Открытый урок "Окружающий мир" по теме "Насекомые"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • образовательная: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;
  • развивающая: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления;
  • воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.

Тип урока: комбинированный

Используемое программное обеспечение: учебник-тетрадь по предмету “Окружающий мир” О.Т. Поглазовой (1 класс, УМК “Гармония”); CD “Презентация урока по теме “Насекомые”.

Оборудование: аудиозапись песни “Кузнечик”, раздаточный материал: вырезанные цветы из бумаги красного, синего и зелёного цвета, фотографии и рисунки насекомых, энциклопедии для детей разных изданий.

Ход.

Заставка “Добро пожаловать на урок в 1 класс (Слайд 1)

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте к ней лучик, который несёт мир. Чувствуете, звёздочка стала ещё больше. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. (Слайд 2) Поделись этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Пусть в течение всего урока солнце помогает вам!

2. Актуализация знаний.

1). Обобщение знаний учащихся об изученных группах животных. (Слайд 3)

- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные).

-Подумайте, на какие группы учёные разделили животных? (Домашние животные, дикие животные, млекопитающие, птицы).

- Назовите существенные отличительные признаки млекопитающих, птиц. ( Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями. Есть клюв и хвост).

3. Формирование новых понятий и способов деятельности.

1). Постановка учебных задач.

- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки и заполнив кроссворд в учебнике. (По мере отгадывания загадок, на экране по щелчку появляются изображения насекомых ) (Слайд 4).

2). Работа по учебнику, с. 21. Задание №1 (кроссворд вынесен на доску).

1.

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

2. (Читают загадку по учебнику). (муравей)

3.

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)

4. (Читают загадку по учебнику) (пчела)

5.

Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву “ж” всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук)

6. (Читают загадку по учебнику) (бабочка)

7.

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит. (комар)

8.

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт –
Золотистые глаза.
Кто же это?... (стрекоза)

-Кто уже успел прочитать, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые) – щелчок (Слайд 4 “Насекомые”)

- Прочитайте тему урока в учебнике на с.21 (“Маленькие непоседы”).

- Как вы понимаете слово “Непоседы”? Почему насекомых можно назвать непоседами?

Не так то просто найти, увидеть и поймать их, они всё время бегают, прыгают, летают, т.е. не сидят на месте – суетятся.

3). Рассказ учителя о насекомых. (Слайд 5)

- Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых; истинное их число, вероятно, составляет 1,5 – 2 миллиона. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду.

4). Отличительные признаки класса насекомых.

а). Работа с учебником, с.22, Задание №2

- Сравните насекомых. Чем они сходны? Чем различаются?

- Посчитайте, сколько у насекомых ног? ( 6 ног – 3 пары)

- Запишем число 6 в пустое окошечко. Главный признак насекомых – 6 ног.

б). Работа в парах. Задание №3 учебника, с.22

- Проведём маленькую исследовательскую работу. Самостоятельно изучите тело муравья и расставьте в кружочках цифры, обозначающие части тела муравья.

в). Проверка. ( Слайд 6 )

- Так сколько же частей тела у насекомых? (3 или 4 )

- Вернёмся к заданию №2 и заполним пустые окошечки.

5). Среда обитания животных.

- Ребята, а вы видели животных? Где же они обитают? Где их можно встретить?

Насекомых можно встретить всюду: в воде, в воздухе, в почве.

Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах?

- Подумайте, а чем питаются насекомые?

- Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки – кровью человека и животных.

6). Физминутка. –Ребята, а вы знаете песенку о прыгающем насекомом?

(“Кузнечик” )

- Давайте её вспомним и заодно отдохнём, выполнив следующие упражнения.

(учитель показывает движения под музыку, учащиеся повторяют)

7). Энциклопедические знания из рубрики “Эти удивительные животные”.

а). – А что вы знаете о кузнечиках? Опишите их. (Слайд 7 )

- Действительно, зелёный, длинноусый, он всегда поёт или играет на невидимой нам скрипочке. А вы верите, что у кузнечика есть скрипочка?

- А ведь никакой скрипочки у кузнечика нет. Просто в основании крыльев кузнечиков есть небольшая перепонка, обтянутая жилкой и напоминающая зеркало. И вот когда кузнечик поднимает крылья, зеркальца трутся друг о друга, и издаётся скрипучий звук. У кузнечика длинные задние ноги с сильными мышцами, которые служат для резкого скачка вверх. Пение кузнечиков –нечто иное, как извещение другим насекомым, что куст или поляна уже заняты.

- А знаете ли вы, где у кузнечиков уши? На ножках, и представляют они собой узкие щели.

б). – Ещё с одним удивительным насекомым хочу вас познакомить сегодня поближе.

- Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (стрекоза). (Слайд 8 )

- Ребята, видели ли вы стрекозу? Где?

- Стрекоз можно встретить повсюду, они живут вблизи рек, озёр, болот и других водоёмов.

- А знаете ли вы, что стрекозы появились много миллионов лет назад. Тогда над землёй ещё не порхали птицы, в лесах бродили динозавры. Стрекозы были очень большими, размах крыльев достигал почти метра. Самые большие стрекозы достигают 13-19 см, самые маленькие – 2 см. Стрекозы относятся к насекомым – хищникам. Они очень прожорливы: за час стрекоза может съесть 40 мух или комаров.

в). – А кто из вас может сказать, что это за насекомое? Днём этот жучок ничем не примечателен, зато ночью он превращается в настоящий живой зелёный фонарик. Фонарик этот летает. (Это светлячок). ( Слайд 9 )

- В Америке живёт знаменитый кукуко, или огненный щелкун. Свет от этих светлячков настолько силён, что если несколько таких насекомых посадить в банку, они даже могут служить фонарём. Долгое время люди не могли понять, почему светятся насекомые, считали их волшебными существами. В настоящее время известно, что производителем света является особое вещество, которое и помогает жучку светится, причём свет этот виден только ночью и светятся только самки. В наших лесах живёт лишь один вид – большой светляк, или ивановский червяк, так как самка его больше похожа на червяка, чем на жука.

8). Физминутка “Тёплый ветерок”.

9). Викторина “А знаешь ли ты”? (Слайд 10)

  1. Почему божьих коровок не едят ни птицы, ни ящерицы? (для защиты от врагов божьи коровки выделяют ядовитую жидкость).
  2. Где находятся ушки у комара? (на передних ногах ).
  3. Как называется жук, который носит имя того месяца, в котором появляется на свет? (майский жук).
  4. Почему этого жука называют жук-олень? (у него есть рога, как у одного лесного жителя – оленя).
  5. За что получила своё название бабочка - капустница? (эта бабочка вредит посевам капусты ).

10). Обобщение.

- И так, ребята, о каких насекомых мы с вами узнали что-то новое? (Стрекозы,светлячки, кузнечики, жук-олень, бабочки).

- Мы узнали только очень малую часть насекомых, такую малую, что и представить себе невозможно. А на это у нас ушло много времени. Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.

- Наука о насекомых называется “энтомология” (Слайд 11 )

- Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами . Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.

- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии

(реклама энциклопедий).

4. Итог урока.

1). Рефлексия. –Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов.

- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно – возьмите зелёные цветочки.

- Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил – синие цветочки.

- У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий – красные цветочки. (учащиеся прикрепляют цветы на доску).

-Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!

2). Прощание с классом. (Слайд 12)

Спасибо за старание.
Ведь главное – желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда!