Цели:
- Закрепление навыков правописания изученных сочетаний;
- Изучение способов проверки слов, в которых сочетания стоят в безударной позиции, причём часть слов можно проверить, а другую нет.
- Развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса
- Закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль,
- Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к чтению.
1. Орг. момент.
2. Введение в тему.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а урок-путешествие. Совершать путешествие мы будем на поезде вместе с Машей и Мишей. А чтобы отправиться в путешествие по станциям нам нужны билеты.
Билеты – 1 задание:
Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.
- Что вы знаете о звуках, которые обозначают данные буквы?
Звуки [Ж],[Ш] всегда твёрдые. Звуки [Ч] ,[Щ] всегда мягкие.
3.
1 станция “Проверь!”
- Вот и наша первая остановка.
- Кто из вас догадался, почему она так называется?
Игра “Молчанка” (показ гласных букв, пропущенных в словах).
Стр-жи, м-л-ши, пл-щадка, ут-щу, св-ча, схв-чу, тиш-на.
- Что вы можете сказать о словах в данном ряду?
В словах присутствуют согласные буквы из минутки чистописания.
- Вставьте пропущенную букву. (Работа со средствами обратной связи).
Расскажите последовательность вашей работы.
- Постановка ударения.
- Нахождение родственного слова.
- Показ буквы.
- На какие гласные падает ударение? Вы чётко
слышите гласные звуки в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ? Почему?
- Подберите проверочные слова.
- Запишите проверочные слова, а затем поверяемые,
поставь ударение, подчеркни безударную гласную.
Стриж – стр-жи , мал – м-лыши, площадь – пл-щадка, тащит – ут-щу, свечка – св-ча, схватка – схв-чу, т_ш_на – тишь.
Каким правилом пользовались, когда подбирали проверочное слово? (Повторение правила)
- Какое слово в данном ряду лишнее? Почему? (Тишина ’).
Правописание безударной гласной буквы и проверить нельзя.
Что в таком случае необходимо сделать?
(Проверить правописание с словаре).
4. Сообщение темы урока.
Чтение интриги.
Разыгрывание ситуации прихода Маши и её разговора с Мишей.
- Поможем Мише разобраться в услышанном.
2 станция “Ударная”.
- Почему же существует тайна в написании этих сочетаний?
Работа по учебнику. Стр.146.
Шипеть, шипящий, шипучий, шипы, тишина, горошина, ужин, живой, ошибаться…
В этих словах НЕЛЬЗЯ утверждать, что после Ж и Ш нужно писать букву И, т.к. ЖИ, ШИ не под ударением.
Мало знать, что здесь не пишется гласная Ы, надо ещё доказать, что здесь пишется И, а на Е.
- Как возможно проверить написание И после Ж и Ш.
(Если в сочетании гласная буква находится под ударением, то можно записывать слова не сомневаясь. Если в сочетании гласная буква находится в безударной позиции, необходимо подобрать проверочное слово).
- Каким правилом будем пользоваться?
- В каких словах проверить написание невозможно? (Тишина,
горошина, ужин).
- Где проверяем данные слова? (В словаре).
Какие словари вам знакомы? (Толковый, “Пиши правильно”, “Произноси правильно”)
- Внимательно прочитайте первые 3 слова. Можно ли их назвать родственными? А 4-ое слово будет ли для данных 3-х родственным?
Шипеть, шипящий, шипучий, шипы.
- Как вы прочитали 4-ое слово?
Шипы’– ши’пы
Шип – колючка, вырост на растении, а также на теле
животных.
Шип – звук шипения.
- Как называются слова, написание которых одинаково, а значение разное? (Омонимы)
Что вы можете сказать об данном слове?
Шип – слово, обозначающее предмет, отвечает на вопрос что?, является неодушевлённым предметом, мужского рода, стоит в ед.числе.
- Составить предложение с каждым из данных слов. (Устно).
Запишите предложение с доски:
На розе растут колючие шипы.
- Разберите предложение по членам.
- Найдите слово, обозначающее действие предмета.
=========
- Что за предмет производит данное
действие?____________
- Каким признаком обладает предмет?
- Что является дополнительным словом,
обозначающим предмет?
5. Физминутка.
3 станция “Физкультурная”.
Постарайтесь запомнить слова из физминутки с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.
Вот наш поезд едет,
Колёса стучат.
А в этом поезде ребята сидят.
Пыхтит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повёз.
Загудел паровоз
И вагончик повёз:
“Чу – чу –чу ,
Далеко качу!”
Вагончики зелёные
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колёсики
Всё тук. Да тук. Да тук.
6.
4 Станция “Парная”.
- А сейчас мы будем составлять пары, подбирая близкие по значению слова.
Волшебник | Чумазый |
Глушь | Чародей |
Грязный | Щадить |
Скучаю | Чаща |
Жалеть | Грущу |
- Как называются близкие по значению слова? (Синонимы)
- Что объединяет слова второго столбика? (ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ).
- Всегда ли чётко слышим звуки в словах?
Работа по учебнику. Стр. 148, упр.112.
Ч(а,е,и)стица, ч(а,е,и)инка, ч(а,е,и)сок.
Щ(а,е,и)дить, щ(а,е,и)вель.
- Какое слово посмотришь в словаре? Что ещё
необходимо запомнить в данном слове?
(Произношение: Щаве”ль)
- Сможешь написать слова правильно?
- Почему это непросто?
- Везде ли можно проверить?
7.
5 Станция “Соревновательная”.
Работа в тетради.
На этой станции нам предстоит выполнить задание Летучей мыши. Стр. 148, упр. 111.
Запишите слова в два столбика, обращая внимание на ударение.
Проверка с мультимедиа.
Пушинка | Шиповник |
Снежинка | Держит |
Крошить | Сушит |
Кувшин | Съёжился |
Душился | Душится |
8.
6 станция “Конечная”.
Повторим:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У.
9. Итог урока.
- Возвращаемся. Возвратимся в начало урока.
- Можете ли вы продолжить список данных слов? Как
будете поступать при проверке слов на данные
орфограммы?
Закончить хочется такими словами: Не стыдно – не знать, стыдно – не учиться!
- Как вы понимаете данную фразу?
Д. задание: стр.149, упр.113.