Открытый урок на тему "Непроизводные и производные предлоги. Правописание наречных предлогов"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Ознакомить учащихся с непроизводными и производными предлогами, с приемами отграничения их от омонимичных частей речи;
  • формировать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;
  • выработать навык слитного написания предлогов, образованных из наречий.
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Работа с текстом.

Задание:

1. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте его.

2. Сгруппируйте слова с пропусками и скобками по видам орфограмм. (Ребята, которые затрудняются, не группируют).

Инд. задание (выполняется на доске):

синтаксический разбор 1-го предложения (работает 1 ученик).

Среди сосен и берез открылась поляна4. Как глянул я на нее, так сразу и придумал название: поляна Жар-птиц. На ровном снегу этой отд...ле...ой от деревни нашей поляны будто Жар-птицы сидели, чистили тут свои уд...вительные пер...я и р...няли их - оранжевые, з...лотистые, (светло)коричневые. И столько сразу этих пер...ев оставлено над снегами. Их хватило бы на укр...шения пяти, а то десяти таких полян.

Жар-птицы (давным)давно3 улетели, а пер...я остались. Пер...я Жар-птицы - это уснувшие над снегами папоротники. Но как светится от них поляна.

(В.Бочарников)

(Для тех, кто работает быстрее, дополнительное задание: морфологический разбор наречия).

- Назовите предлог, который употребляется с несколькими падежами.

- Приведите для примера предложение с предлогом, кот. выражает пространственное значение.

III. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

Создание проблемной ситуации.

Среди сосен и берез открылась поляна. (Синтаксический разбор).

- Давайте определим, какой частью речи является слово среди?

- Можем ли задать к нему вопрос?

- Является ли оно членом предложения?

Вывод:

Вопрос к данному слову поставить нельзя , потому что место действия называется не этим словом, а другими - сосен и берез. Слово среди служит для выражения зависимости существительных от глагола.

Это предлог, а название он получил производный (вторичный)- произошел от другой части речи (нар).

Такие предлоги называются наречными.

IV. Новый материал.

1.Чтение 1-ой части теоретического материала параграфа 50.

Как образуются производные предлоги?

От каких частей речи?

2. Дается понятие: отымённые предлоги, наречные предлоги, глагольные.

3. Чтение второй части теоретического материала параграфа.

Чем отличаются друг от друга непроизводные и производные предлоги?

V. Закрепление.

1.Упражнение 296 (выборочно).

Вывод: к производному предлогу вопрос задать нельзя, его можно заменить другим предлогом.

VI. Сопоставление производных предлогов и омонимичных частей речи.

1. Работа по алгоритму. (Сильным детям предлагается составить алгоритм самостоятельно).

2. Чтобы понять процесс перехода существительных, наречий, глаголов в предлоги, давайте сопоставим следующие предложения и определим, где предлог, а где омонимичная самостоятельная часть речи, от которой образован предлог.

(Запись на доске)

Имейте в виду, что улицу Разговор необходимо отло-
надо переходить в установ- жить ввиду (из-за ) отъезда.
ленных местах.
Ступай себе мимо. (Нет поясн.
слов) Ребята, не проходите мимо
зла. Д.п.
Мы ушли из школы, благодаря Благодаря героизму мальчика
Ребят за оказанную помощь. Птенец был спасен.

Вывод:

К производным предлогам нельзя задать вопрос, они не обозначают конкретных предметов, признаков или действий.

Не являются членами предложения, указывают на связь между главным и зависимым словом в словосочетании. Образованы из знаменательных частей речи.

3. Записать предложения ,определив предлоги и омонимичные части речи.

Я знаю этот лес вдоль и поперек. Тропинка шла вдоль обрыва. Вблизи виднелся лес. Вблизи села протекала речка. Гости ушли, благодаря хозяина за хороший прием. Благодаря теплой погоде сирень расцвела быстро.

Вывод:

Отличить производный предлог от омонимичных ему знаменательных слов можно только в словосочетании или предложении.

4. Предупреждение ошибок в употреблении предлогов.

Работа по таблице №1. (См. приложение).

