Классный час "Это от мамочки"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  1. Привлечь внимание учащихся к роли семьи в формировании и становлении личности.
  2. Формирование нравственных ценностей учеников.

Учитель : Имя Ивана Сергеевича Ярыгина широко вошло в жизнь каждого сизинца и жизнь многих россиян. Мы говорим о его спортивных достижениях , потрясающих человеческих качествах: доброте, ответственности, любви ко всем людям, которые когда- либо окружали его. Но сегодня на классном часе мы будем говорить о том, кто стоял за подвигами не только спортивными, но и человеческими – родителях этого замечательного человека. Будущее человека закладывается в его прошлом. Иногда будущее определяет случайная встреча, событие, но чаще всего формируют личность родители, деды, которые являются примером для подражания, “прививают” отношение к жизни, жизненные принципы. Давайте попробуем увидеть , что же в семье Ярыгиных было главным, что проросло из детства и позволило появиться такому неординарному спортивному таланту.

Выступление 1-ого учащегося.

“Ярыга” произошло от “яр”, “крут”. Здесь слово “ярый” имеет значение “огненный”, “пылкий”, “крепкий”, “сильный”, “резкий”, “неудержимый”. В самой фамилии заложена мощь, непобедимость. Какими были родители русского богатыря Ивана Сергеевича Ярыгина, какие ценности были заложены ими в своих детей?

Выступление 2-го учащегося.

Сергей Николаевич Ярыгин был в самом прямом значении слова человек “огненный”- кузнец. По воспоминаниям односельчан, тяжеленный молот в руках этого человека смотрелся игрушкой. Он был невысокого роста, но кряжистый, весом в сто килограммов.

Подготовленный ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Отчарь”, 1-я часть.

Тучи - как озёра,
Месяц - рыжий гусь.
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.
Дрогнул лес зелёный,
Закипел родник.
Здравствуй, обновлённый
Отчарь мой, мужик!
Голубые воды-
Твой покой и свет,
Гибельной свободы
В этом мире нет.
Пой, зови и требуй
Скрытые брега;
Не сорвётся с неба
Звёздная - дуга!
Не обронит вечер
Красного ведра;
Могутные плечи-
Что гранит-гора.

Выступление 1-го учащегося: Уже взрослым парнем подался на заработки в Горную Шорию , в старательную артель. Там он встретил Дуню, дочь богатого мужика, крепкого, из тех, кого позже окрестили кулаками. Шестнадцатилетняя Дуня не была ровней пришлому Сергею Ярыгина ни по богатству, ни по годам. Но жила девушка не с матерью родной, а с мачехой, и отец счёл за благо отдать её замуж хоть за кого.

Сергей Николаевич жаждал самостоятельности. Никакого другого пути к ней, кроме упорной работы, он не знал и знать не хотел. Вскоре после рождения шестого по счёту ребёнка в семье -Ивана, хорошего кузнеца поманили большими заработками геологи. Семья перебралась в Туву, в село Усть- Уюг.

Но не случайно он носил фамилию Ярыгин. Был он не только работящ, но и, как сказано, “неудержим”. Не сиделось ему на одном месте. Когда началось строительство самой большой ГЭС – Саяно- Шушенской, Сергей Николаевич заговорил о новом переезде. Съездил в Шушенское и решительно скомандовал собираться.

Подготовленный ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Отчарь”, часть 3-я.

О чудотворец!
Широконосый и красноротый,
Принявший в корузлые руки
Младенца нежного,-
Укачай мою душу
На пальцах ног своих!
Я сын твой,
Выросший, как ветла
При дороге,
Научился смотреть в тебя,
Как в озеро.
Ты несказанен и мудр.
По сединам твоим
Узнаю, что был снег
На полях
И поёмах.
По глазам голубым
Славлю
Красное
Лето.

Выступление 2-го ведущего. Что же привлекло его? Енисей, который запросто одаривает каждого желающего вкуснейшей рыбой. Тайга, которая готова поделиться кедровым орехом, ягодой, грибами.

