Цели и задачи:
- Систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции;
- Продолжить формирование умений логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения;
- На примере истории Древней Греции, её культуры продолжить воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям; воспитывать интерес к предмету.
Учебное оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.
Иллюстративный материал: изображение “Троянского коня”, Прометея, иллюстрация “Саламинский бой”, интерактивный конспект учителя.
Подготовка к уроку: в классе столы сдвигаются по 2 рядом (образуя два больших стола для команд), меловая доска и класс украшаются иллюстрациями из истории Древней Греции; готовятся картонные жетоны для оценивания ответов учащихся во время игры (жетоны – 10,5,3 баллов) в количестве 72 штук и две палочки для жеребьевки; выбираются члены жюри из присутствующих на уроке гостей – 5 человек.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверка посещаемости;
- Проверка готовности класса к уроку;
- Жужжащее чтение;
- Объявление темы, постановка целей и задач урока;
- Каждая команда выбирает капитана.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Метод – игра “Брейн – ринг”.
1. Проведение игры: класс заранее разделен на 2
команды.
2. Правила игры:
- Каждая команда обязана принять участие в каждом этапе игры.
- Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор – кому отвечать от имени команды.
- За правильный ответ команда получает – 10 баллов, за ответ с неточностями – 5 баллов, за правильные и уместные дополнение – 3 балла.
- За подсказку с команды снимается 1 балл, а вопрос заменяется.
- За I место всем участникам победившей команды ставится отметка “5”, остальные ученики получают оценку, в зависимости от активности.
Перед началом игры проводится жеребьёвка на палочках, кто первый начинает игру. Команды занимают игровые столы. В ходе игры, за ответы играющие получают жетоны с баллами от учителя. По количеству жетонов жюри выбирает победителей каждого тура.
ПЕРВЫЙ ТУР.
9 жетонов (3 жетона – по 10 баллов, 3 жетона – по 5 баллов, 3 жетона – по 3 балла).
Работа с картой.
1. Назовите и покажите на карте географическое положение и части Древней Греции? (Балканский полуостров, на островах Эгейского и Ионического морей и на западном побережье полуострова Малая Азия; Южная, Средняя, Северная).
Вопрос на эрудицию:
2. Каковы были основные источники рабства в Древней Греции? (Плен, пиратство, самовоспроизводство, долговое до реформ Солона).
Работа с И.Д.:
Доска разделена на 2 части. В каждом разделе написаны имена знаменитых людей Древней Греции. Учащимся необходимо выбрать и подчеркнуть правильный ответ.
3. Кого в Греции в древности называли отцом истории? (Геродот).
ВТОРОЙ ТУР.
9 жетонов (3 жетона – по 10 баллов, 3 жетона – по 5 баллов, 3 жетона – по 3 балла).
Работа с И.Д.: Доска разделена на 2 части. В каждом разделе находятся изображения из разных мифов.
- Мы проходили с вами мифы. На экране вы видите разные объекты, ваша задача выбрать те из них, которые соответствуют одному из изученных мифов и обвести их. Свой ответ обоснуйте.
1. Золотое руно, Дракон, Ясон, аргонавты, Медея? (Миф об аргонавтах).
Вопрос на эрудицию:
2. Как называется площадь в древнегреческом
городе, где ведется торговля? (Агора).
3. Задание на интерактивной доске:
594 г. до н.э. | 490 г. до н.э. | 480 г. до н.э. | 776 г. до н.э. |
Кто больше назовет исторических событий по датам с вязанных с историей Древней Греции? (594-реформы Солона, 490-Марафонская битва, 480-Саламинское сражение, 776-первые Олимпийские игры).
ТРЕТИЙ ТУР.
9 жетонов (3 жетона – по 10 баллов, 3 жетона – по 5 баллов, 3 жетона – по 3 балла).
Вопросы на эрудицию:
1. На экране появляется изображение коня. Внимание! Вопрос: Как изображение этого животного можно связать с историей Древней Греции? (Троянская война, взятие Трои).
2. Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: “Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, – сказал отец, оттолкнув сына. - Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому – то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!”. Какая была цель воспитания в этом государстве? (Спарта, цель – воспитать воина).
Работа с И.Д.:
3. Доска поделена на 2части в каждой появляются карточки:
Город-государство | Крепостные землевладельцы | Демос | Власть лучших | Пьеса, высмеивавшая политиков | Власть народа (демоса) | Скенэ | ||||
Город-государство | Крепостные землевладельцы | Демос | Власть лучших | Пьеса, высмеивавшая политиков | Власть народа (демоса) | Скенэ | ||||
Полис | Илоты | Народ | Аристократия | Комедия | Демократия | Сцена |
Чья команда даст больше правильных определений этих терминов?
ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР.
6 жетонов (2 жетона – по 10 баллов, 2 жетона – по 5 баллов, 2 жетона – по 3 балла).
Работа с И.Д.: доска разделена на 2 части в каждой находятся фигурки людей.
1. Кому запрещалось участвовать в Олимпийских играх? (Зачеркните соответствующие фигурки) (Женщинам и рабам).
Вопрос на эрудицию:
2. Кто является автором поэм “Илиада” и “Одиссея”? (Гомер).
ПЯТЫЙ ТУР.
15 жетонов (5 жетонов – по 10 баллов, 5 жетонов – по 5 баллов, 5 жетонов – по 3 балла).
Вопросы на эрудицию:
1. На экране – карточки с изображениями винограда и сосуда для вина.
- Кому из богов Древней Греции могут принадлежать эти предметы? (Дионису).
2. Один афинянен, принеся своим соратникам весть о победе, воскликнул: “Радуйтесь, афиняне, мы победили!” и умер. К какому сражению Греко – персидских войн можно отнести это выражение? В каком году оно произошло? (Марафонская битва, 490 г.до н.э.).
3. Как древние греки называли свою Родину? (Элладой).
4. На экране – изображение триер и иллюстрация “Саламинское сражение”.
- Фрагмент какого сражения из Греко – персидских войн здесь изображён? (Саламинская битва).
5. На экране – изображение Прометея, прикованного к скале.
- Какому мифу посвящен это изображение? (Миф о
Прометее).
- За что почитали греки героя этого мифа? (Дал
людям огонь).
ШЕСТОЙ ТУР.
18 жетонов (6 жетонов – по 10 баллов, 6 жетонов – по 5 баллов, 6 жетонов – по 3 балла).
Работа с И.Д.:
1. Доска разделена на 2 части, в каждой находятся изображения работ различных скульпторов. Скульптора Фидия в древности называли “отцом богов”. Необходимо выбрать скульптуры Фидия и выделить их.
(Статуи Зевса, Афины).
Вопросы на эрудицию:
2. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять
дней)
3. Что означает слово “трагедия”? (Песнь
козлов).
4. Что значит говорить” “лаконично”? (Кратко и
четко выражать свои мысли).
5. Что такое “Драхма”? (Афинская монета).
СЕДЬМОЙ ТУР.
6 жетонов (2 жетона – по 10 баллов, 2 жетона – по 5 баллов, 2 жетона – по 3 балла).
1. В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы были причины такого различия? (Мальчиков спартанцев кормили плохо, они сами должны были добывать себе пропитание, юноши – спартанцы днем прятались, ночью умершвляли сильных илотов, боясь их восстания).
2. Используя учебник (& 44 стр. 217 – 223) составьте словесный портрет Александра Македонского. Почему Александра называют Великим?
В заключение урока жюри подводит итоги, выставляются оценки.