Выясняется, какие предлоги употребляются с дательным падежом.

Задание: поставить существительные в нужном падеже, с 2 мя словосочетаниями составить предложения.

Вопреки (ожидания), согласно (сделанное сообщение), благодаря (хорошая память), наперекор (мое желание), благодаря (мужество и находчивость), вопреки (предсказание).

У: Предлоги согласно и вопреки - антонимы.

Вопреки ожиданиям, т. е не так, как ожидали.

Согласно ожиданиям, т. е. так, как ожидали.

VII. Правописание наречных предлогов.

-Как пишутся производные предлоги с самостоятельными частями речи?

-Посмотрите на таблицу и скажите, как могут писаться производные предлоги? (Слитно и раздельно).

У: Сегодня мы поговорим только о правописании производных предлогов, образованных из на-речий.

- Назовите такие предлоги.

- Как они пишутся?

- Что является условием слитного написания таких предлогов? (Происходят от наречий.)

1. Творческий диктант.

Задание: Изменить предложения так, чтобы наречия стали предлогами.

- Как будут писаться наречные предлоги?

- Что нужно сделать, чтобы наречия перешли в предлоги?

В лагерь.

Вблизи (лагеря) раскинулось море. Возле (него) поднимаются горы. Ребята приехали в лагерь накануне (праздника). Весь лагерь вышел навстречу (детям). Впереди (отряда) шел барабанщик.

2. Сопоставление производных предлогов, образованных из наречий и омонимичных наречий, существительных с предлогом.

Работа по таблице №2. (См. приложение).

Задание: Определите части речи.

- Как отличить производный предлог от наречия и существительного?

- Как отличить наречие от существительного?

Вывод: при наречии нет зависимых слов; между предлогом и существительным можно поставить вопрос, или вставить прилагательное, есть зависимое слово.

3. Творческое списывание.

Навстречу - на встречу (Определить части речи)

Студенты собрались _______________ с известным певцом.

______________ солнцу и ветру шли по миру отважные люди.

Ветер дул в лицо, и тучи шли ____________________ .

VIII. Итог:

Чем отличаются друг от друга непроизводные и производные предлоги ?

Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?

Как пишутся наречные предлоги?

IX. Д/З: П.50 Упр. 297(1-4), 298 (1-2) или Упр. 298 (3-4). Творч. задание.

Составить описание микрорайона, в котором ты живешь, используя наречные предлоги: возле, около, позади, рядом (см. таблицу).

Подготовить связный ответ на вопрос: Как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи.

(Дом. задание дифференцированное).

X. Проверочный тест на 3 варианта (варианты состоят из заданий различного уровня сложности).

Тестовые задания

В-1

Укажите производные предлоги:

а) в, на, над, от, под, с;

б) благодаря, согласно, вдоль, навстречу.

Какой частью речи является выделенное слово?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных бревен. (А.Ахматова)

А. Вдоль - наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства.

Б. Вдоль - предлог, производный от наречия, так как употреблен с существительным бревен, потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

В-2

Назовите словосочетания с производными предлогами:

а) жить при станции;

б) благодаря обильным дождям;

в) растет вдоль забора;

г) прыгать через лужи;

д) идут впереди отряда.

2. Укажите предложения, в которых выделенные слово - предлог:

А. Стадо потянулось мимо дома.

Б. Не проходите мимо.

В. Поперек дороги уложили бревна.

Г. Впереди шли самые стойкие.

В-3

Укажите группу непроизводных предлогов:

а) благодаря, до, за, перед, вокруг;

б) согласно, через, навстречу, до, у, путем;

в) через, перед, без, для, над;

г) с, у, об, вдоль, при.

В каких предложениях есть наречные прелоги:

А. Кто-то вторично пробежал мимо меня.

Б. Он проехал мимо, не заметив нас.

В. Он проголосовал против.

Г. Она села против меня тихо и безмолвно.

Укажите предложения, в которых выделенное слово - предлог:

А. Мы бежали (на)встречу брызгам волн.

Б. Они отправились (на)встречу с актером.

В. Машина ехала (на)встречу.

Приложение.