Цель: обобщение, систематизация и актуализация знаний, полученных в ходе изучения сенсорных систем организма человека:
– в курсе биологии в 9 классе МОУ СОШ;
или
– при изучении студентами 1 курса дисциплин Возрастная анатомия, физиология и гигиена по специальности 050709 Преподавание в начальных классах, Анатомия и Физиология по специальности 050720 Физическая культура педагогического колледжа.
Задачи:
Образовательные: обобщить, конкретизировать, углубить знания о сенсорных системах человека, способствовать осмыслению и усвоению изученного материала.
Развивающие: научить обучающихся анализировать материал, сравнивать природные объекты, развивать умение принимать решения и делать выводы.
Воспитательные: формировать положительную мотивацию к изучению биологических дисциплин, воспитывать самостоятельность в суждениях, коммуникабельность, стремление получить конечный результат.
Оборудование: таблицы “Зрительный анализатор”, “Слуховой анализатор”, “Вкусовой анализатор”, “Обонятельная система”, карточки для игрового поля (см., таблицу) и таблица подсчета баллов (оформляется на доске).
Игровое поле
Таблица
I. | Характеристика сенсорных систем | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
II. | Строение глаза | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
III. | Функции зрительной сенсорной системы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
IV. | Слуховой анализатор | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
План:
- Вступительное слово преподавателя (знакомство с правилами игры).
- Ответы на вопросы игры.
- Подведение итогов игры.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Определение темы и целей занятия, организация внимания обучающихся.
II. Ход игры:
1. Вступительное слово преподавателя (знакомство с правилами игры).
Сегодня у нас необычное занятие, оно будет проводиться в форме интеллектуальной игры по мотивам телепередачи “Своя игра”. Прошу команды выбрать капитанов, которые будут поднимать сигнальные карточки и дать название своим командам.
Общие правила:
В игре принимают участие 3 команды, количество игроков равное. Основная цель команд — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число баллов. Если команда в игре набрала 250-600 баллов, то всем ее участникам выставляется по “5”, если 120-240 –“4”, если 80-110 то “3”. В начале игры у каждой из команд на счету 0 баллов.
Суть игры заключается в том, что три команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из двух раундов — одного основного и одного финального. Основной раунд содержит 20 вопросов — 4 темы по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — она варьируется от 10 до 50 баллов, чем выше цена вопроса, тем он сложнее.
Начинается игра с того, что капитан команды за центральным игровым столом выбирает один из вопросов, любой темы. Вопрос зачитывается вслух ведущим, и любой из капитанов команды, посовещавшись со своими игроками, может поднять сигнальную карточку и дать ответ на него. Ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды, в этом случае она получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечающей команды. В этом случае оставшиеся команды имеют право поднять сигнальную карточку и дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение минуты на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает та же команда, отвечавшая на предыдущий вопрос [7].
Возможно также, что команды, не отвечают с места, а к игровому столу, по очереди, выходят по одному участнику из каждой команды и отвечают на выбранный ими вопрос.
Основной раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы.
Специальные вопросы:
Помимо обычных вопросов, существуют специальные — “Кот в мешке”, “Вопрос-аукцион” и “Вопрос от спонсора”. Количество и расположение спецвопросов заранее неизвестно [7]. “Кот в мешке”, “Аукцион”, “Вопрос от спонсора” встречается только раз в 1-м раунде.
Вне зависимости от правильности ответа команда, отвечавшая на специальный вопрос, получает право хода и выбирает следующий вопрос.
“Кот в мешке”:
Если команде достался “Кот в мешке”, она обязана передать его кому-то из команд-соперников. Отвечать на такой вопрос может только та команда, которой подбросили “Кота”. Команда обязана отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу [7].
“Вопрос-аукцион”:
Если вопрос оказывается аукционом, то команды торгуются за него, и в результате он достаётся тому, кто сделал наибольшую ставку. Ставки не должны быть ниже номинала вопроса и не должны превышать суммы на счету у команды, а ва-банк (это ставка, при которой команда ставит на кон все имеющиеся у неё баллы) перебивается только большим ва-банком.
Начинает делать ставку команда, выбравшая “Вопрос-аукцион”. Если сумма у неё на счету меньше номинала вопроса, она может играть только на номинал. Затем идёт та из оставшихся команд, у которой сумма счета меньше. Если у оставшихся команд суммы равны, команду выбирает ведущий. Вторая команда может повысить ставку, тем самым перебивая ставку первой команды. Далее спрашивают третью команду, а потом — по кругу (то есть, снова возвращаются к тому, кто открыл вопрос). Любая команда в любой момент, кроме самой первой ставки, может сказать “пас” и выбыть из торгов. Либо же ставка другой команды превысит её счёт, и капитан которой говорит “пас” автоматически [7].
“Вопрос от спонсора”:
Если команда открыла “Вопрос от спонсора”, то она будет сама отвечать на этот вопрос. Исходная стоимость вопроса удваивается, однако в случае неправильного ответа команда ничего не теряет [7].
Финал:
Перед финальным раундом проводится подсчет набранных баллов. Команды, имеющие на своем счету отрицательную или нулевую сумму, покидают игру. В случае, если, все вынуждены сделать это, победителем считается команда, ближайшая к нулю, а финальный раунд не разыгрывается. В начале, командам предлагается 7 возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте, начиная с отстающей) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется одна. Затем команды делают свои ставки, записывая их на листочке, ставя в известность ведущего. Команда может поставить любую сумму от 10 баллов до всей своей суммы (ва-банк). После этого ведущий зачитывает текст вопроса и объявляет о начале минуты на обдумывание, оглашая сигнал “Время!”. По истечении минуты ответы команд на листочках отдаются ведущему, который их проверяет [7]. Порядок их проверки, как правило, происходит по возрастанию сумм, начиная с отстающей команды.
