Цели урока: Познакомить с понятием “3 склонения имен существительных”, научить детей определять склонение.
Задачи урока: С помощью исследовательской работы, открыть вместе с детьми группы склонений имен существительных, определить, какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению; показать ребятам, для чего нужно научиться правильно определять склонение; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, подвести их к раскрытию новых тайн русского языка.
Развивать у учащихся орфографическую зоркость; умение самостоятельно искать правильное решение, применять полученные знания на практике; развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание, речь.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок-исследование; урок изучения нового материала.
Оборудование урока:
- Учебник “Русский язык” 4 класс, 2 часть. (Т. Г. Рамзаева)
- Ноутбук, мультимедийный проектор, экран
- Презентация к уроку.
Конспект урока.
1. Орг. момент.
Сегодня на уроке мы будем решать новые орфографические задачи, вы снова побываете в роли исследователей русского языка.
2. Словарная работа. Постановка проблемы.
Начнем урок со словарной работы. Перед вами словосочетания со словарными словами, в которых вы должны решить орфографическую задачу. Какую? (Приложение. Слайд 2)
Ехали на автобус. , сидел в комнат. , компот из земляник. , говорил с учител.м, в летнем лагер. . И или Е?
Дети: Надо правильно написать окончание существительных. Выбрать букву И или Е.
Эти буквы стоят в сильной или слабой позиции?
Дети : В окончании безударные гласные. Их надо проверить, но мы не знаем как.
В каких частях слова встречаются безударные гласные и как мы решаем орфографические задачи по их написанию?
Дети : Безударные гласные могут быть в любой части слова. Если безударная гласная стоит в корне – надо изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Если безударная гласная стоит в приставке или суффиксе – надо вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс. А вот про окончание мы еще не знаем.
Поэтому, я предлагаю отложить это задание до конца урока, до тех пор, пока мы не сделаем для себя новые открытия по этой теме.
Перед нами проблема. (Слайд 3)
Как научиться правильно писать окончания имен существительных?
Мы обязательно найдем ответ на это вопрос. Эта тема очень обширная, все сразу охватить сложно, но сегодня мы откроем для себя дверцу к новым знаниям. \
А сейчас, давайте вспомним, что такое окончание.
Дети: Окончание – это изменяемая часть слова.
Изменение окончаний имен существительных по падежным вопросам называется … склонением.
3. Склонение имен существительных. Исследовательская работа.
Оказывается, что все имена существительные можно разделить на несколько групп склонений, в которых окончания пишутся одинаково. Давайте вместе с вами определим количество таких групп, узнаем какие слова к какой группе относятся и понаблюдаем за окончаниями. (Слайды 4-6)
Просклоняйте слова кот и лиса.
Определите род имен существительных.
Сравните окончания и сделайте вывод.
Дети : Слово кот (м.р.), а лиса (ж. р.). Окончания у этих слов при склонении оказались разными, кроме П. п. Значит, эти имена существительные находятся в разных группах.
Дети : Может быть надо взять существительные одного рода?
Давайте проверим вашу гипотезу. Перед вами 2 предложения. Сравните выделенные слова и сделайте вывод. (Слайды 7-8)
У Кати в тетрадке стоят одни пятерки.
У Кати в тетради стоят одни пятерки.
Дети : Выделенные слова женского рода, в П. п., но окончания у них разные, значит они тоже в разных группах. В начальной форме у этих существительных тоже разные окончания. Значит принадлежность к одному и тому же роду не является обязательным условием распределения по группам склонения.
Как же не ошибиться в написании окончаний имен существительных? Давайте просклоняем еще несколько слов и проследим за их окончаниями. Вот эти слова папа, окно, день, тень. (Дети выполняют самостоятельно, затем проверяют на экране)
(Слайды 9-13)
4. Физминутка. Гимнастика для глаз.
5. Выделение 3 типов склонения.
Мы просклоняли 6 имен существительных. На сколько групп можно разделить слова?
Как распределяться слова в этих группах? (Слайды 14-15)
Дети : По окончаниям имен существительных в косвенных падежах, их можно разделить на 3 группы: 1 гр. – лиса, папа, 2 гр. – кот, окно, день, 3 гр. – тень.
Вы правы, существует 3 склонения существительных. Проанализируйте слова: определите род имени существительного, назовите окончание в И. п. (Детям поочередно предъявляются группы слов, выделенные одним цветом. Ребята называют род, окончание в И. п. Данные заносят в таблицу). (Слайды 16-22)
6. Алгоритм решения орфографической задачи. Памятка.
Давайте попробуем сделать вывод о том, как определить склонение имени существительного.
Дети : Сначала надо определить род, посмотреть на окончание в И.п. ед. ч., а затем по роду и окончанию определить склонение.
Откройте учебник на с.31. Давайте прочитаем памятку и посмотрим, совпадают ли наши выводы с выводами в учебнике.
Мы сделали верные выводы.
7. Упражнение в определении склонения имени существительного.
Сейчас мы потренируемся определять склонение имен существительных. (Слайды 23-34) (На экране появляются слова. Дети комментируют по цепочке: называют род, окончание в начальной форме, склонение. Затем на экране появляется правильный ответ.)
Акула, ночь, дядя, море, бык, седло, мышь, ветвь, ветка, дедушка, гладь, лебедь.
8. Самостоятельная работа.
А сейчас самостоятельно выполните упр. 166 на с. 30. Запишите имена существительные в три столбика – по склонениям.
(После выполнения работы – проверка.)
9. Решение орфографической задачи, поставленной в начале урока.
Я предлагаю вернуться к началу нашего урока. И, хоть это и не является целью нашего сегодняшнего урока, попробовать решить эту орфографическую задачу. (Слайд 35)
Ехали на автобус. , сидел в комнат. , компот из земляник. , говорил с учител.м, в летнем лагер. . И или Е?
Помогут вам в этом слова, которые вы сегодня склоняли. А как?
Дети : Мы видели, что внутри каждой группы слов окончания в разных падежах были одинаковые. Они нам помогут. Надо определить склонение имен существительных, падеж, а затем посмотреть, какое окончание в этом склонении и падеже у слова, которое мы уже просклоняли. Так можно выбрать правильную букву. (Упражнение выполняем все вместе с комментированием)
10. Рефлексия.
Сегодня на уроке вы были в роли исследователей русского языка. Что удалось? Какие открытия сделали? Как они могут вам помочь в дальнейшем?
Оцените свою работу.
11. Домашнее задание.
С.31, упр.167 (упражняться в определении склонения имен существительных).