Объяснительная записка
В последние годы в поисках духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения педагоги и ученые-исследователи вновь обратили свои интересы к краеведению. В своей методологической основе краеведение является комплексом естественнонаучных и общественно-научных исследований, куда входят изучение природы и природных богатств края, хозяйственной деятельности на его территории, истории и культуры местного населения.
Каждый человек тысячами нитей связан со своей “ малой Родиной”. У каждого города, поселка, улицы, уголка на карте, где ты родился, вырос и живешь – свое лицо, свой характер, своя история, порой восходящая к легендам. Нас окружает природа родного края – нужно знать ее и изучать, чтобы ориентироваться с ней, правильно строить взаимоотношения с окружающим миром, мы общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами. Истоки наших взаимоотношений лежат в прошлом и настоящем как всей страны, так и ее отдельного региона. Найти свое место в этом сложном мире нелегко. Знакомство с историей, культурой традициями родной страны, ее прошлым и настоящим на примере родного края поможет человеку, выбираю духовное начало.
Для жителей Альметьевска наш город-гордость всего региона. Для преподавателей истории, биологии, географии, а также для ПДО краеведческого направления, работающих в УДО предлагаю программу “Градоведение”, где идет углубленное изучение как истории Альметьевска, так и истории Татарстана.
Программа “Градоведение” – лауреат Республиканского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками в 2000-2001 учебном году. Апробируется уже 5 год, и, анализируя проделанную уже работу по данной программе, можно отметить следующее:
- К программе проявлен интерес со стороны педагогов и учащихся школ города, чему предшествовал выпуск методического сборника “Краеведческие досуги”.
- В течение 2008-2009 учебного года к 55– летию Альметьевска по программе “Градоведение” в общеобразовательных учреждениях прошли тематические беседы по разделам программы для каждого возраста учащихся.
- Знания по краеведению помогли детям по новому взглянуть на привычные вещи, они стремятся узнать историю своей семьи и разных мест, подключая свою семью.
- Разнообразные формы занятий будят воображение детей, влекут их к новой работе, проявляют желания в дальнейшем заниматься краеведением.
- Результаты деятельности детей по этой программе определяются в игровых занятиях – викторинах, в ежегодной ролевой игре, “Знаешь ли ты свой край?”
- Главным итогом программы является то, что она является стартовой площадкой для детей и педагогов в желании дальнейшего изучения истории, традиций и культуры родного края.
Цель программы – приобщение юных жителей нашего города к богатейшему духовному наследию прошлого, патриотическое воспитание молодежи. Направленность этой программы нацелена на формирование нравственных позиций молодого человека. Главное, чтобы в процессе познания у детей родились любовь и высокие гражданские чувства к родному городу, гордость за свою причастность к удивительной жизни столицы нефтяного края.
Задачи программы:
- Вызвать у ребенка интерес к родному городу;
- Научить полюбить родные места;
- Формировать проявление обеспокоенности за судьбу родного края и судьбы людей, живущих рядом.
Программа рассчитана на различные возрастные категории учащихся. Она предполагает постепенное развитие детского мышления, формирующего знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. В числе методов и форм обучения могут быть: игры, викторины, просмотры фильмов, чтение литературы. Также могут проходить и поездки, экскурсии, конкурсы, выступления, олимпиады. Важное значение имеет участие детей в различных, природоохранных мероприятиях, проводимых в городе, особенно в трудовой деятельности: посадка деревьев, уход за каким-либо животным. Очень важен для учащихся выход на местные органы управления, выступления в печати, на радио и т.д.
По данной программе к работе могут привлекаться ученые и педагоги вузов, сотрудники вузов и музеев, архивов, библиотек, различных городских организаций.
Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий в течение учебного года в объеме 144 часа. Темы занятий даны параллельно в классах, но с учетом возрастных особенностей. Также в процессе освоения программы ребенок должен приобрести умения и навыки, необходимые ему в жизни. Эти умения и навыки условно разделены на 4 основные группы:
- Умения и навыки, связанные с отношением к семье, обществу, государству;
- //-//-//-//-//-//-//-//-//-, с изучением культурных ценностей татарского народа;
- //-//-//-//-//-//-/-//-,с навыками бережного отношения природным богатствам республики и изучения природы родного края.
В ходе изучения программы на каждом году обучения дети получают следующие навыки и умения.
1 класс.
