Задача:
– Познакомить учащихся с многообразием имён, историей образования имени.
Форма проведения: игра – путешествие.
Участники: обучающиеся 5, 9 класса.
Оборудование: политическая карта мира, разноцветные флажки с иголочками, генеалогические древа семей учащихся, толковый словарь русского языка, музыкальный центр, дневники “С любовью к городу”
Подготовительная работа:
– учащиеся 9-го “Б” класса – работали с личные делами учащихся школы № 39 и выяснили популярность женских и мужских имен среди родителей и детей;
– группа учащихся 5-го “Б” класса – определили популярность мужских и женских имен среди учащихся своего класса;
– учащимся 5-го класса – найти поговорки, пословицы, песни, названия сладостей, литературные произведения, где встречаются имена;
– группе ребят – подготовить стихи;
– каждый учащийся готовил материал о происхождении своего имени, составлял генеалогическое древо своей семьи.
Ход игры-путешествия
Ведущий:
Сегодня мы узнаем происхождение ваших имен. Познакомимся с редкими именами ваших близких людей. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали ему родители, в чем тайна имени, с которым человек связан всю свою жизнь. Разнообразие имен очень велико, какие-то имена встречаются часто, какие-то редко, какие-то имена даже внешне подходят человеку, а какие-то совсем нет. Как известно, большинство русских имён имеют греческие, славянские, еврейские или скандинавские корни. Поэтому первым этапом в изучении значения имени будет определение того, какова история и происхождение имени.
Для начала давайте вспомним пословицы, где встречаются имена?
(Купила бабуся бусы Марусе, Люди с базара, а Назар – на базар. Мели Емеля твоя неделя. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Один про Фому, а другой по Ерёму. По Ивашке и рубашка. У лодыря Егорки – всегда отговорки. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка. Каков Савва, такова ему и слава. Голодному Федоту и щи в охоту. По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. На бедного Макара все шишки валятся. Хороша Маша, да не наша).
Ведущий:
Если посмотреть на список наших имен, то оказалось, что они у нас очень разные:
– латинские
;– еврейские;
– греческие;
– армянское.
Предлагаю вам совершить путешествие на родину ваших имён. Во время путешествия мы кое-что будем записывать, поэтому с собой в дорогу возьмём ручку и дневник. Вашим экскурсоводом буду я. А кто такой экскурсовод? Давайте откроем толковый словарь и прочитаем. (Экскурсовод – специалист, дающий пояснения).
А куда отправимся?
Дети называют Рим.
Экскурсовод:
А на чём отправимся путешествовать?
Дети:
На самолёте.
Экскурсовод (отмечает на карте флажком столицу Италии – Рим):
Итак, на карте появляется первый флажок. Я приветствую вас на борту самолёта, пристегните ремни, взлетаем. На протяжении нашего путешествия каждый из вас сегодня назовёт своё имя и объяснит его значение. Имя человеку даётся один раз при рождении и сопутствует ему всю жизнь.
В бесконечном прошлом детей называли в честь животных и растений. Например, волк, заяц, косой, дуб, берёза, сирень.
У некоторых народов и племён имена говорили о характере и внешности человека. Например, Ястребиный коготь, Большой Змей, Полная луна.
Совсем иные имена были в давние времена на Руси: Ждан, Неждан, Старшой, Меньшой, Малуша, Млада, Всеслав.
Время не стояло на месте. В 988 г. на Руси было введено христианство. В русской православной церкви были особые книги месяцесловы или святцы. В тех книгах на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых чтит в этот день церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имён, которые значились в святцах на день рождения ребёнка. Этим дело и кончалось.
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там
В странице святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима
То хошь не хошь Иероним.
Очень много на Руси было Иванов, т.к. в Святцах встречается 170 раза те. Почти через день. Правда, иногда, священник шел на уступки, и по просьбе родителей давал имя, которое в святцах не значилось. Так славянские имена Вера, Надежда, Любовь давались часто, несмотря, что Вера в святцах встречается 2 раза, а Надежда, Любовь только по одному разу.
