Цели урока:
- образовательная: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;
- развивающая: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления;
- воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.
Тип урока: комбинированный
Используемое программное обеспечение: учебник-тетрадь по предмету “Окружающий мир” О.Т. Поглазовой (1 класс, УМК “Гармония”); CD “Презентация урока по теме “Насекомые”.
Оборудование: аудиозапись песни “Кузнечик”, раздаточный материал: вырезанные цветы из бумаги красного, синего и зелёного цвета, фотографии и рисунки насекомых, энциклопедии для детей разных изданий.
Ход.
Заставка “Добро пожаловать на урок в 1 класс (Слайд 1)
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте к ней лучик, который несёт мир. Чувствуете, звёздочка стала ещё больше. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. (Слайд 2) Поделись этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Пусть в течение всего урока солнце помогает вам!
2. Актуализация знаний.
1). Обобщение знаний учащихся об изученных группах животных. (Слайд 3)
- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные).
-Подумайте, на какие группы учёные разделили животных? (Домашние животные, дикие животные, млекопитающие, птицы).
- Назовите существенные отличительные признаки млекопитающих, птиц. ( Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями. Есть клюв и хвост).
3. Формирование новых понятий и способов деятельности.
1). Постановка учебных задач.
- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки и заполнив кроссворд в учебнике. (По мере отгадывания загадок, на экране по щелчку появляются изображения насекомых ) (Слайд 4).
2). Работа по учебнику, с. 21. Задание №1 (кроссворд вынесен на доску).
1.
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
2. (Читают загадку по учебнику). (муравей)
3.
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
4. (Читают загадку по учебнику) (пчела)
5.
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву “ж” всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук)
6. (Читают загадку по учебнику) (бабочка)
7.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит. (комар)
8.
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это?... (стрекоза)
-Кто уже успел прочитать, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые) – щелчок (Слайд 4 “Насекомые”)
- Прочитайте тему урока в учебнике на с.21 (“Маленькие непоседы”).
- Как вы понимаете слово “Непоседы”? Почему насекомых можно назвать непоседами?
Не так то просто найти, увидеть и поймать их, они всё время бегают, прыгают, летают, т.е. не сидят на месте – суетятся.
3). Рассказ учителя о насекомых. (Слайд 5)
- Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых; истинное их число, вероятно, составляет 1,5 – 2 миллиона. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду.
4). Отличительные признаки класса насекомых.
а). Работа с учебником, с.22, Задание №2
- Сравните насекомых. Чем они сходны? Чем различаются?
- Посчитайте, сколько у насекомых ног? ( 6 ног – 3 пары)
- Запишем число 6 в пустое окошечко. Главный признак насекомых – 6 ног.
б). Работа в парах. Задание №3 учебника, с.22
- Проведём маленькую исследовательскую работу. Самостоятельно изучите тело муравья и расставьте в кружочках цифры, обозначающие части тела муравья.
в). Проверка. ( Слайд 6 )
- Так сколько же частей тела у насекомых? (3 или 4 )
- Вернёмся к заданию №2 и заполним пустые окошечки.
5). Среда обитания животных.
- Ребята, а вы видели животных? Где же они обитают? Где их можно встретить?
Насекомых можно встретить всюду: в воде, в воздухе, в почве.
Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах?
- Подумайте, а чем питаются насекомые?
- Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки – кровью человека и животных.
6). Физминутка. –Ребята, а вы знаете песенку о прыгающем насекомом?
(“Кузнечик” )
- Давайте её вспомним и заодно отдохнём, выполнив следующие упражнения.
(учитель показывает движения под музыку, учащиеся повторяют)
7). Энциклопедические знания из рубрики “Эти удивительные животные”.
а). – А что вы знаете о кузнечиках? Опишите их. (Слайд 7 )
- Действительно, зелёный, длинноусый, он всегда поёт или играет на невидимой нам скрипочке. А вы верите, что у кузнечика есть скрипочка?
- А ведь никакой скрипочки у кузнечика нет. Просто в основании крыльев кузнечиков есть небольшая перепонка, обтянутая жилкой и напоминающая зеркало. И вот когда кузнечик поднимает крылья, зеркальца трутся друг о друга, и издаётся скрипучий звук. У кузнечика длинные задние ноги с сильными мышцами, которые служат для резкого скачка вверх. Пение кузнечиков –нечто иное, как извещение другим насекомым, что куст или поляна уже заняты.
- А знаете ли вы, где у кузнечиков уши? На ножках, и представляют они собой узкие щели.
б). – Ещё с одним удивительным насекомым хочу вас познакомить сегодня поближе.
- Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза). (Слайд 8 )
- Ребята, видели ли вы стрекозу? Где?
- Стрекоз можно встретить повсюду, они живут вблизи рек, озёр, болот и других водоёмов.
- А знаете ли вы, что стрекозы появились много миллионов лет назад. Тогда над землёй ещё не порхали птицы, в лесах бродили динозавры. Стрекозы были очень большими, размах крыльев достигал почти метра. Самые большие стрекозы достигают 13-19 см, самые маленькие – 2 см. Стрекозы относятся к насекомым – хищникам. Они очень прожорливы: за час стрекоза может съесть 40 мух или комаров.
в). – А кто из вас может сказать, что это за насекомое? Днём этот жучок ничем не примечателен, зато ночью он превращается в настоящий живой зелёный фонарик. Фонарик этот летает. (Это светлячок). ( Слайд 9 )
- В Америке живёт знаменитый кукуко, или огненный щелкун. Свет от этих светлячков настолько силён, что если несколько таких насекомых посадить в банку, они даже могут служить фонарём. Долгое время люди не могли понять, почему светятся насекомые, считали их волшебными существами. В настоящее время известно, что производителем света является особое вещество, которое и помогает жучку светится, причём свет этот виден только ночью и светятся только самки. В наших лесах живёт лишь один вид – большой светляк, или ивановский червяк, так как самка его больше похожа на червяка, чем на жука.
8). Физминутка “Тёплый ветерок”.
9). Викторина “А знаешь ли ты”? (Слайд 10)
- Почему божьих коровок не едят ни птицы, ни ящерицы? (для защиты от врагов божьи коровки выделяют ядовитую жидкость).
- Где находятся ушки у комара? (на передних ногах ).
- Как называется жук, который носит имя того месяца, в котором появляется на свет? (майский жук).
- Почему этого жука называют жук-олень? (у него есть рога, как у одного лесного жителя – оленя).
- За что получила своё название бабочка - капустница? (эта бабочка вредит посевам капусты ).
10). Обобщение.
- И так, ребята, о каких насекомых мы с вами узнали что-то новое? (Стрекозы,светлячки, кузнечики, жук-олень, бабочки).
- Мы узнали только очень малую часть насекомых, такую малую, что и представить себе невозможно. А на это у нас ушло много времени. Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.
- Наука о насекомых называется “энтомология” (Слайд 11 )
- Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами . Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.
- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии
(реклама энциклопедий).
4. Итог урока.
1). Рефлексия. –Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов.
- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно – возьмите зелёные цветочки.
- Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил – синие цветочки.
- У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий – красные цветочки. (учащиеся прикрепляют цветы на доску).
-Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!
2). Прощание с классом. (Слайд 12)
Спасибо за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда!