Задачи:
- изучение особенностей образования почв и мелиорации земель в Карелии,
- формирование любви к уникальному природному богатству Земли – почвам,
развитие навыков работы с тематическими картами атласа.
Ключевые понятия: подзолистые, болотные, шунгитовые почвы, мелиорация почв.
Оборудование: атлас КАССР, атлас России, презентация “Почвы и земельные ресурсы Карелии” (используется при объяснении нового материала), инструкционная карта практической работы, дидактический материал тестовой работы.
Тип урока: урок– практикум
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала. Почвы и земельные ресурсы Карелии.
Фронтальная беседа:
Карта России:
- По карте России определите, какими природными ресурсами богата наша страна?
- В каких частях страны больше ресурсов и с чем это связано?
- Где больше ресурсов добывается и каких?
- Какие природные ресурсы имеются на территории Карелии?
Предполагаемый ответ:
В республике Карелия представлены следующие виды природных ресурсов:
- Минеральные
- Водные
- Растительные (лесные)
- Охотничье– промысловые
- Рекреационные
- Земельные.
Слайд №1.-3. Сегодня на уроке мы изучим “Почвы и земельные ресурсы Карелии”
Работа с картой:
Слайд №4. 1.Установите по почвенной карте России, какие почвы широко распространены в Карелии.
2.Сравните почвенную карту Карелии с климатической картой, картой рельефа и картой растительности. Какие закономерности устанавливаются при сравнении?
Слайд №5. Территория Карелии расположена в зоне тайги. Почвообразование в таежной зоне происходит в условиях прохладного и влажного климата преимущественно под хвойными лесами с покровом из кустарничков и мхов. Вследствие избыточного увлажнения (вспомните раздел “Климат”) в таежной зоне наблюдается промывание почвы и вынос продуктов разложения вниз по почвенному профилю. Поэтому на территории республики наиболее широко распространены подзолистые почвы и подзолы.
Слайд №6. Основные типы почв на территории Карелии
Вспомните процесс образования подзолистых почв.
Слайд №7. В формировании этих почв значительную роль играет характер почвообразующих пород. На песчаных и супесчаных породах образуются бедные подзолы. Более богатые гумусом (перегноем) и элементами питания растений подзолистые почвы формируются на глинистых и суглинистых породах.
Слайд №8. Почти треть территории республики занимают болотно-подзолистые и болотные почвы. Болотные почвы формируются в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения. При этом широко развиваются процессы торфообразования и оглеения.
Вспомните процессы образования почв тундровой природной зоны.
Почвы верховых болот имеют очень высокую кислотность и содержат ничтожное количество элементов питания растений. На низинных и переходных болотах почвы менее кислые и богаты элементами питания растений. Поэтому перспективными для мелиорации и сельскохозяйственного освоения являются почвы низинных и переходных болот.
Подумайте, почему на низинных и переходных болотах почвы менее кислые?
Слайды №9-10. В Южной Карелии под смешанными лесами с травянистой растительностью развиваются дерново-подзолистые почвы. На Заонежском полуострове широко распространены своеобразные дерновые шунгитовые почвы, развивающиеся на черных углистых сланцах. Эти почвы отличаются высоким естественным плодородием и имеют слабокислую реакцию.
Как вы думаете, откуда пошло название “шунгитовые почвы”? (сообщение учащегося) Приложение 2
3. Мелиорация земель в Карелии.
Почвы Карелии в целом характеризуются низким естественным плодородием. Эти кислые почвы недостаточно обеспечены элементами питания растений (азотом, фосфором, калием, микроэлементами и т. д.). Для сбора стабильных урожаев необходимо проводить мелиоративные мероприятия.
Слайды №11-12. Мелиорация (лат. melioratio) – коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.
На территории Карелии проводят осушение, известкование, вносят органические и минеральные удобрения, очищают от валунов.
Слайды №13. Как вы понимаете русскую пословицу: “Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто”?
– Как можно поддержать плодородие почв?
Основные массивы окультуренных почв сосредоточены в южной части Карелии.
Установите связь с климатом.
Наиболее крупные площади пахотных и луговых почв расположены на равнинах озерного происхождения (Олонецкая, Шуйская, Ладвинская, Водлинская). Именно здесь расположены поля основных совхозов и пригородных хозяйств республики.
В Северной Карелии (к северу от г. Медвежьегорска) участки окультуренных почв незначительны по площади и разрозненны.
4. Практическая работа. Изучение строения, свойств и плодородия почв своей местности. Приложение 3
Цель работы: – изучение почв на территории Карелии
Задания:
– по карте атласа КАССР с. 19 определите, какие типы почвы распространены в районах перечисленных пунктов. Результаты занесите в таблицу.
параметры |
населенный пункт Карелии |
||
д.Юшкозеро |
д. Гирвас |
г. Олонец |
|
1. Тип почвы |
|||
2. Вид мелиорации |
- Охарактеризуйте почвы своей местности по плану:
- Распространенные типы почв.