К тем чистым дарам рек и тайги, которые привлекли Сергея Николаевича, добавлялись плоды семейных трудов: огород, сад. Сады в Сизой на зависть всем. Здесь великолепно плодоносят и виноград, и абрикосы, и персики.

Всё это хозяйство: огород , сад, коровы, свиньи, куры требовало неустанных трудов. Все десять детей работали в полную меру сил на покосе, на огороде, на реке и в тайге не за страх, а за совесть, всякое отклонение от которой сурово наказывалось родителями. Иван же охотно помогал отцу в кузнеце, прибавляя к природному здоровью то, что даёт физический труд.

Как сам Иван Сергеевич впоследствии определил, жили они в нравственно экологической среде.

Стихотворение Сергея Есенина “Октоих” читает подготовленный ученик.

О родина, счастливый
И неисходный час!
Нет лучше, нет красивей
Твоих коровьих глаз.
Тебе, твоим туманам
И овцам на полях,
Несу , как сноп овсяный,
Я солнце на руках.
Святись преполовеньем
И рождеством святись,
Чтоб жаждущие бденья
Извечьем напились.
Плечьми трясём мы небо,
Руками зыбим мрак
И в тощий колос хлеба
Вдыхаем звёздный злак.
О Русь, о степь и ветры,
И ты , мой отчий дом!
На золотой повети
Гнездится вещий гром.
Овсом мы кормим бурю,
Молитвой поим дол,
И пашню голубую
Нам пашет разум-вол.
И ни единый камень,
Через пращу и лук,
Не подобьёт над нами
Подъятье Божьих рук.

Выступление 1-го ведущего: Сергей Николаевич стремился сделать жизнь вокруг себя красивей, богаче, интересней. Мальчишки в Сизой тогда были одержимы спортом. Играли в футбол, хоккей. Иван Сергеевич был самым заметным, однако это не мешало Сергею Николаевичу крикнуть из-за линии поля:

-Иван, а воду кто принесёт? И дрова до сих пор не нарублены…

Существует внутренняя связь между силой и добротой. Связь эта противоречива. В Сизой существовала традиция кулачного боя с ребятами в деревне напротив. Порой к мальчишкам присоединялись взрослые мужчины. Сергей Николаевич не оставался в стороне. Он никому не уступал в силе. Дрались по вековым правилам: не бить лежачего и того, у кого пошла кровь.

Не злой и не жестокий Сергей Николаевич относился к этим боям как к чему-то спортивному. Успехи в спорте сына Ивана всегда одобрял и поддерживал.

Выступление 2-го ведущего: Когда тренер В.Чарков отыскал отправившегося на заработки в глубокую тайгу Ивана, это произвело глубокое впечатление на отца .

- Ладно, поезжай,- сказал он сыну.- Раз такое дело, без тебя управлюсь… - Улыбнулся скупо:- Может, ты и взаправду чемпионом станешь? Ты же - Ярыгин…

Это было отцовское благословение на свершение выдающихся спортивных достижений.

Подготовленный ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Не вернусь я в отчий дом…”

Не вернусь я в отчий дом,
Вечно странствующий странник.
Об ушедшем над прудом
Пусть тоскует конопляник.
Пусть неровные луга
Обо мне поют крапивой,-
Брызжет полночью дуга,
Колокольчик говорливый.
Высоко стоит луна,
Даже шапки не докинуть,
Песне тайна не дана,
Где ей жить и где погибнуть.
Ворочусь я в отчий дом-
Жил и не жил бедный странник…
В синий вечер над прудом
Прослезится конопляник.

Выступление2-го ведущего: Мама- Евдокия Павловна, всю жизнь работала. В семье было 10 детей. Их нужно было накормить, одеть, обуть. Всё, что хрюкало, мычало, кудахтало , было в “стайках” , как в Сибири называют помещение для домашнего скота. Парное молоко, сметана, масло- всё было своё и, несмотря на обилие ртов, в достатке. Две, то и три коровы, которых держала Евдокия Павловна , давали столько молочной “продукции”, что её в пору было обращать по формуле “товар- деньги”. Но продавать еду она считала грехом. Дарить, угощать - да. Продавать ни в коем случае!

Подготовленный ученик читает стихотворение “Матери” Николая Старшинова.

