Проектная задача по русскому языку для учащихся 3—4-х классов на тему "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • выявить степень осознанности действий учащихся и уровень овладения способами самоконтроля при решении орфографических задач по теме “Состав слова”,
  • отследить степень сформированности навыков групповой работы.

Дорогие ребята!

Вам всем известен сказочный герой Кузька. Выполнив все задания, вы сможете разгадать тайну заветного сундучка, который принадлежал домовёнку Кузьке.

Задание 1.

Кузька со своим другом Лешонком были на осеннем празднике. Неожиданно листья заплясали в воздухе. “Летят, летят, изукрашенные грамоты, неведомо от кого неведомо кому”. Большущий кленовый лист опустился к ногам Кузьки. Глянул, а на нём слова. Стал читать - не может понять! Помогите Кузьке прочитать, что было написано на листе. Но для этого вам придётся вспомнить изученные правила орфографии.

Кузька!

Куда ты прапал? Цел – невредим ли? Все дамовята: и бутеня, и дет папила, и вуколочька, и афонкасадонькой вспоминают тебя, скучяют и ждут. Когда ты вернёшься в нашу деривенку!

Задание 2.

На руки Лешонку упал л..сток, на котором была нарисована деревня Кузьки. Никак не могут они вспомнить, откуда ветер принёс этот л..сток, в какую сторону им идти. Стали перебирать “родственников” этого слова. Может, они им помогут?

А вы сами можете назвать эти родственные слова? Как вы обозначите домик, в котором живёт корень этих слов?

Задание 3.

Перебирая “родственников”, наши друзья дошли до домика Бабы – Яги. Остался у неё Кузька на всю зиму. Ел да спал, спал да ел. Толстел, скучал да и про сундучок свой забыл. Только Лешик переживал за своего друга. Пришлось Лешонку встретиться с Бабой – Ягой. Согласилась она отпустить Кузьку, если Лешонок справится с заданием. Помогите Лешонку справиться с этим заданием.

В каких из этих пословиц упоминается не тот, кто в остальных?

  • … бояться – в лес не ходить.
  • С … жить – по волчьи выть.
  • За двумя… погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Работа не … - в лес не убежит.
  • …ноги кормят.

В оставшихся пословицах употребляются однокоренные слова?

Задание 4.

Прибежали к болоту. Кузька с Лешонком пробирались через болото. Но кикиморы встретились на их пути. Старшая из них закинула сундучок на сук длинной сухой коряги. Сколько ни прыгай – не достать. Хотели обратиться к двум лягушатам, но те наперебой кричали и делили слова, которые им дал учитель, горошинка, кувшинка, жемчужинка, малинка, снежинка между собой. Увидели их лягушки и попросили помочь, справиться с этой задачей.

Кузька разделил эти слова так:

горошинка

кувшинка

жемчужинка

малинка

снежинка

 

Лешонок:

горошинка

кувшинка

жемчужинка

малинка

 

снежинка

Как вы считаете, кто правильно справился с заданием? Докажите.

Разберите по составу слова кувшинка и снежинка.

Задание 5.

Лягушата обратились к Водяному, но кикморы ни Водяному, ни лягушатам, ни Медведю с Лисой, которые хотели заступиться за Кузьку, не отдали сундучока. Стали кикиморы баловаться, озорничать, кидаться грязью. Кидаются комьями, а они из

твердых превращаются в

твёрд(енк, еньк, инк, иньк)ие,
круглые – в кругл(енк, еньк, инк, иньк)ие,
мягкие – в мяг(онк, оньк)ие,
грязные – в грязн(енк, еньк, инк, иньк)ие.

Какими комьями кидались кикиморы?

Задание 6.

Весна вступила в свои права.. Проснулись звери, прилетели птицы, ожили травы. Рад был вернувшимся Кузьке и Лешику дед Диодох. Радостью наполнился лес, речушки, озёра. Все шутили, смеялись. Дед Диодох, сощурив глаз, задал хитрые вопросы обитателям леса, речки, болота. Живое обсуждение прерывалось удивлёнными восклицаниями.

А как бы вы ответили на вопросы деда Диодоха?

  • Как из маленького хвостика сделать большой?
  • Можно ли рыбу превратить в человека?
  • Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща?

Задание 7.

Старый леший увидел сундучок, который всё это время излучал яркий свет, и спросил у Кузьки, какую тайну скрывает этот сундучок? Кузька ответил, “Чтобы разгадать тайну, необходимо подобрать ключик к сундучку. Но для этого нужно произнести считалку. К сожалению, я её подзабыл. Вот она.

За морями, за…
За … лесами,
На пригорке …
На дверях висит замок.
Ты за…иди
И замочек…”

А вы, ребята, знаете, как звучит эта считалочка? Прочитайте её.

Задание 8.

И вот мы открываем сундучок!. На дне его записка на неизвестном языке.

Зайчиха – орокс
Зайчонок – э оро
Волк – муф
Волчонок – э муф
Слониха – цабекс

Как на этом языке будут называться заяц, волчица, слон, слонёнок?

Помните, ребята, как Кузька объяснил, почему сундучок волшебный. Если положить в него рисунок, любую картинку, то сундучок сам сочинит и расскажет сказку.

Вы были свидетелями и участниками событий, связанных с Кузькой. Но рисовать Кузька не умеет. Какими вы представляете Кузьку и его друга Лешика? Нарисуйте героев этой сказки. Можно сделать героев этой сказки из бумаги или любого материала.

Критерии оценки