Авторская образовательно-воспитательная программа "Градоведение"

Разделы: Внеклассная работа


Объяснительная записка

В последние годы в поисках духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения педагоги и ученые-исследователи вновь обратили свои интересы к краеведению. В своей методологической основе краеведение является комплексом естественнонаучных и общественно-научных исследований, куда входят изучение природы и природных богатств края, хозяйственной деятельности на его территории, истории и культуры местного населения.

Каждый человек тысячами нитей связан со своей “ малой Родиной”. У каждого города, поселка, улицы, уголка на карте, где ты родился, вырос и живешь – свое лицо, свой характер, своя история, порой восходящая к легендам. Нас окружает природа родного края – нужно знать ее и изучать, чтобы ориентироваться с ней, правильно строить взаимоотношения с окружающим миром, мы общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами. Истоки наших взаимоотношений лежат в прошлом и настоящем как всей страны, так и ее отдельного региона. Найти свое место в этом сложном мире нелегко. Знакомство с историей, культурой традициями родной страны, ее прошлым и настоящим на примере родного края поможет человеку, выбираю духовное начало.

Для жителей Альметьевска наш город-гордость всего региона. Для преподавателей истории, биологии, географии, а также для ПДО краеведческого направления, работающих в УДО предлагаю программу “Градоведение”, где идет углубленное изучение как истории Альметьевска, так и истории Татарстана.

Программа “Градоведение” – лауреат Республиканского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками в 2000-2001 учебном году. Апробируется уже 5 год, и, анализируя проделанную уже работу по данной программе, можно отметить следующее:

  1. К программе проявлен интерес со стороны педагогов и учащихся школ города, чему предшествовал выпуск методического сборника “Краеведческие досуги”.
  2. В течение 2008-2009 учебного года к 55– летию Альметьевска по программе “Градоведение” в общеобразовательных учреждениях прошли тематические беседы по разделам программы для каждого возраста учащихся.
  3. Знания по краеведению помогли детям по новому взглянуть на привычные вещи, они стремятся узнать историю своей семьи и разных мест, подключая свою семью.
  4. Разнообразные формы занятий будят воображение детей, влекут их к новой работе, проявляют желания в дальнейшем заниматься краеведением.
  5. Результаты деятельности детей по этой программе определяются в игровых занятиях – викторинах, в ежегодной ролевой игре, “Знаешь ли ты свой край?”
  6. Главным итогом программы является то, что она является стартовой площадкой для детей и педагогов в желании дальнейшего изучения истории, традиций и культуры родного края.

Цель программы – приобщение юных жителей нашего города к богатейшему духовному наследию прошлого, патриотическое воспитание молодежи. Направленность этой программы нацелена на формирование нравственных позиций молодого человека. Главное, чтобы в процессе познания у детей родились любовь и высокие гражданские чувства к родному городу, гордость за свою причастность к удивительной жизни столицы нефтяного края.

Задачи программы:

  1. Вызвать у ребенка интерес к родному городу;
  2. Научить полюбить родные места;
  3. Формировать проявление обеспокоенности за судьбу родного края и судьбы людей, живущих рядом.

Программа рассчитана на различные возрастные категории учащихся. Она предполагает постепенное развитие детского мышления, формирующего знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. В числе методов и форм обучения могут быть: игры, викторины, просмотры фильмов, чтение литературы. Также могут проходить и поездки, экскурсии, конкурсы, выступления, олимпиады. Важное значение имеет участие детей в различных, природоохранных мероприятиях, проводимых в городе, особенно в трудовой деятельности: посадка деревьев, уход за каким-либо животным. Очень важен для учащихся выход на местные органы управления, выступления в печати, на радио и т.д.

По данной программе к работе могут привлекаться ученые и педагоги вузов, сотрудники вузов и музеев, архивов, библиотек, различных городских организаций.

Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий в течение учебного года в объеме 144 часа. Темы занятий даны параллельно в классах, но с учетом возрастных особенностей. Также в процессе освоения программы ребенок должен приобрести умения и навыки, необходимые ему в жизни. Эти умения и навыки условно разделены на 4 основные группы:

  1. Умения и навыки, связанные с отношением к семье, обществу, государству;
  2. //-//-//-//-//-//-//-//-//-, с изучением культурных ценностей татарского народа;
  3. //-//-//-//-//-//-/-//-,с навыками бережного отношения природным богатствам республики и изучения природы родного края.

В ходе изучения программы на каждом году обучения дети получают следующие навыки и умения.