Никаких гимназий не кончала,
Бога ты в душе своей держала.
Лишь детей рожала да качала,
Но жила, одну мечту тая:
Вырастут - и в этой жизни серой
Будут мерить самой строгой мерой,
Будут верить самой светлой верой
Дочери твои и сыновья.
Чтобы каждый был из нас умытым,
Сытым,
С головы до ног обшитым,
Ты всю жизнь склонялась над корытом,
Над машинкой швейной и плитой.
Всех ты удивляла добротою,
Самой ослепительной мечтою…
Нет святых.
Но ты была святой!

Выступление 1-го ведущего: Занятия борьбой сыном Иваном не одобряла, говорила: “Ты бы Ваня, не забывал, что есть на свете люди и посильней тебя, так что больно не гордись…” А в случае поражения вздыхала: “Как же тебя там ломали , Ваня… Бросил бы ты эту борьбу, пока цел…”

Только однажды удалось выманить её на соревнования. Иван быстро одержал победу. Когда подошел к ней, она заплакала.

-Ты что- вот я, цел- невредим…

-А он? Ему-то каково?

Оказывается, ей было жаль их, “поломанных” её сыном.

Все свои 76 лет она вела очень правильную жизнь - не пила не курила, была глубоко верующим человеком, соблюдала пост. Никогда не жаловалась на здоровье, поэтому и прозевали тяжёлую неизлечимую болезнь. До последнего дня сама хозяйничала по дому, не позволяла болезни “взять верх” над собой.

Подготовленный ученик читает стихотворение Александра Решетова “Отца и мать не выбирают…”

Отца и мать не выбирают-
Какие есть, таким и быть.
Не знаю, кто родному краю
Обиду смеет предъявить,
Что в мире есть поживописней,
Поинтереснее края…
За всё, что радовало в жизни,
Что полюбил на свете я,
Тебе несу по праву сына
Тепло невыдуманных слов.
Здесь, крыши прислонив к деревьям,
Встречает новый день моя
Простая русская деревня
У безымянного ручья;
Ей много лет,
И было много
В полях - труда,
В веках - невзгод…
У хлебных скирд, у льнищ дорога
Меня к великой - к ней ведёт.

Выступление 2-го ведущего: В память о замечательной Женщине в Сизой построена белокаменная церковь святой Евдокии. Построена она была благодарным сыном Иваном.

Учитель: Почему же наш классный час называется “Это от мамочки”. Потому что Иван Сергеевич Ярыгин утверждал , что всё, что было в нём хорошего , всё было заложено в первую очередь в семье. Самые лучшие человеческие качества были заложены самыми родными и близкими людьми- родителями.

Хотелось бы услышать ваше мнение, ребята, какие качества воспитывались в детях в семье Ярыгиных?

-В первую очередь трудолюбие. С любой работой справлялись без особого труда и делали это не из страха перед наказанием, а за совесть, стыдно было не сделать что-то. Почему? Потому что в семье к труду относились с большим уважением. Перед глазами был наглядный пример – родители, которые всегда работали.

-А я думаю, что в семье воспитывалось чувство ответственности за тех, кто рядом . Ведь, если ты не выполнил что-то, то подвёл тех, кто живёт рядом с тобой.

-Отец Сергей Николаевич был целеустремлённым, сильным, способным принять нестандартные решения. На это способна только по-настоящему сильная личность.

Учитель: Как вы думаете, отношения в семье влияют на будущее человека?

(Обсуждение, высказывание собственных мнений).

Учитель: Давайте попробуем определить, какие черты характера возможно сформировать в семье и какая семья должна быть?

(Обсуждение, высказывание собственных мнений).

 Использованная литература:

  1. В разработке классного часа использован материал из воспоминаний Ивана Сергеевича Ярыгина.
  2. Стихотворения из книги “Стихотворения. Поэмы” Сергея Есенина. Москва. Издательство “Правда” 1984 год.
  3. Стихотворения из книги “Лирика 50-х годов”. Издательство” Кыргызстан”, Фрунзе-1978 г.

Примечание: Во время чтения стихотворений можно использовать музыкальный фон.