Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепление навыков правописания изученных сочетаний;
  • Изучение способов проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции, причём часть слов можно проверить, а другую нет.
  • Развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса
  • Закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль,
  • Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к чтению.

1. Орг. момент.

2. Введение в тему.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок-путешествие. Совершать путешествие мы будем на поезде вместе с Машей и Мишей. А чтобы отправиться в путешествие по станциям нам нужны билеты.

Билеты – 1 задание:

Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.

- Что вы знаете о звуках, которые обозначают данные буквы?

Звуки [Ж],[Ш] всегда твёрдые. Звуки [Ч] ,[Щ] всегда мягкие.

3.

1 станция “Проверь!”

- Вот и наша первая остановка.
- Кто из вас догадался, почему она так называется?

Игра “Молчанка” (показ гласных букв, пропущенных в словах).

Стр-жи, м-л-ши, пл-щадка, ут-щу, св-ча, схв-чу, тиш-на.

- Что вы можете сказать о словах в данном ряду?

В словах присутствуют согласные буквы из минутки чистописания.

- Вставьте пропущенную букву. (Работа со средствами обратной связи).

Расскажите последовательность вашей работы.

  1. Постановка ударения.
  2. Нахождение родственного слова.
  3. Показ буквы.

- На какие гласные падает ударение? Вы чётко слышите гласные звуки в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Почему?
- Подберите проверочные слова.
- Запишите проверочные слова, а затем поверяемые, поставь ударение, подчеркни безударную гласную.

Стриж – стр-жи , мал – м-лыши, площадь – пл-щадка, тащит – ут-щу, свечка – св-ча, схватка – схв-чу, т_ш_на – тишь.

Каким правилом пользовались, когда подбирали проверочное слово? (Повторение правила)

- Какое слово в данном ряду лишнее? Почему? (Тишина ’).

Правописание безударной гласной буквы и проверить нельзя.

Что в таком случае необходимо сделать?

(Проверить правописание с словаре).

4. Сообщение темы урока.

Чтение интриги.

Разыгрывание ситуации прихода Маши и её разговора с Мишей.

- Поможем Мише разобраться в услышанном.

2 станция “Ударная”.

- Почему же существует тайна в написании этих сочетаний?

Работа по учебнику. Стр.146.

Шипеть, шипящий, шипучий, шипы, тишина, горошина, ужин, живой, ошибаться…

В этих словах НЕЛЬЗЯ утверждать, что после Ж и Ш нужно писать букву И, т.к. ЖИ, ШИ не под ударением.

Мало знать, что здесь не пишется гласная Ы, надо ещё доказать, что здесь пишется И, а на Е.

- Как возможно проверить написание И после Ж и Ш.

(Если в сочетании гласная буква находится под ударением, то можно записывать слова не сомневаясь. Если в сочетании гласная буква находится в безударной позиции, необходимо подобрать проверочное слово).

- Каким правилом будем пользоваться?
- В каких словах проверить написание невозможно? (Тишина, горошина, ужин).
- Где проверяем данные слова? (В словаре).

Какие словари вам знакомы? (Толковый, “Пиши правильно”, “Произноси правильно”)

- Внимательно прочитайте первые 3 слова. Можно ли их назвать родственными? А 4-ое слово будет ли для данных 3-х родственным?

Шипеть, шипящий, шипучий, шипы.

- Как вы прочитали 4-ое слово?

Шипы’– ши’пы
Шип – колючка, вырост на растении, а также на теле животных.
Шип – звук шипения.

- Как называются слова, написание которых одинаково, а значение разное? (Омонимы)

Что вы можете сказать об данном слове?

Шип – слово, обозначающее предмет, отвечает на вопрос что?, является неодушевлённым предметом, мужского рода, стоит в ед.числе.

- Составить предложение с каждым из данных слов. (Устно).

Запишите предложение с доски:

На розе растут колючие шипы.

- Разберите предложение по членам.
- Найдите слово, обозначающее действие предмета. =========
- Что за предмет производит данное действие?____________
- Каким признаком обладает предмет?
- Что является дополнительным словом, обозначающим предмет?

5. Физминутка.

3 станция “Физкультурная”.

Постарайтесь запомнить слова из физминутки с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

Вот наш поезд едет,
Колёса стучат.
А в этом поезде ребята сидят.
Пыхтит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повёз.
Загудел паровоз
И вагончик повёз:
“Чу – чу –чу ,
Далеко качу!”
Вагончики зелёные
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колёсики
Всё тук. Да тук. Да тук.

6.

4 Станция “Парная”.

- А сейчас мы будем составлять пары, подбирая близкие по значению слова.

Волшебник Чумазый
Глушь Чародей
Грязный Щадить
Скучаю Чаща
Жалеть Грущу

- Как называются близкие по значению слова? (Синонимы)
- Что объединяет слова второго столбика? (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ).
- Всегда ли чётко слышим звуки в словах?

Работа по учебнику. Стр. 148, упр.112.

Ч(а,е,и)стица, ч(а,е,и)инка, ч(а,е,и)сок.
Щ(а,е,и)дить, щ(а,е,и)вель.

- Какое слово посмотришь в словаре? Что ещё необходимо запомнить в данном слове? (Произношение: Щаве”ль)
- Сможешь написать слова правильно?
- Почему это непросто?
- Везде ли можно проверить?

7.

5 Станция “Соревновательная”.

Работа в тетради.

На этой станции нам предстоит выполнить задание Летучей мыши. Стр. 148, упр. 111.

Запишите слова в два столбика, обращая внимание на ударение.

Проверка с мультимедиа.

Пушинка Шиповник
Снежинка Держит
Крошить Сушит
Кувшин Съёжился
Душился Душится

8.

6 станция “Конечная”.

Повторим:

Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!

Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У.

9. Итог урока.

- Возвращаемся. Возвратимся в начало урока.
- Можете ли вы продолжить список данных слов? Как будете поступать при проверке слов на данные орфограммы?

Закончить хочется такими словами: Не стыдно – не знать, стыдно – не учиться!

- Как вы понимаете данную фразу?

Д. задание: стр.149, упр.113.

Приложение.