Цели и задачи урока:
Сформировать у учащихся представление о физико-географическом положении Северной Америки.
Оборудование:
Карта полушарий или физическая карта мира, физическая карта Северной Америки.
Учащиеся должны знать :Роль экспедиций в открытии материка, основные черты строения и рельефа Северной Америки, давать описание физико-географического положения материка.
Учащиеся должны уметь : выбирать карты нужного содержания в зависимости от учебной задачи и устанавливать на основе анализа главные черты компонентов рельефа и природы.; показывать на карте указанные в программе географические объекты.
Ход урока
1. Организационный момент
……………..и встает
живьем
страна
Фенимора
Купера
и Майна Рида….
В. Маяковский
Ребята… сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие к берегам нового материка. Северная Америка.
Открытие материка
— Кто знает, сколько раз открывали Северную Америку?
Далее учитель рассказывает об истории открытия материка, или учащиеся работают с текстом учебника. В результате работы они должны составить хронологию открытия и изучения материка. Запись в тетрадях можно вести в произвольной форме или в виде таблицы, причем в таблице указаны только фамилии и имена путешественников, а первую и последнюю колонки (“дата” и “событие”) учащиеся заполняют сами.
Открытия Америки — Нового Света — связано с поисками морского пути к Индии, ее открыл в 1492 г. Христофор Колумб. Однако, как выплывает из скандинавских саг, это открытие не было первым. Ранние плавания европейцев к северо-восточным берегам Северной Америки состоялись еще в Х веке. Около 982 г. в Гренландии поселился с несколькими спутниками Эрик Рауди (Рыжий), изгнанный из Исландии за тяжелые преступления. В 1000 г. сын Эрика, Лайф Счастливый снарядил судно, на котором, двигаясь из Гренландии на юг, достиг скалистой земли, которую назвал Хеллуланд, — “Страной плоских камней” (очевидно, это был полуостров Лабрадор).
О некоторых исследователях можно заслушать сообщения.(Приложений 1).
– Найдите на карте Северной Америки географические объекты, названные в честь мореплавателей и путешественников и подпишите их на контурной карте.(работа с интерактивной картой и контурными картами)
(Портреты путешественников, чьи имена есть на карте, выводим на экран, можно распечатать и закрепить магнитами на доске).(Приложение 2)
Джордж Ванкувер – английский мореплаватель. Участник 2-го и 3-го плаваний Дж. Кука (1772—1779). В 1790—1795 совершил кругосветное плавание с заходом в залив Аляска, включая залив Кука)…..
Гудзон Генри (известный английский путешественник и исследователь полярных территорий) -...
Барроу Джон (1764-1848, английский географ) – ...
Врангель Фердинанд Петрович (1796-1870, русский мореплаватель, адмирал, исследователь Арктики) – ...
Баффин Уильям (английский исследователь) – ...
Беринг Витус Ионассен (1681-1741, офицер русского флота, по национальности датчанин) – ...
Чириков Алексей Ильич (1703-1748, русский мореплаватель, капитан-командор)
Шелехов Григорий Иванович (1747-1795, русский купец-предприниматель) – ...
Росс Джеймс Кларк (английский полярный исследователь) – ...
2. Изучение нового материала
Описание ФГП материка ученики выполняют самостоятельно по известному плану,так как в достаточной степени владеют приемом определения географического положения материка. После этого учитель предлагает сравнить географическое положение Южной и Северной Америки.
Работа оформляется в виде таблицы:
Сравнение географического положения Северной и Южной Америки
Северная Америка |
Южная Америка |
|
Сходства
|
||
Различия |
Контроль понимания изученного: учитель читает характеристики географического положения, а ученики, не пользуясь картой, отвечают, соответствует ли данная характеристика географическому положению Северной Америки или нет.
- Пересекается экватором.
- Полностью лежит в западном полушарии.
- Дальше других материков заходит за северный полярный круг.
- Омывается Тихим, Атлантическим и Северно-Ледовитым океанами.
- От Евразии отделяется Беринговым проливом.
- Крайней северной точкой является мыс Принца Уэльского.
- Северная Америка больше вытянута с севера на юг, чем с запада на восток.
Физкультминутка :
Раз, два, три, четыре, пять,
Время ножкам побежать,
Спинке бодро разогнуться,
Ручкам кверху потянуться.Десять раз присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться,
Десять раз назад прогнуться.
Учитель обращает внимание учащихся, что Северная Америка имеет самую длинную береговую линию среди материков – 75 600 км. Больше изрезано северное побережье, но объяснять этот факт они будут на следующих уроках. Затем в тетрадях заполняется таблица с основными географическими объектами:
острова |
полуострова |
заливы |
моря |
проливы |
Работа проводиться по группам, каждая группа заполняет “свою” колонку, а несколько учеников по очереди человек у доски по интерактивной карте находят их и наносят названия географических объектов.
3. Закрепление:
Кто первым прошел проливом между Северной Америкой и Евразией? В честь кого были названы Командорские острова? Кого называют русским Колумбом?
При помощи “Виртуальной школы Кирилла и Мефодия”(интерактивное пособие) проводим географический тренажер.
(При возможности каждый ученик самостоятельно на ноутбуках(мобильный класс))или у доски. При помощи указателя мыши перенесите на карту названия географических объектов Северной Америки.
Домашнее задание : § 51 ( по учебнику Душина, Коринская)
Выполнить работу в контурных картах по заполнению береговой линии.
Моря: Баффино, Берингово, Карибское;
Заливы: Гудзонов, Мексиканский, Калифорнийский, Фанди; проливы: Берингов, Гудзонов, Девисов;
Острова: Гренландия, Баффинова Земля, Канадский Архипелаг, Ньюфаундленд, Большие Антильские – Куба, Гаити; Багамские, Бермудские, Алеутские;
Полуострова: Калифорния, Флорида, Лабрадор, Аляска, Юкатан; мысы:Мерчисон, Барроу, Принца Уэльского, Сент-Чарльз, Марьято.