Итак, мы незаметно прибыли на Родину латинских имен. Совершаем посадку в морской, горной стране, раскинувшейся на юге Европы – Италии. Столица Италии – Рим.
Учащиеся Сергей, Наталья, Мария, Виктор, Павел выходят к доске, прикалывают флажки и рассказывают об образовании своих имён. Экскурсовод дополняет производные имён.
Сергей (родовое имя Sergeus) – Сергуля, Гуля, Гуша, Гуся, Сереня
Наталья (родовое имя Natalic) – Натаня, Натуся, Ната, Натальюшка
Мария (more море) – Мария, Муля, Муся, Масята, Машуня
Виктор (victor – победитель) Виталя, Витаня, Витяха, Виташа
Павел (Paulus – маленький) – Паня, Павлик, Пашуня, Павлюкаша
Экскурсовод:
А кто любит сладкое? Назовите названия конфет, тортов, где встречаются имена.
Названия конфет, тортов: “Алёнка”, “Алёша”, “Василёк”, “Кузя друг Алёнки”, “Ванька –встань-ка” и т.д.;
Экскурсовод: Вижу, что среди нас много сладкоежек.
Ну что ж, нам пора отправляться в Грецию. Пристегните ремни, взлетаем.
Чтобы наше путешествие не было скучным, продолжим нашу беседу.
В ином положении оказались родители после 1918 г., Великой Октябрьской революции. Регистрацию новорождённых стали вести отделы записей гражданского состояния – ЗАГС. Давайте откроем толковый словарь и прочитаем, что такое ЗАГС. Родители теперь могли выбрать любое имя. Старое (бывшее церковное), польское, немецкое и даже изобрести своё имя. И вот что из этого получилось.
Ученик 1
Если только ты умён,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имён
Как Протон и Атом.Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.Хоть семья её звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Ученик 2
Другой искал отец
Имя похитрее
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра,
Девочку Идейкой,
А ребята со двора,
Стали звать Индейкой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с призваньем этим,
Век придётся вековать
Злополучным детям.
(С.Я. Маршак “В защиту детей)
Пользуясь свободой выбора имени, родители иногда давали своим детям странные, необычные имена. В качестве личных имён выступают географические названия Алтай, Гималаи, Амур, Казбек. Математические и технические названия Гипотенуза, Меридиана, Дизель, Комбайн и т.д.
В последнее время большое внимание уделяется ономастике – науке о личных именах. Итак, мы совершаем посадку в Греции. Она расположена в южной части Балканского полуострова. Столица Греции – Афины. А чем знаменита Греция?
(Впервые в 776 г. до н. э. были проведены олимпийские игры).
Учащиеся, у кого имена греческого происхождения, выходят к доске, прикалывают флажки и рассказывают об образовании своих имён. Экскурсовод дополняет производные имён.
Дмитрий (Деметра – богиня плодородия и земледелия), Димаша, Митрюха, Митюля,Думуша.
Алексей (аleхо – защищать), Алёня, Люня, Лёха, Лекса.
Татьяна (устанавливать, определять, назначать), Танюра, Тата, Тануля, Таша.
Евгения (благородная), Евгеня, Геня, Геша, Енюша.
Артем (невредимый, здоровый), Артемович, Тема, Артюша.
Дарья (имя трех царей древней Персии), Дарена, Дареша, Дашуня, Даня.
Ксения (гостеприимство, чужой, чужеземный), Сюня, Ксюта, Акся, Аксюньюшка.
Екатерина (чистая), Катюся, Катяша, Рина, Катюня.
Анатолий (восток), Толюся, Толюня, Анатолька, Толяша.
Анастасия (воскресший), Нюся, Стася, Асюша, Асюта.
Никита (побеждать), Кеня, Никуся, Кита.
Кирилл (господин, владыка), Киря, Кирюся, Киряша.
Кристина (Христос), Христя, Кристя, Стина, Хрися.
Яна, Яночка, Янусенька, Янулечка, Янушка.
