Физико-географическое положение Северной Америки. История открытия

Разделы: География


Цели и задачи урока:

Сформировать у учащихся представление о физико-географическом положении Северной Америки.

Оборудование:

Карта полушарий или физическая карта мира, физическая карта Северной Америки.

Учащиеся должны знать :Роль экспедиций в открытии материка, основные черты строения и рельефа Северной Америки, давать описание физико-географического положения материка.

Учащиеся должны уметь : выбирать карты нужного содержания в зависимости от учебной задачи и устанавливать на основе анализа главные черты компонентов рельефа и природы.; показывать на карте указанные в программе географические объекты.

Ход урока

1. Организационный момент

……………..и встает
живьем
страна
Фенимора
Купера
и Майна Рида….

В. Маяковский

Ребята… сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие к берегам нового материка. Северная Америка.

Открытие материка

Кто знает, сколько раз открывали Северную Америку?

Далее учитель рассказывает об истории открытия материка, или учащиеся работают с текстом учебника. В результате работы они должны составить хронологию открытия и изучения материка. Запись в тетрадях можно вести в произвольной форме или в виде таблицы, причем в таблице указаны только фамилии и имена путешественников, а первую и последнюю колонки (“дата” и “событие”) учащиеся заполняют сами.

Открытия Америки — Нового Света — связано с поисками морского пути к Индии, ее открыл в 1492 г. Христофор Колумб. Однако, как выплывает из скандинавских саг, это открытие не было первым. Ранние плавания европейцев к северо-восточным берегам Северной Америки состоялись еще в Х веке. Около 982 г. в Гренландии поселился с несколькими спутниками Эрик Рауди (Рыжий), изгнанный из Исландии за тяжелые преступления. В 1000 г. сын Эрика, Лайф Счастливый снарядил судно, на котором, двигаясь из Гренландии на юг, достиг скалистой земли, которую назвал Хеллуланд, — “Страной плоских камней” (очевидно, это был полуостров Лабрадор).

О некоторых исследователях можно заслушать сообщения.(Приложений 1).

– Найдите на карте Северной Америки географические объекты, названные в честь мореплавателей и путешественников и подпишите их на контурной карте.(работа с интерактивной картой и контурными картами)

(Портреты путешественников, чьи имена есть на карте, выводим на экран, можно распечатать и закрепить магнитами на доске).(Приложение 2)

Джордж Ванкувер – английский мореплаватель. Участник 2-го и 3-го плаваний Дж. Кука (1772—1779). В 1790—1795 совершил кругосветное плавание с заходом в залив Аляска, включая залив Кука)…..

Гудзон Генри (известный английский путешественник и исследователь полярных территорий) -...

Барроу Джон (1764-1848, английский географ) – ...

Врангель Фердинанд Петрович (1796-1870, русский мореплаватель, адмирал, исследователь Арктики) – ...

Баффин Уильям (английский исследователь) – ...

Беринг Витус Ионассен (1681-1741, офицер русского флота, по национальности датчанин) – ...

Чириков Алексей Ильич (1703-1748, русский мореплаватель, капитан-командор)

Шелехов Григорий Иванович (1747-1795, русский купец-предприниматель) – ...

Росс Джеймс Кларк (английский полярный исследователь) – ...

2. Изучение нового материала

Описание ФГП материка ученики выполняют самостоятельно по известному плану,так как в достаточной степени владеют приемом определения географического положения материка. После этого учитель предлагает сравнить географическое положение Южной и Северной Америки.

Работа оформляется в виде таблицы:

Сравнение географического положения Северной и Южной Америки

 

Северная Америка

Южная Америка

Сходства

 

 

   

Различия

   

Контроль понимания изученного: учитель читает характеристики географического положения, а ученики, не пользуясь картой, отвечают, соответствует ли данная характеристика географическому положению Северной Америки или нет.

  • Пересекается экватором.
  • Полностью лежит в западном полушарии.
  • Дальше других материков заходит за северный полярный круг.
  • Омывается Тихим, Атлантическим и Северно-Ледовитым океанами.
  • От Евразии отделяется Беринговым проливом.
  • Крайней северной точкой является мыс Принца Уэльского.
  • Северная Америка больше вытянута с севера на юг, чем с запада на восток.

Физкультминутка :

Раз, два, три, четыре, пять,
Время ножкам побежать,
Спинке бодро разогнуться,
Ручкам кверху потянуться.

Десять раз присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться,
Десять раз назад прогнуться.

Учитель обращает внимание учащихся, что Северная Америка имеет самую длинную береговую линию среди материков – 75 600 км. Больше изрезано северное побережье, но объяснять этот факт они будут на следующих уроках. Затем в тетрадях заполняется таблица с основными географическими объектами:

острова

полуострова

заливы

моря

проливы

         

Работа проводиться по группам, каждая группа заполняет “свою” колонку, а несколько учеников по очереди человек у доски по интерактивной карте находят их и наносят названия географических объектов.

3. Закрепление:

Кто первым прошел проливом между Северной Америкой и Евразией? В честь кого были названы Командорские острова? Кого называют русским Колумбом?

При помощи “Виртуальной школы Кирилла и Мефодия”(интерактивное пособие) проводим географический тренажер.

(При возможности каждый ученик самостоятельно на ноутбуках(мобильный класс))или у доски. При помощи указателя мыши перенесите на карту названия географических объектов Северной Америки.

Домашнее задание : § 51 ( по учебнику Душина, Коринская)

Выполнить работу в контурных картах по заполнению береговой линии.

Моря: Баффино, Берингово, Карибское;

Заливы: Гудзонов, Мексиканский, Калифорнийский, Фанди; проливы: Берингов, Гудзонов, Девисов;

Острова: Гренландия, Баффинова Земля, Канадский Архипелаг, Ньюфаундленд, Большие Антильские – Куба, Гаити; Багамские, Бермудские, Алеутские;

Полуострова: Калифорния, Флорида, Лабрадор, Аляска, Юкатан; мысы:Мерчисон, Барроу, Принца Уэльского, Сент-Чарльз, Марьято.

Презентация