"По имени и житие". Русский месяцеслов

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Воспитание ценностных отношений детей друг к другу через уважительное отношение к имени человека.

Задачи:

  • Познакомить детей с житиями святых, покровителями своих имен.
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к человеку как носителю имени.
  • Воспитывать потребность совершать добрые поступки и сопоставлять их с деяниями святых.

Оборудование: аудиозапись колыбельных и любое исполнение; выставка рисунков детей "Мой ангел-хранитель"; рабочие листы-буклеты с вопросами к классному часу и определениями ключевых понятий; именные иконки с изображением своего святого покровителя (индивидуально для каждого ребенка); фотография или художественное изображение крещения ребенка; цветные карточки с именами детей данного класса в виде бабочек, снежинок, солнечных зайчиков; ангелы, сделанные из бумаги детьми, симфоническая музыка, аудиозапись песни "Ангел-хранитель" в исполнении Л. Кошминой.

Ключевые понятия:

Святцы, крещение, имя, Ангел-хранитель, именины.

Определения ключевых понятий:

Святцы - церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их памяти.

Крещение - христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщения к церкви.

Имя - личное название человека, даваемое при рождении.

Ангел - служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком или юношей).

Именины - чей-то личный праздник в день, когда церковь отмечает память одноименного святого или ангела. Это день памяти святого, чье имя было дано человеку при крещении.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Загадки.

Тебе дано, а люди им пользуются.

Нас не было - оно было, нас не будет - оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть. (Имя человека.)

Вопросы:

- А как можно пользоваться именем? (Обращаться к человеку по имени, спрашивая его о чем- либо, советуясь с ним.)

-Вам нравится, когда к вам обращаются по имени? Почему?

-Продолжи строчку, написав свое имя.

Моё имя: (дети пишут в буклете свое имя и производные от него).

Сегодня мы будем говорить о наших небесных покровителях, поговорим о значении имени в жизни человека. Ответим на вопрос, почему на Руси всегда очень ответственно родители относились к имени ребенка, подбирали его аккуратно.

2. Основная часть.

Работа со словом "Cвятцы".

Вопросы:

-А задумывались ли вы когда- нибудь, что имя могло бы быть у вас другое?

-Значит, имя дано вам не случайно. Может, кто-то из вас знает, как по традиции в русской православной семье подбирали имя ребенку?

(Родители шли в церковь и уточняли, имя какого святого празднуется в этот день или в последующие дни).

Чтение отрывка из рассказа Н.В. Гоголя "Шинель" (читает учитель)

"Матушка, чиновница, очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка: Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. "Нет, -подумала мать, - имена-то все такие".

Вопросы:

-Как вы думаете, что предпринимали родители, если имена им не нравились? (Называли именем отца. Так поступили и с героем рассказа Н.В.Гоголя, назвали его в честь отца - Акакием Акакиевичем.)

-Как же называется эта волшебная церковная книга, в которой перечислялись праздники и святые по дням их поминовения? (Cвятцы)

-В какой же момент дается ребенку имя? (До крещения имя дают родители, а во время крещения ребенок получает имя своего небесного покровителя и старается в дальнейшей земной жизни помнить об этом.)

Работа со словом "Крещение".

Вопросы:

-Назовите обязательные атрибуты крещения.

(Нательный крест как животворящая святыня, крестильная белая рубашка, локон волос.)

-Покажите эти атрибуты на фотографии. (Обращение к изображению таинства Крещения ребенка на фотографиях с комментариями учителя.)

-Ребята, а какие же люди входят в нашу жизнь через принятие святого Крещения? Кто они? (Наши крестные.)

-Кто знает своих крестных отца и мать? Что значит быть крестным? (Быть поручителем перед Богом за своего крестника, нести за него ответственность.)

А как же меняется жизнь ребенка после Крещения? (У него появляется свой Ангел- хранитель. По верованию православной церкви человеку при крещении дается сила благодати для обновления его духовного роста.)

Работа со словом "Ангел-хранитель". (К доске прикрепляются цветные карточки с именами детей данного класса.)

Легенда о бабочках-именах (читает учитель).

Кто сказал, что бабочки бывают только летом? Ведь едва подует ветерок, как листья, бабочки начинают свой хоровод. Их танец с приходом зимы продолжают белые нежные снежинки, а весенние солнечные зайчики, перепрыгивая с куста на куст, оживляют землю и чувства.

Когда рождается ребенок, над ним кружит хоровод бабочек. Это имена. Они ждут, чтобы их выбрали. А разве вы не знали, что бабочки летают по свету в своих разных воплощениях и ищут своего, только своего хозяина? Бабочки осторожно подлетают к малышу, и если его дыхание не нарушает ее полета, она навсегда остается с ним, отдавая хозяину свою яркость, свою легкость, свои крылья для полета. Но бывает такое, что взрослые хватают первую, подлетевшую к малышу бабочку, и силой оставляют ее с ребенком. Она теряет яркость, её крылья складываются, и тогда вырастая, этот маленький человечек не понимает, почему всю жизнь ищет он свою настоящую бабочку, примеривая к себе разные роли и имена.

Вопросы:

- Православные люди знают, кто эти бабочки. А вы догадались? (Ангелы- хранители.)

-Ангел-хранитель: Кто же он? (Чтение определения.)

