Цели урока:
образовательная – закрепление знаний и умений по выполнению действий с десятичными дробями, систематизация знаний учащихся, связанных с древней историей Кубани, демонстрация тесной связи предметов;
развивающая – развитие познавательного интереса к предмету кубановедения и математике, развитие творческого мышления, активизация мыслительной деятельности;
воспитательная – воспитание самостоятельности, ответственности; воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной, воспитание любви к родному краю.
Место урока в учебном плане. Данный урок является обобщающим в системе уроков по теме “Десятичные дроби”. На уроке повторяются все действия с десятичными дробями, задания составляются на основе исторического материала.
Ядро содержания обучения:
основные понятия по теме: действия с десятичными дробями; племена и народности Кубани от каменного до железного веков;
предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках, подготовка сообщений;
предварительная подготовка учителя: подготовка материала урока, разработка презентации.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Используемые технологии: групповые технологии, игровые технологии, ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска, презентация “Древняя история Кубани”.
Учебник: Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков и др., – М: Мнемозина, 2008;Кубановедение: археология, мифология, культура. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2008.
Тип урока: обобщающий урок.
План урока
- Организационно-психологический момент – 1 мин.
- Актуализация знаний – 9 мин.
- Закрепление и систематизация знаний и навыков – 24 мин. Физкультминутка – 2мин.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
I. Организационно-психологический момент
Учитель приветствует учеников. Объявляет тему и цель урока. На экране демонстрируется слайд 1 с темой и девизом урока. Класс делится на три команды: команды каменного, бронзового и железного веков. При правильных ответах каждый учащийся получает на этапе каменного века – морские камешки, на этапе бронзового века – медные монетки, на этапе железного века – железные булавки.
II. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы с вами ребята отправимся в путешествие по древней Кубани. Археологи выделяют в истории первобытного общества три эпохи: каменный, бронзовый и железный века. Словом “век” археологи обозначают не сто, а тысячи и даже десятки тысяч лет из жизни человечества.
Итак, река времени принесла нас в каменный век.
На территории нынешнего Краснодарского края, археологи обнаружили белее 50 памятников полеолита (древний каменный век), 80 памятников среднего палеолита ( средний каменный век) и 30 неолита (новокаменного века). Слайд 2
У людей каменного века уже существовала примитивная общественная организация: первобытное человеческое стадо. Древнейшие люди не умели добывать огонь, они его использовали в готовом виде (от пожаров, молний, вулканов) и поддерживали костры.
Каменный век
Учитель: В каменном веке мы задержимся ненадолго, сделаем разминку и узнаем об изобретении первых механизмов, о хозяйственной деятельности древних людей.
Учащиеся выполняют задания самостоятельно. Проверка – с помощью анимационных эффектов и цифрового маркера. Демонстрируются слайды 3 -7
1. Изобретение первых “механизмов”.
А) Запиши семью различными способами число 0,25 и узнаешь первые “механизмы”, изобретенные человеком.
(лук и стрелы)
Б) В каждом из следующих чисел перенеси запятую вправо на два знака, прочти полученные числа и узнаешь другие “механизмы”, которые появились почти одновременно с луком и стрелами:
570,6; 7,89; 21,409; 0, 00345; 3, 80054.
(силки и охотничьи ловушки)
В) Игра “ Кто быстрее?”, найди строку, столбец или диагональ, сумма чисел в которых дает выигрышную сумму и узнаешь название чисто кавказского изобретения.
1,5
0,4 | 0,9 | 0,6 |
0,5 | 0,8 | 0,3 |
0,1 | 0,5 | 0,2 |
(праща)
Учитель: С помощью этих новых орудий охоты человек мог систематически охотиться на птиц, мелких быстроногих животных, которые раньше редко становились его добычей.
2. Хозяйственная деятельность древних людей.
Учитель: Последний этап каменного века – неолит. Главное изменение в жизни древних людей заключалось в переходе человеческих коллективов от потребляющих к производящим. Был сделан важный шаг после изобретения первого орудия к отделению человечества от животного мира. Человеческое стадо окончательно сменила родовая община.
Какой хозяйственной деятельностью занимались древние люди на Кубани, вы узнаете, если выполните следующее задание.
А) В числе 0, 426057189 вычеркни 4 знака после запятой так, чтобы получилось:
а) возможно большее число;
б) возможно меньшее число.
(скотоводство, земледелие)
Учитель: Причерноморье и Кубань были одними из древнейших центров земледелия и скотоводства. Этому способствовали благоприятные природно – климатические условия и тесные связи местных жителей с Передней Азией, где переход к земледелию и скотоводству совершился раньше, чем где– либо в мире.
Учащийся команды “каменного” века. Недавно в Краснодарском крае была сделана сенсационная находка – открытие древнейшей в Восточное Европе стоянки “Богатыри”. Она находится на высоком береговом обрыве Темрюкского залива Азовского моря примерно в 2 км к западу от поселка Пересыпь и в 0,5 км к северу от поселка “За Родину” Темрюкского района Краснодарского края. Богатыри – название, данное местными жителями. Крупные кости, встреченные здесь, породили легенду о сражавшихся и погибших здесь богатырях. Стоянка датируется периодом нижнего палеолита – самой ранней эпохи каменного века. Каменные изделия (около 200 предметов) здесь находились вместе с костями животных. Датировка стоянки “Богатыри” – 1,1 – 1,3 млн. лет назад. Слайд 8.
Учитель: Продолжаем путешествие по реке времени и переносимся в бронзовый век.
III. Закрепление и систематизация знаний и навыков
Бронзовый век
3.Майкопская археологическая культура
Учитель: В III тыс. до нашей эры человек сделал одно из важнейших открытий. Была получена бронза (сплав меди и олова). На Кавказе олово редко встречается в природе. Ребята, вам предстоит узнать, что использовали вместо олова древние люди.
Учащиеся самостоятельно решают задание 1 и задание 2, затем обмениваются тетрадями в статических группах, идет взаимопроверка, выставляются оценки, затем задания проверяются с помощью интерактивной доски. Слайды 9-10.
Задание 1.Найди дроби, которые можно записать в виде десятичной дроби. Из букв, соответствующих этим дробям, составь название элемента, который использовали на Кавказе вместо олова при изготовлении бронзы.
н | м | ы | е | я | о | к | ш | ь |
(мышьяк)
Учитель: Новые бронзовые орудия были тверже и острее медных, что позволило развивать на Кавказе земледелие и скотоводство. Именно к этому времени относится существование на Северо – Западном Кавказе оригинальной скотоводческо-земледельческой культуры – майкопской.
Свое название майкопская культура получила от всемирно известного огромного кургана (высота 10,6 м). При раскопках под курганом находилась могильная яма размерами 5, 3 x 3, 73, глубиной 1, 4 м.
Задание 2. Вычислите объем могильной ямы и результат округлите до сотых.
Учитель: Ученые считают, что племена майкопской культуры являлись переселенцами из Месопотамии или Малой Азии. Они принесли на Кубань многие достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, ткачество, умение обрабатывать изделия из метала. Они также перенесли на новые места знакомый им образ жизни и деление общества на бедных и богатых. Слайд 11
Физкультминутка. Представители каменного века показывают танец первобытных людей у костра, остальные дети повторяют движения.
4.Дольмены – погребальные сооружения древних.
Учитель: На Кубани обнаружено много (около 2300) погребальных сооружений древних людей – наземных склепов, в которых хоронили членов одной родственной группы. Это были громадные строения, сложенные из больших каменных глыб.
Выполнив следующее задание, мы сможем расшифровать название древнейших погребальных сооружений.
Задание 3 учащиеся выполняют в динамических группах, обсуждают решение, приходят к общему результату, затем представитель группы сообщает его классу. Блок – схема и таблица готовится заранее и выдается на каждую группу.
Задание 3.Вычисли и расположи ответы в порядке убывания.
а | 3,5 | 2,7 | 4 | 3,6 | 5,6 | 2,2 | 8 | 3,3 |
х | ||||||||
буквы | м | н | л | ь | о | ы | д | е |
Какой вывод вы можете сделать, если умножаете десятичную дробь на 0,1, делите на 10?
Учитель: Склепы назвали дольменами, что в переводе с английского означает “каменный стол”. Слайды 12-13.
Учащийся команды “бронзового” века. Казачья и адыгская легенда о происхождении дольменов (материал из учебника или сети Интернет).
5.Племена Северо-Западного Кавказа в эпоху средней и поздней бронзы
Учитель: Основой хозяйства по-прежнему были скотоводство и земледелие. Но племена также занимались металлургией и металлообработкой.
Река времени принесла нас в древнее поселение Кобан в Северной Осетии.
Представители племен кобанской культуры известны как искусные мастера в обработке бронзы.
Ребята, давайте заглянем в гончарную мастерскую и мастерскую по обработке тонкой листовой бронзы.
Задание 5 и задание 6 учащиеся решают на листах с копиркой, один лист проверяет представитель другой команды, второй – учитель. Слайды 14-15.
Задание 5.На медленно вращающемся столике мастер произвел 12 кувшинов, что составляет 0,4 всех изготовленных мисок. Сколько мисок изготовил мастер?
Задание 6. В мастерской было изготовлено 340 бронзовых изделий: кувшины, чаши, ведерки, боевые топоры, браслеты и детали конской узды. 20% изделий было продано соседним племенам. Сколько было оставлено для внутреннего употребления?
Железный век
6. Племена Кубани в раннем железном веке.