Экскурсовод:
А чтобы отправиться дальше, надо назвать скороговорки, где встречаются имена.
1. Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке
рак,
Сунул Грека в реку руку, рак за руку Грека цап.
2. Ювелин Валерий – кавалер в Карелии
Отправлял кораллы, – полировал опалы
3. Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
4. Насыпал Парамошка горошку на дорожку.
Зовёт теперь к порожку дорожка из горошка.
5. Канавку Наталка копала лопаткой,
Канат Капитон натянул за палаткой.
6. Милая Мила мылась с мылом.
Намылилась, смыла – так мылась Мила.
7. Боря Ире дал ириску
Ира Боре – барбариску.
Экскурсовод:
А теперь совершим путешествие в Израиль.
Пристегнуть ремни. Взлетаем.
Оказывается, на имена существует определённая мода. В этом сейчас вы убедитесь.
Учащиеся 9-х классов сделали сводную ведомость популярности имён родителей и детей. Были взяты данные из личных дел учащихся школы № 39. Предоставим им слово.
Учащиеся 9 “Б” класса рассказывают ребятам об итогах исследования.
А мы совершаем посадку в Иерусалиме – столице Израиля.
Учащиеся, у кого имена Иван и Анна, выходят к доске, прикалывают флажки и рассказывают об образовании своих имён. Экскурсовод дополняет производные имён.
Иван (Яхве(бог)), Ивася, Ишута, Иваха, Ванята.
Анна (грация, миловидность), Нюта, Нуся, Нюраша, Анюша.
Экскурсовод:
А теперь отправимся в Армению.
Пристегнуть ремни. Самолёт набирает высоту.
Яна и Наталья решили составить ведомость популярности имен среди учащихся 5-х классов, найти среди них старорусские имена.
Учащиеся представляют сравнительную таблицу мужских и женских имён (смотри приложение 2).
Экскурсовод:
Вот и Армения. Государство в Западной Азии. Столица Ереван.
На данной территории возникло первое рабовладельческое государство Урарту.
Учащиеся выходят к доске, прикалывают флажки и рассказывают об образовании своих имён. Ведущий дополняет производные имён.
Лусинэ (полная луна), Лусия, Люня.
Экскурсовод:
Откройте свои составленные родословные, посмотрите на своё генеалогическое древо и расскажите, у кого в роду ваше имя повторяется? Какие необычные имена? Какие славянские имена?
Ребята по желанию выходят к доске и рассказывают.
Экскурсовод:
Итак, возвращаемся домой. Пристегнуть ремни. Взлетаем.
А какие вы знаете произведения, где встречаются имена?
Ребята называют произведения: “Сказка о царе Салтане” – А.С.Пушкина, “Волшебная лампа Алладина” – арабская сказка и т. д.
Я знаю, что вы любите слушать музыку, петь.
Какие вы знаете песни, где встречаются имена? (называются песни).
Экскурсовод:
В нашем самолёте есть зал, где находится современная аппаратура, я предлагаю вам исполнить несколько названных вами песен. (Учащиеся исполняют песни)
“Ксюша” – группа “Комбинация”, муз.
Окорокова В., слова Дружкова Ю.
“Леха” – Апмна А., музыка Укупника А., слова
Дружкова Ю.
“Антошка” – музыка Шаинского В., слова Энтина Ю.
Экскурсовод:
Наше путешествие заканчивается. Мы совершаем посадку в г. Кемерово, школа № 39, кабинет № 19. Давайте подведем итог нашего путешествия.
(Ребята отвечают на вопрос)
1. С чем мы вернулись из путешествия?
(Узнали, что означают наши имена. Составили карту происхождения своих имен. Познакомились с новыми словами: экскурсовод, ономастика. Составили древо своей семьи. Вспомнили скороговорки, пословицы, музыкальные и литературные произведения, где встречаются имена).
Благодарю за работу!
Литература:
- Словарь русский личных имен. Н.А. Перовский. М. “Русский язык” 1984 г.