- Факторы почвообразования.
- Используя фотографии почв, сделайте рисунок почвенного профиля почвы своего района, подпишите основные горизонты.
- Виды мелиорации.
- Хозяйственное использование почв.
5. Закрепление изученного материала.
Слайды №14-15. Вопросы и задания.
- Какие основные различия почв северной и средней тайги?
- Как образуются подзолы, болотно-подзолистые и болотные почвы?
- Как можно повысить плодородие различных почв Карелии?
Тестовая работа Приложение 4
1. Основатель науки о почвах:
а) М.В.Ломоносов, б) В.В.Докучаев, в) В.А.Обручев.
2.Какие в Карелии почвы называются тяжелыми:
а) песчаные, б) глинистые, в) суглинистые.
3.В сухие периоды года влага в почвах Карелии движется:
а) снизу вверх, б) сверху вниз.
4.Почвенная карта Карелии дает информацию:
а) о распространении типов почв, б) о механическом составе почв,
в) об увлажнении почв.
5.Найдите соответствие:
А) подзолистая |
1. Торфяной горизонт мощностью 20-100 см и более, бурый, гумусовый оглеенный горизонт. |
Б) торфяно-глеевая |
2. Особые, своеобразные, темноцветные, сформированные на черных углистых сланцах. Они черного или темно-серого цвета, сильнощебнистые. |
В) шунгитовая |
3.А2 — горизонт мощностью 2-15 см белесой или белесо-серой окраски, плитчатой, слоевато-плитчатой, чешуйчатой или листоватой структуры, обогащен органическими остатками. |
6.Самым верхним горизонтом почвы являются:
А) гумусовый, б) вымывания. В) вмывания.
7. На территории Карелии самыми распространенными почвами являются:
А) подзолистые, Б) шунгитовые, в) торфяно-глеевые, г) черноземы.
8.Распределите почвы Карелии по мере уменьшения мощности гумусового горизонта:
А) подзолистые, б) дерново-подзолистые, в) шунгитовые.
9. Совокупность мероприятий по существенному улучшению земель с целью повышения плодородия называется:
А) мелиорация. Б) плодородие, в) эрозия почв.
10. Напротив каждого названия почвы поставьте соответствующий номер его характеристики:
А) Подзолистые;
Б) Шунгитовые;
В) Торфяно-глеевые;
- зональные
- интразональные
- имеют мощный гумусовый горизонт
- почвы средне-таежной растительной зоны
- сельскохозяйственные угодья представлены пастбищами и сенокосами
- почвенный раствор имеет кислую среду
- сельскохозяйственная освоенность почв невелика
- почвы нуждаются в осушении
- почвы нуждаются в известковании
- нуждаются в мелиоративных работах, направленных на сохранение в почвах высокого плодородия
Используемая литература:
- Бабакова Т.А., Момотова А.П.Юному натуралисту. Петрозаводск, “Карелия”. 1995.
- Потахин Б.П. Лекции по географии Карелии, Петрозаводск, 2003.
- ПолинА.К.География КарельскойАССР. Природа.Население.Хозяйство, Петрозаводск, “Карелия”,1990.
- Атлас Карельской АССР, М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1989.
- Федотова Н.Ю. Презентация к уроку “Почвы и земельные ресурсы Карелии” приложение 1.
Интернет– ресурсы:
http://www.shungite.ru/lib/lib2.html
http://www.ecosystema.ru/08nature/soil/014
Дополнительный материал к уроку
Советуем проверить на практике!
На скальных участках на опушке леса можно проследить процесс почвообразования.
а) Обратите внимание: на многих валунах
хорошо заметна сеть трещинок. Как они могли
образоваться? Какое значение имеют трещинки для
образования почвы?
б) На этих же валунах можно найти и накипные
лишайники. Вспомните строение лишайников и
объясните, почему они могут расти прямо на
камнях? Что образуется в результате их
жизнедеятельности?
в) Найдите на камнях небольшие углубления, в
которых накопилось немного почвы. Какие растения
здесь можно обнаружить?
г) На более крупных скальных участках, покрытых
тонким слоем почвы, видовой состав растений
более разнообразен. Определите, какие растения
здесь встречаются? Какое значение для развития
почвенного слоя имеют растущие здесь растения?
д) На скальных участках можно обнаружить и
представителей древесно-кустарниковых пород.
Какие деревья и кустарники чаще всего растут на
скалах? Почему они могут здесь расти?
Сделайте вывод о роли живых организмов в почвообразовании.
Примечание: превращение горной породы в почву происходит очень медленно. Для образования слоя почвы толщиной в 5 см требуется около 2000 лет.
6. Домашнее задание
.- конспект урока;
- cоставить кроссворд по теме “Почвы Карелии”.