1 класс.

Через комплексные игровые формы научить детей бережно относиться к природе родного края; должны знать основные культурные и исторические места нашего города и района; уметь рассказать хотя бы об одном из них; усвоить термины “фольклор”, “ родословная”.

2 класс.

Через игровые формы, забавы, конкурсы дети должны знать духовное богатство УНТ; историю своей семьи, своего города и суметь рассказать историю возникновения города.

3 класс.

Знать и понимать символику города; историю возникновения национальных праздников и уметь обыграть хотя бы один из них.

4 класс.

– Уметь организовать семейный праздник;
– знать о своих ветеранах-земляках и уметь оказать им помощь;
– получить воспитание через культуру семейных отношений.

5 класс.

Должны получить знания и умения через встречи с выдающимися людьми города и проведения экскурсий;

– научиться работать по литературе, по изучаемой теме;
– на основе экскурсий расширить свой кругозор.

6 класс.

Ребята учатся ориентироваться на местности; знакомятся с религиозными обычаями и традициями города и района; обучаются туристским навыкам.

7 класс.

Идет расширение знаний по летописи через встречи с участниками войны нашего города и района. Дети знакомятся с методикой проведения экскурсий.

8 класс.

Закрепить туристские навыки; обучить детей описывать маршрут, памятники природы. Расширить знания по истории культурных памятников нашего города.

9 класс.

Выработать у ребят умение отобрать и проанализировать необходимый материал по изучению природы Альметьевска и Альметьевского района и на основе отобранного материала изложить свои мысли в печати. Уметь паспортизировать колодцы и источники пресной воды. Уметь определять скорость течения реки.

10 класс.

Принимать посильное участие в поисковых работах по заданиям лесничества, геологических организаций, организаций по охране окружающей среды. Оформлять геологические выставки, экологические уголки, музей.

11 класс.

Научиться выступать с материалом на конференциях. Оказывать помощь лесничествам и лесохозяйствам. Совершенствовать туристские навыки.

Контингент учащихся.

Младший школьный возраст – учащиеся 1-4-х классов.
Средний школьный возраст – учащиеся 5-8-х классов.
Старший школьный возраст – учащиеся 9-11-х классов.

Материально-техническая база.

Ручки, тетради, карандаши простые и цветные, карты Татарстана, Альметьевского района, музейные экспонаты, туристское снаряжение, видеомагнитофон, магнитофон, учебно– тематические фильмы, методические фильмы, методическая литература по краеведческому и экологическому направлению.

База занятий кружка.

Кабинет национальной культуры и прикладного творчества ЦДЮТ.

Работа с родителями.

Связь с родителями тесно прослеживается в течение всего учебного года. В начале учебного года – в сентябре проходит родительское собрание по теме: “Воспитание ребенка на основе обучения и ознакомления истории наших предков. Ознакомление родителей с планом работы кружка на год”. В мае подводятся итоги работы с кружковцами, где родители высказывают свое мнение на собрании, чем полезны занятия подобного рода. Они делают предложения на будущее.

В течение всего года родители сами оказываются участниками походов, экскурсий, экспедиций. Проводятся индивидуальные консультации совместно с психологом, особенно это нужно перед организацией походов, экспедиций.

Методическая работа.

  1. Связь с объединения краеведческого направления, прикладного творчества, фольклорного направления, школьными историко-краеведческими музеями, городским краеведческим музеем, Советом ветеранов, экологической гостиной и обменом опытом работы.
  2. Выступление на методических объединениях и педсоветах по темам: “Роль национального воспитания в учреждениях дополнительного образования”, “Организация и проведение занятий по краеведению”, “Экскурсии – одна из форм работы с кружковцами”.
  3. Организация открытых занятий по темам: “ 1000-летие Бабы– Яги” (подтема– “Природа и мы”), урок-экскурсия “История транспорта” (подтема– “Мы хотим вам рассказать”).
  4. Разработка методических материалов для ПДО и учителей по темам: “Формы контроля и проверки знаний учащихся в процессе занятий по краеведению”, “Как правильно провести экскурсию?”.
  5. Знакомство с новинками методической литературы по краеведению.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  1. Положение о внешкольном учреждении.
  2. Устав ЦДЮТ.
  3. Должностная инструкция ПДО.
  4. Инструкция по технике безопасности.
  5. Типовая программа для внешкольных учреждений.
  6. Программа “ Музееведение”.
  7. Перспективный план отдела национальной культуры.

Приложение