Учитель: В начале I тыс. до н.э. на Северо-Западном Кавказе происходит переход от эпохи бронзы к раннему железному веку.
Применение изделий из железа резко повысило производительность труда человека. Особенно это стало заметным в земледелии и ремесленном производстве.
Обработка железа и изготовление из него орудий труда, предметов быта и вооружения требовали от людей большого опыта и навыков. Появились кузнецы – профессионалы.
А нас шкала времени переносит в железный век на степные просторы Таманского полуострова.
7. Кочевники прикубанских степей.
Учитель: Первым исторически существовавшим народом, который античная традиция связывала с территорией Керченского и Таманского полуостровов, были воинственные кочевники-киммерийцы. Керченский пролив греки в древности называли Боспором Киммерийским. Слайд 16.
В VII в. до н.э. в степях Причерноморья появляются ираноязычные племена, которые создали определенную археологическую культуру:
- определенной формы вооружение (меч – акинак, небольшой лук и стрелы с бронзовыми литыми наконечниками, бронзовый литой шлем “кубанского” типа;
- конская упряжь и украшения в стиле, который получил название “звериного”;
- курганный обряд захоронения, близкие типы орудий труда, зеркал, атрибутов культа.
Задание 7. Не вычисляя, найди в строках правильные ответы. Из соответствующих букв составь название ираноязычных племен, которые не имели ни городов, ни укреплений, в основном занимались скотоводством, вели частые войны, обладали высококлассными конницами, всадников которых стремились заполучить правители Древнего Востока.
Фронтальная устная работа, первый нашедший ответ объясняет решение с помощью цифрового маркера. Слайды 17 – 18.
1,218: 4 | 3,045 а | 30, 45 ш | 0, 3045 с |
121,8: 0,4 | 304,5 к | 3, 045 л | 30, 45 б |
0,1218: 0, 04 | 30, 45 у | 0, 3045 в | 3,045 и |
1, 218: 0, 04 | 0, 3040 ц | 30, 45 ф | 3, 045 з |
12, 18: 0,004 | 3045 ы | 3, 045 г | 30,45 а |
(скифы)
Учитель: Скифы, совершавшие в VII – начале VI в. до н.э. походы в Переднюю Азию, осуществляли их через Кавказ и оставили в Закубанье яркие памятники – богатые курганы. Мы знаем о том, что скифы зимой осуществляли переезды по льду через Керченский пролив. Слайд 19.
Учащийся команды “железного” века. Сообщение о жизни скифов (материал из учебника или сети Интернет).
Физкультминутка. Представители бронзовой и железной эпохи имитируют стрельбу из лука и приемы владения мечом, остальные учащиеся повторяют движения.
8. Меоты – древние жители Северо – Западного Кавказа.
Учитель: В эпоху раннего железного века в Прикубанье проживало оседлое население, которое называлось меотами, получившие свое название от древнего названия Азовского моря – Меотида. Меотское общество делилось на роды и племена, отдельные племена объединялись в союзы.
Отправляемся в путешествие в меотские племена, из решения следующих задач мы узнаем о занятиях древних племен.
Учащиеся работают в командах, к доске вызываются представители каждой команды, записывают решение, обосновывают свой ответ. Слайды 20 – 24.
Блиц-турнир в меотском племени.
1.Меотские умельцы изготовили b орудий труда. 2% были железные серпы для возделывания проса, ячменя, пшеницы и чечевицы. Сколько серпов было изготовлено?
2.В целях получения боевых лошадей было выращено b коней, что составляет 25 % от всего стада. Сколько животных было в стаде?
3. Мастера по художественной обработке металлов изготовили b изделий из золота и серебра. 25% изделий было обменено на греческие дорогие ткани. Сколько изделий обменяли?
4.Для ловли рыбы были изготовлены 12 % грузил, сделанных из ручек греческих амфор. Остальные грузила изготовлены из обожженной глины. Сколько было изготовлено из глины, если всего было b грузил?.
5.Меоты поставили грекам хлеб, скот, рыбу, меха. В обмен на поставленные товары меоты приобрели у греков 1% дорогой чернолаковой посуды, 10% ювелирных изделий и 15% амфор с оливковым маслом. Сколько меоты получили посуды, ювелирных изделий и амфор с оливковым маслом, если всего они получили b изделий?
Дополнительные вопросы командам: Каковы были главные занятия меотов? С кем и какими товарами торговали меоты?
Учитель: Итак, наше путешествие подходит к завершению. Подведем итоги.
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание
Подсчитывается каменная, медная и железная “прибыль” каждой команды, подводятся индивидуальные итоги, награждаются лучшие представители каждой эпохи. Учитель комментирует отметки, дает домашнее задание – составить карточку на десятичные дроби.
V. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы: Слайд 25.