
- Кто живёт на морском дне. Может менять окраску, имеет 8 щупалец?
- Самое большое животное на свете?
- Дельфины и киты – это рыбы?
- Как называются самые быстрорастущие водоросли?
- Какой морской обитатель имеет 5 лучей?
- Для чего моржи используют свои бивни?
- Где обитают рыба-топорик, рыба-гадюка, рыба-удильщик?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
- Планктон – масса мельчайших растений и животных, дрейфующая в океане по воле волн.
- Планктоном питаются и микроскопические и самые крупные морские обитатели.
- Медуза.
- Осьминог.
- Синий кит.
- Млекопитающие.
- Бурые водоросли.
- Морская звезда.
- Моржи используют свои бивни, как рычаги для передвижения.
- В самой глубокой части океана – в морской бездне.
6.2. Домашнее задание
Дома учитель предлагает учащимся нарисовать морских обитателей и пейзажи морского дна.