Игра-путешествие по русскому языку

Разделы: Внеклассная работа


I. Оформление

  1. Высказывание о русском языке:
    а). "Язык наш сладок, чист и пышен, и богат" А. Сумароков.
    б). "Нужно любить и непрерывно изучать русский язык. Человек, равнодушный к своему языку,– дикарь" К. Паустовский.
  2. Карта путешествий, кораблик.
  3. Свисток, песочные часы, сигнальные карточки. Музыкальное сопровождение.

Риунок 1

Рисунок 2

II. Игра

Ведущий

Сегодня мы с вами отправимся на необычном корабле "Фортуна" в путешествие по океану "Океану знаний". Направлять нас будет карта. Она представляет из себя множество островов, на некоторых из которых мы с вами будем делать остановки. Итак, в путь!

Звучит музыка.

Наш славный корабль приближается к острову "Лексикология". Нас любезно пригласила к себе царица Лексика, но стражи острова – Словари не хотят впускать нас до тех пор, пока мы не отгадаем, кто они. Задача каждой команды – определить вид словаря, который сам себя представит. Та команда, которая первой определит вид словаря, получает одно очко, а затем все будут выполнять задания словарей.

(На сцене появляются Словари синонимов, антонимов, омонимов)

Приложение 1

На выполнение заданий – 3 мин. Звучит музыка.

Словари: Ребята, нам понравилось, как вы работали. Добро пожаловать на наш остров. Остров у нас богатый, но богатство попадает только в руки самых умных, находчивых и быстрых.

Ведущий: Давайте поиграем – "Кто больше" за одну минуту напишет антонимических пар по следующим группам, за каждую пару – очко.

1. Антонимы, обозначающие время (1 мин.)

рано – поздно, день – ночь, утро – вечер, рассвет – сумерки, тогда – теперь, осень – весна, зима – лето и др.

2. Антонимы, обозначающие пространство, т.е. размеры, размещение предметов и т.д. (1 мин.)

далекий – близкий, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий - узкий, правый – левый, верхний – нижний, север – юг, запад – восток, здесь – там, туда – сюда, впереди – позади, v

3. Антонимы, обозначающие различные качества, свойства. (1 мин.)

хороший – плохой, грязный – чистый, белый – черный, дорогой - дешевый, полезный – вредный, здоровый – больной, мягкий – твердый, тяжелый – легкий, холодный – горячий, плотный – рыхлый, мокрый - сухой, сладкий – горький.

Ведущий: Ну что ж, нагостились на славу. А провожать нас пришли дружные ребята – фразеологизмы, да не с пустыми руками, а с заданием. Вы должны отгадать, какие фразеологизмы зашифрованы в рисунках?

Свисток. (1 мин.) 16.

Ведущий: Капитан зовет в плаванье. (Звучит музыка)

Следующий наш маршрут на остров "Морфология". Встречают нас старожилы острова – имена существительные. Больше всего им хлопот доставляют существительные общего рода, которые разбежались по всему острову. Наша задача вспомнить их и собрать всех вместе.

Прослушав краткое толкование существительного общего рода, запишите это слово. За каждое правильно записанное слово засчитывается очко.

  1. Драгун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира)
  2. Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам (зевака)
  3. Тот, кто первым вмешался в разговор, чтобы выслуживаться перед кем-нибудь (выскочка)
  4. Тот, кто любит сласти (сластена, лакомка)
  5. Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой (левша) .
  6. Лентяй, бездельник (лежебока)
  7. Грубый, невоспитанный человек (невежа)
  8. Ненасытный, прожорливый человек (обжора)
  9. Тот, кто пристает с просьбами, назойливо выпрашивает что-нибудь (попрошайка)
  10. Тот, кто хитростью и ловкостью проникает всюду, добивается всего (проныра, пролаза)
  11. Необразованный, малосведущий человек (невежда)
  12. Очень неловкий, рассеянный человек (растяпа)
  13. Безобидный, тихий человек (тихоня)

Ведущий: Обратили ли вы внимание, что вопросов было 13. Надеемся, что это число будет для вас счастливым. А потому переходим к следующему заданию – вспомните пословицы, поговорки, сказки, рассказы, повести, в названии которых есть числа. За каждый правильный ответ – очко.