Через комплексные игровые формы научить детей бережно относиться к природе родного края; должны знать основные культурные и исторические места нашего города и района; уметь рассказать хотя бы об одном из них; усвоить термины “фольклор”, “ родословная”.
2 класс.
Через игровые формы, забавы, конкурсы дети должны знать духовное богатство УНТ; историю своей семьи, своего города и суметь рассказать историю возникновения города.
3 класс.
Знать и понимать символику города; историю возникновения национальных праздников и уметь обыграть хотя бы один из них.
4 класс.
– Уметь организовать семейный праздник;
– знать о своих ветеранах-земляках и уметь
оказать им помощь;
– получить воспитание через культуру семейных
отношений.
5 класс.
Должны получить знания и умения через встречи с выдающимися людьми города и проведения экскурсий;
– научиться работать по литературе, по
изучаемой теме;
– на основе экскурсий расширить свой кругозор.
6 класс.
Ребята учатся ориентироваться на местности; знакомятся с религиозными обычаями и традициями города и района; обучаются туристским навыкам.
7 класс.
Идет расширение знаний по летописи через встречи с участниками войны нашего города и района. Дети знакомятся с методикой проведения экскурсий.
8 класс.
Закрепить туристские навыки; обучить детей описывать маршрут, памятники природы. Расширить знания по истории культурных памятников нашего города.
9 класс.
Выработать у ребят умение отобрать и проанализировать необходимый материал по изучению природы Альметьевска и Альметьевского района и на основе отобранного материала изложить свои мысли в печати. Уметь паспортизировать колодцы и источники пресной воды. Уметь определять скорость течения реки.
10 класс.
Принимать посильное участие в поисковых работах по заданиям лесничества, геологических организаций, организаций по охране окружающей среды. Оформлять геологические выставки, экологические уголки, музей.
11 класс.
Научиться выступать с материалом на конференциях. Оказывать помощь лесничествам и лесохозяйствам. Совершенствовать туристские навыки.
Контингент учащихся.
Младший школьный возраст – учащиеся 1-4-х
классов.
Средний школьный возраст – учащиеся 5-8-х классов.
Старший школьный возраст – учащиеся 9-11-х
классов.
Материально-техническая база.
Ручки, тетради, карандаши простые и цветные, карты Татарстана, Альметьевского района, музейные экспонаты, туристское снаряжение, видеомагнитофон, магнитофон, учебно– тематические фильмы, методические фильмы, методическая литература по краеведческому и экологическому направлению.
База занятий кружка.
Кабинет национальной культуры и прикладного творчества ЦДЮТ.
Работа с родителями.
Связь с родителями тесно прослеживается в течение всего учебного года. В начале учебного года – в сентябре проходит родительское собрание по теме: “Воспитание ребенка на основе обучения и ознакомления истории наших предков. Ознакомление родителей с планом работы кружка на год”. В мае подводятся итоги работы с кружковцами, где родители высказывают свое мнение на собрании, чем полезны занятия подобного рода. Они делают предложения на будущее.
В течение всего года родители сами оказываются участниками походов, экскурсий, экспедиций. Проводятся индивидуальные консультации совместно с психологом, особенно это нужно перед организацией походов, экспедиций.
Методическая работа.
- Связь с объединения краеведческого направления, прикладного творчества, фольклорного направления, школьными историко-краеведческими музеями, городским краеведческим музеем, Советом ветеранов, экологической гостиной и обменом опытом работы.
- Выступление на методических объединениях и педсоветах по темам: “Роль национального воспитания в учреждениях дополнительного образования”, “Организация и проведение занятий по краеведению”, “Экскурсии – одна из форм работы с кружковцами”.
- Организация открытых занятий по темам: “ 1000-летие Бабы– Яги” (подтема– “Природа и мы”), урок-экскурсия “История транспорта” (подтема– “Мы хотим вам рассказать”).
- Разработка методических материалов для ПДО и учителей по темам: “Формы контроля и проверки знаний учащихся в процессе занятий по краеведению”, “Как правильно провести экскурсию?”.
- Знакомство с новинками методической литературы по краеведению.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
- Положение о внешкольном учреждении.
- Устав ЦДЮТ.
- Должностная инструкция ПДО.
- Инструкция по технике безопасности.
- Типовая программа для внешкольных учреждений.
- Программа “ Музееведение”.
- Перспективный план отдела национальной культуры.