Тема: ель, сосна – хвойные деревья.
Цель: совершенствовать знания учащихся о хвойных деревьях: ели и сосне.
Задача: научить различать в природе хвойные деревья; показать значение деревьев в жизни людей; коррекция наблюдательности на основе упражнений в узнавании и различении воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: веточки ели и сосны у каждого на парте; презентация
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.
Речевой материал: хвоя, крона, бактерии.
Ход урока
1. Организационный момент.
а) Слово учителя.
– Сегодня мы с вами побываем в зимнем лесу. Посмотрим, какие сейчас деревья стоят? Узнаем много нового и интересного из жизни хвойных деревьев.
б) психологический настрой на урок
Зимняя дорога (слайд №2)
Перед вами дальняя дорога. Морозное утро. На солнце серебрится снег. По широкому белоснежному полю бежит тройка. Под полозьями скрипит снег. Лёгкий морозец румянит ваши щёки. Вдали темнеет лес. Родная природа радует глаз и вашу душу. Душа, как и тройка, как бы становится крылатой: летит и летит по блестящему и серебристому ковру. Где-то в выси голубизна неба. Привольно, просторно, спокойно. Только снег скрипит под полозьями саней. А тройка мчит нас вперёд…
2. Актуализация опорных знаний.
а) Беседа с детьми.
А вот и лес…(слайд №3)
– Какие деревья стоят в лесу? (голые, без листьев)
Если вы внимательно смотрели на картинку, то, наверное, заметили что-то необычное в зимнем лесу.
- Все ли деревья стоят без листьев? (нет, только лиственные сбросили листву)
- Какие деревья остаются зелёными? (ель и сосна)
3. Изучение нового материала.
а) Ель и сосна (слайд №4)
– Что находится на ветках ели и сосны? (на ветках ели и сосны – иголки)
Верно, у ёлки и сосны листья виде иголок.
Дети рассматривают веточки ели и сосны: иголки узкие, жёсткие, с острым кончиком.
Такие листья называют хвоей, а деревья – хвойными.
- Бывает ли листопад у ели и сосны?
(Бывает, но в отличие от лиственных деревьев листья опадают не все сразу, а постепенно: старые опадают, а молодые остаются на ветках, поэтому у ели и сосны ветки всегда с зелёными листьями).
б) Вам было дано задание найти в библиотеке интересный материал об этих деревьях и рассказать.
Ель (слайд №5)
Ученик: ель – высокое стройное дерево, с красивой вечнозелёной кроной. Крона доходит до самой земли, она очень густая, плохо пропускает солнечные лучи, поэтому в еловых лесах темно, мрачно, сыро.
Ученик: ель – символ смелости и честности. В древности считали ель покровительницей зверей, птиц, растений. Добрый дух ели защищал человека от всяческих невзгод. Хвоя ели содержит много витаминов, особенно витамина С. Из хвои приготовляют настои, отвары применяют при простудных заболеваниях.
Ученик: шишки у ели расположены в верхней части дерева. Используют их тоже как лекарство в виде отваров и настоев для лечения дыхательных путей, при кашле. Еловые шишки помогут справиться с плохим настроением, достаточно просто подержать их в руке. Они хорошо вытягивают боль, поэтому шишки полезно прикладывать к больным местам, особенно после бани. Если болит спина, можно просто полежать на еловых ветках.
Ученик: (слайды№6,7,8) еловая древесина очень прочная, используется для производства бумаги, упаковочных ящиков, в строительстве. Много деревьев срубается для Новогодних ёлок.
Сосна (слайд 9)
Ученик: сосна любит свет. Ствол её высокий, стройный, без веток внизу и середине. На самом верху ветки образуют крону, которые не мешают солнечным лучам проходить до самой земли. Сосновые леса светлые.
Ученик: сосна одно из древнейших лекарственных растений. Она образует сосновые леса и боры. Не очень требовательна к почве, может расти где угодно. Очень стойкое и прочное дерево, ей не страшны ни жара, ни морозы, ни ветры, у неё очень длинные корни. Шишки, как у ели, расположены в верхней части дерева. Дым от сжигания сосны укрепляет зрение. Растёртую хвою полезно нюхать при насморке.
Ученик: сосновые деревья очищают воздух от пыли, газов. В лечебных целях используют почки, хвою и даже опилки. В зимней хвое много витаминов.
Ученик: хвойные деревья украшают и оздоравливают жизнь человека. Сильный хвойный запах отпугивает некоторых вредных насекомых, очищает воздух, уничтожает бактерии. Поэтому так полезно дышать воздухом соснового бора. Обычно в сосновых борах устраивают санатории, детские лагеря отдыха. (слайд №10)
Ученик: (слайды №11, 12,13 ) древесина сосны – один из основных строительных материалов. Её древесина использовалась в строительстве кораблей, из неё изготовляют мебель.
ФИЗМИНУТКА (слайд 14)
Буратино потянулся – раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл – видно ключик не нашёл
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
в) Продолжение изучения темы.
Итак, мы сегодня говорим о хвойных деревьях. Сравним эти два дерева. Есть ли сходство, и каково отличие ели и сосны?
Ученик: (слайд №15-16) ель на сосну похожа и не похожа. Ель меньше сосны. Хвоинки располагаются иначе, они мягче. Общего у них тоже много: у шишек ели и сосны есть семена. Об этом хорошо известно и дятлу и белке и другим обитателям леса. Шишки набиты зрелыми жирными семенами – зимним кормом клестов, дятлов, синиц, белок.
4. Закрепление.
а) Игра “Найди дерево” слайд № 18
Игра “Четвёртый лишний” слайд № 19
Игра “О чём речь?” слайд №20
б) обобщение изученного по вопросам:
– О каких деревьях мы сегодня с вами говорили? (слайд №22)
– Чем полезна ель и сосна?
– Какой главный признак этих деревьев?
5. Домашнее задание.
Нарисовать веточки ели и сосны, назвать их отличия, сходство.
6. Итог урока
Зимняя дорога. (Слайд №23)
Морозное утро. На солнце серебрится снег. По широкому белоснежному полю бежит тройка. Под полозьями саней скрипит снег. Вам легко и привольно. Лёгкий морозец румянит ваши щёки. Темнеет позади лес. Вам свободно дышится. Родная природа радует глаз и вашу душу. Душа, как и тройка, как бы становится крылатой: летит и летит по блестящему и серебристому ковру. Где-то в выси голубизна неба. Привольно, просторно, спокойно. Только снег скрипит под полозьями саней. А тройка мчит нас домой…