Звучит музыка. (3 мин.)

Ведущий: (Звучит свисток)

На горизонте показался архипелаг "Занимательная грамматика". Здесь живут метаграммы, шарады, загадки – шутки, кроссворды и королева Грамматика, которая будет сопровождать нас. Но прежде вы должны "набрать", т.е. составить из имеющихся в ней букв наибольшее количество слов (имен существительных в им. падеже) в течение 1 мин. За каждое слово команда получает очко.

Грамматика

(Грамм, грим, гамма, гамак, рама, рак, Рим, ар, акт, арка, матч, мак, мат, мир, мрак, марка, тир, тара, трагик, икра, игра, краги, карта, кит)

Ведущий: Что такое метаграмма?

Задача, для решения которой в зашифрованном слове нужно одну из букв заменить другой, чтобы в итоге получить новое слово. Именно метаграмма вызывает вас сейчас на бой. За каждое расшифрованное слово команда получает очко.

(Каждая команда пишет ответы в столбик по порядку)

1. Я с буквой "в" – угрюмая, ночная птица,
А с буквой "д" – в воде сумею раствориться.

(сова – сода)

2. Известное я блюдо,
Когда ж прибавить "м"
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.

(уха – муха)

3. Мне не пройти ветвистый лес, -
Мои рога в ветвях застрянут,
Но обменяй мне "л" на "с",
И листья леса все завянут.

(олень – осень)

4. Меня вы в сказках отыщите, -
Я в сказке Пушкина герой.
Но "л" на "н" лишь замените,
Сибирской стану я рекой.

(Елисей – Енисей)

Ведущий: Что такое шарада?

Загадка, в которой искомое слово делится на несколько частей, имеющих самостоятельное значение. Условия боя сохраняются прежние.

1. Три буквы облаками реют,
Две видно на лице мужском.
А целое порой белеет
"В тумане моря голубом. (Парус)

2. Мой первый слог – число с нулями,
У всех людей – последних два,
А вместе – догадайтесь сами:
Всем городам она глава. (Столица)

3. Первый слог – последняя буква алфавита,
Второй – детская заразная болезнь,
А в целом – то, что выбрасывают, когда он нужен,
И поднимают, когда не нужен. (Якорь)

4. Мой первый слог на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я материал,
И на костюм гожусь. (Сукно)

5. Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (Пирог)

Ведущий: А за следующим заданием мы должны с вами отправиться в подземелье. Каждая ступенька содержит в себе слово, начинающееся буквой "э" и имеет конкретное значение.

  1. Отражение звука от предметов
  2. Белая поверхность, на которой демонстрируется фильм
  3. Вывоз товаров за границу
  4. Отдельный предмет (в коллекции, на выставке)
  5. Научный опыт
  6. Один из видов энергии, используемый в технике, в быту
  7. Лицо, проводящее экзамен
  8. Движущаяся лестница (в метро)
  9. Проверочное испытание по учебному предмету
  10. Предварительный набросок рисунка, картины
  11. Эпоха, период

(Помощники раздают кроссворд каждой команде.

Каждое слово-1 очко.
Время – 3 мин.)

Ведущий: На дне этого подземелья находится волшебный круг, который поможет нам вернуться на корабль. По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов-имен существительных сумеете вы прочитать? Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать обязательно подряд. Выигрывает тот, кто больше прочитает слов.

Приложение 2

(Помощники раздают задание командам. Время – 1 мин.)

(Осадок, оса, док, коса, садок, сад, сок, ода, ад, око, код)

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, ответьте на загадки-шутки:

Готовность отвечать сигнализируйте карточкой.

  1. Какой остров сам признает себя принадлежностью одежды? (Ямайка)
  2. Как большой дом превратить в маленький? (Дом + Ик)
  3. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного? (Русский)
  4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  5. Какое государство в Европе оканчивается на три "я"? (Австрия)
  6. Что находится между речкой и полем? (И)
  7. Каких камней в море нет? (Сухих)
  8. В каком слове сорок гласных? (Сорока)
  9. В каких словах по сто согласных? (Стог, Стол)
  10. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение? (Зал)

Подведение итогов.

Свисток. Наше путешествие подошло к концу.