2. Ответы на вопросы игры.
Основной раунд
Тема 1: Характеристика сенсорных систем
На 10 баллов – Что является рецептором вкусовой сенсорной системы? (вкусовые почки)
На 20 баллов – Как называются молекулы веществ присутствующие в воздухе и воспринимаемые человеком? (запах)
На 30 баллов – Какие сенсорные системы играют важную роль в познании человеком окружающего мира? (слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, двигательная, висцеральная, соматосенсорная: тактильная (осязательная), температурная, болевая, мышечная и суставная)
На 40 баллов – Какой отдел анализатора превращает нервные импульсы в ощущения? (центральный или корковый отдел)
На 50 баллов – Из чего состоит проводниковый отдел анализатора? (нервных волокон)
Тема 2: Строение глаза
На 10 баллов – Чем защищен глаз от солнечных лучей и пыли? (вспомогательным аппаратом глаза: веками, ресницами, слезным аппаратом, мышцами глазного яблока)
На 20 баллов – Какая часть глазного яблока, пропускающая лучи света, характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная, студенистая масса? (стекловидное тело)
На 30 баллов – Как называется пигмент, находящийся в радужной оболочке и придающий цвет глазам? (меланин)
На 40 баллов – Где находятся и как называются зрительные светочувствительные рецепторы? (фоторецепторы: палочки и колбочки, находятся в сетчатке)
На 50 баллов – Что образуют нервные волокна, отходящие от фоторецепторов: палочек и колбочек? (зрительный нерв)
Тема 3: Функции зрительной сенсорной системы
На 10 баллов – Какую функцию выполняет слезная железа и слезный канал? (смачивает, очищает и дезинфицирует глаз)
На 20 баллов – Чем регулируется ширина зрачка и изменения кривизны хрусталика в процессе аккомодации? (ресничными мышцами)
На 30 баллов – Как изменяется острота зрения у детей с взрослением? (увеличивается)
На 40 баллов – Что такое бинокулярное зрение? (зрение двумя глазами) [5]
На 50 баллов – Как называется приспособление глаза при переходе от темноты к свету? (зрительная или световая адаптация)
Тема 4: Слуховой анализатор
На 10 баллов – Из каких трех отделов состоит ухо? (наружное, среднее и внутреннее ухо)
На 20 баллов – Какова роль евстахиевой или слуховой трубы в среднем ухе? (уравнивает давление)
На 30 баллов – Чем заполнена полость внутреннего уха? (жидкостью – перилимфой и эндолимфой)
На 40 баллов – Где формируются слуховые сигналы, например, музыка, слова? (в слуховой зоне больших полушарий)
На 50 баллов – Какую функцию выполняет кортиев орган во внутреннем ухе? (это звуковоспринимающий аппарат; клетки, которые трансформируют механические колебания жидкости в электрические потенциалы) [4]
Финальный раунд
Тема 1: Зрительная сенсорная система
Перечислите три вида аномалий рефракции глаза (близорукость, дальнозоркость, астигматизм)
Тема 2: Слуховая сенсорная система
В чем измеряется громкость звуков? (децибелы)
Тема 3: Вестибулярная сенсорная система
Назовите основную функцию вестибулярной системы (ориентация человека в пространстве)
Тема 4: Тактильная (осязательная) сенсорная система
Назовите части тела, на которых больше всего рецепторов чувствительных к прикосновению (кожа пальцев рук, ладоней, губ, подошвы ног)
Тема 5: Обонятельная сенсорная система
Как называется обонятельная рецепторная клетка? (обонятельная луковица)
Тема 6: Вкусовая сенсорная система
Чем отличается вкусовая адаптация к сладкому и соленому, от вкусовой адаптации к горькому и кислому? (адаптация к сладкому и соленому развивается быстрее, чем к горькому и кислому) [6]
Тема 7: Температурная сенсорная система
Назовите два основных вида терморецепторов? (тепловые и холодовые)
III. Итог урока.
Ведущий собирает листочки с ответами, оглашает ответ финального раунда, определяет его правильность, оглашает ставку и результат игры. Ответ команды, по истечении времени, записывается ведущим ниже названия команды в таблице подсчета баллов. В случае правильного ответа счёт команды увеличивается на сумму ставки, иначе — уменьшается на неё же. [7] Если никто из участвующих команд не ответил правильно, ведущий сначала объявляет победителя, а затем произносит правильный ответ.
Победителем игры объявляется тот, кто по итогам финального раунда набрал наибольшую сумму баллов. Выставляются оценки.
Список литературы
- Биология. Основы общей биологии: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой – М.: Мемозина, 2007.
- Общая биология: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. В.Н. Ярыгина, В.Б. Захарова, А.Г. Мустафина, В.И. Сивоглазова – М.: Просвещение, 2003.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология: Введение в общую биологию и экологию: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М: Дрофа, 2007.
- Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Физиология человека: Учебник для техн. физ. культ. /Под ред. В.В.Васильевой. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
- http://humbio.ru/humbio/physiology/001b2075.htm.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Своя игра.