Ангел-хранитель - это оберегающий данного человека ангел, тот, кто защищает, оберегает этого человека.

Вот почему об ангеле-хранителе так много красивых стихов и песен.

Чтение стихотворения Л. Чарской "Ангел" (читает ученица)

Ночь:Тишина:У киота
Тихо лампада сияет:
Светлый и радостный кто- то
Детский покой охраняет.
Очи, как звезды, мерцая,
Дивною блещут красою,
Кудри, до плеч ниспадая,
Темною вьются волною.
Он из надземного мира
В мир поднебесный явился,
Рея в пространстве эфира,
К детской постельке спустился.
Вея крылом белоснежным
В милые сонные глазки,
Голосом тихим и нежным
Шепчет он дивные сказки.

Вопросы:

-Поэт описывает ангела в стихотворении как нежного и ласкового друга детей. А как вы представляете Ангела-хранителя? (Они очень красивы, потому что безгрешны, они творят только добро. Ангелы изображаются в виде красивых юношей и девушек в знак их духовной красоты и крылатыми- в знак их пребывания в Царствии Небесном.)

- О чем же просим мы ангела-хранителя? (Помочь нам в трудную минуту, дать силы, когда устали, вдохновить на какие-то поступки, просим прощения за прегрешения.)

Рассказы детей о покровителях своих имен. Выставка рисунков детей.

Вопросы:

- Что такое именины?

- Как определить день своих именин?

Работа с "Православным календарем для детей".

Маленький человечек появился на свет, и ему так рады все, кто его окружает: мама, папа, бабушка, дедушка. С самого первого дня ребенок слышит ангельский голос мамы, которая убаюкивает его колыбельной песенкой, и даже в ней звучит его имя, тихое и ласковое, ведь поет эту песню самый родной человек на свете - мама. У некоторых южных народов бытует поговорка о злых людях: этим людям не пела мать колыбельных песен. Послушаем одну из колыбельных и насладимся чистотой голоса и мелодичностью. А вы вспомните колыбельную, которую вам пела мама на ночь.

Звучит аудиозапись колыбельной.

Дети, взяв в руки куклу, исполняют 1-2 колыбельные (по желанию), в которых упоминается имя ребёнка.

Люли, люли, люлиньки,
Сели гули на люлиньку.
Сели гули ворковать,
Чем Ванюшу нам питать?
Чайком, молочком,
Сахарком да крендельком.

Залетели в уголок,
Зажигали огонёк,
Стали кашку варить,
Стали Ваню кормить.

Ай качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота,
Ворота-то скрип-скрип,
А Коленька спит-спит.

Работа с пословицами и поговорками, в которых встречаются имена.

Как важно называть человека по имени уже с самого детства. И неспроста народная мудрость не обошла имена русские. Сколько пословиц и поговорок, в которых упоминается имя человека, создал русский народ!

Работа с пословицами.

1. Дмитрий да Борис за огород подрались.

2. Иван в дуду играет, а Марья вести сказывает.

3. С именем - Иван, а без имени - болван.

4. Всяк Семен про себя умен.

5. Не хвастай, Настя: немного напряла, да и то потеряла. 

6. Каждая Аленка хвалит свою буренку.

Оказывается, народная мудрость подметила положительные и отрицательные качества у некоторых людей, которые и отразились в русском фольклоре. Значит ли это, что только от имени человека зависит его судьба? (Нет, ведь поступки человек должен совершать осознанно, разумно. Вспомним еще одну пословицу: Не имя прославляет человека, а человек имя.)

3. Заключительная часть.

Выводы:

Имя нужно беречь всегда - от начала жизни и до последнего вздоха. Недаром говорят: у него доброе имя или, наоборот, - у него дурное имя.

Что же нужно для того, чтобы имя было "добрым"?

(Чтобы имя было "добрым", нужно много работать над собой, обладать достоинством, выдержкой и мужеством.)

Пожелаем всем, чтобы у вас было "доброе" имя, и все и всегда уважали вас за это. Не забывайте, что вам поможет добрая колыбельная мамы и ваш ангел-хранитель, всегда оберегающий и наставляющий на правильную дорогу, если вы сбились с пути.

Стихотворение В. Афанасьева "Ангел" (читает ученик).

Добрый крылатый дух,
Данный мне Богом друг,
Ангел-хранитель мой,
Трудно тебе со мной.
Трудно с собой и мне,
Можно сойти с ума:
Чую-горю в огне:
Вижу-объемлет тьма:
Ты налетел как смерч,
Насмерть стоять готов,-
Твой беспощадный меч
Гнал от меня врагов.
Ныне я слеп и глух,
Сбился опять с пути:
Добрый, крылатый дух,
Выведи! Защити!

Звучит песня "Ангел- хранитель" в исполнении Л. Кошминой.

Литература:

  1. Ананичев А. Твое святое имя [Текст] / А.Ананичев, Г. Юдин, Э.Венедяпина, Е. Григорьева.- М.: Росмен- пресс, 2005.
  2. Владимиров А. Учебник жизни [Текст] / Артемий Владимиров.- М.: Дрофа, 2001.
  3. Этика (Программа для 1-11 классов) / Сост. С.Г. Колбовская.- Ярославль, Департамент образования Администрации Ярославской обл. ИРО, 2000.