Урок экологии в 3-м классе "Лес и человек"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная: расширять и укреплять знания учащихся о лесе, формировать представление о связи человека и леса, об ответственном отношении человека к природе.

Развивающая: развивать навыки общения со сверстниками, активность, самостоятельность, творческое мышление, наблюдательность, память.

Воспитательная: воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе, любовь к своему краю.

Ход урока

I. Организация класса. Приветствие гостей.

II. Сообщение темы. Постановка целей урока.

Учитель: У меня на столе лежат 4 конверта. В них есть здания. Каждая группа получит по конверту.(Учитель раздает конверты).

– Посмотрите, что в них?

– Как вы думаете, что нужно сделать?

(В конвертах картинки деревьев. Учащиеся должны собрать картинки деревьев: береза, сосна, ель).

Справились с работой? А теперь сравните, так ли у вас получилось?

(Открывается доска, на ней схема карты Алтайского края, рисунки деревьев: березы, сосны, ели).

– Как называются эти деревья? Где их можно увидеть, встретить?

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

– А какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

– Запишите число и тему урока.

III. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о лесе. Мы будем говорить об использовании леса и его охране.

Роль леса в природе и жизни людей.

Читает ученик:

Я славлю лес.
Когда идешь усталый, запыленный,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Красу земли,
Зеленый лес!
Когда раздумий вещий час настанет,
С зеленым другом поделись мечтами,
И окрылит он все твои мечты.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес,
Зеленый лес!

Учитель:

– Как вы думаете, что дают нам деревья? Без чего мы не смогли бы прожить? (Ответы детей).

Каждый листок, каждая травинка – маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон.

В больших городах огромное количество фабрик и заводов, там большое значение имеют зеленые насаждения.

– Как вы думаете, почему в городах так важны зеленые насаждения? (Ответы детей).

– Что еще нам дает лес?

Лес дает нам ягоды, грибы, орехи. Лес – необходимая среда для них.

Многие растения, произрастающие в лесу, с давних пор используются в народной медицине. Плоды рябины (показ гербария) – лечебное средство, содержащее витамин С.

Сосна Алтайская – почки сосны применяют при заболеваниях дыхательных пут путей.

– Отгадайте загадку:

Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, подымится жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Знакомые с детства, родные ромашки…
Вот легкий поповник у нашей реки.
Как белые звезды, средь розовой кашки
В букете сияют его лепестки.
Он “любит” – “не любит” ответить нам может,
И глянет приветливо желтым глазком.
Вот эта ромашка знакома нам тоже –
Ее мы лекарственным другом зовем.

Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля (показать лекарственную ромашку).

– Ребята, посмотрите на доску.

– Что вы видите на доске? (карта Алтайского края).

– Как называется край где мы живем?

Леса Алтая… Широко раскинулся на карте нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные, сумрачнее ели, светлые, сосновые боры. Одним из замечательных богатств, которыми наделен наш край, является лес. Нет такого человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, жизнью дерева. Без дерева сегодняшняя жизнь немыслима. Однако, с каждым годом лес все больше нуждается в защите.

– А теперь, мы с вами поговорим о том, что может погубить лес.

– Как вы думаете, какая самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его? (Ответы детей)

Пожар.

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

– Огонь – страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

– Объясните, почему так говорят? “1 дерево – 1 млн. спичек, 1 спичка – млн. деревьев”. (Ответы детей).

IV. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

– Какие существуют способы охраны леса от пожаров?

– Какие существуют способы охраны леса от вырубок? (Высевание семян).

После пожаров, вырубок в лесу остается много пустынных, голых мест.

– Как искусственно можно возобновить лес? (Производят посадки и посевы леса).

– Что создает человек для охраны леса? (Заповедники, заказники).

Заповедник – это особо охраняемая территория, здесь запрещены все виды деятельности человека. Посещение заповедника возможно только по особому разрешению.

Заказники открыты для всех. Но здесь нельзя оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры, ездить на машинах и мотоциклах, гулять с собакой, кричать.

В настоящее время в Алтайском крае имеются 36 заказников и один заповедник – Тигирекский. Здесь находятся животные и растения, которые нуждаются в охране.

Красная книга.

– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растения, которые могут исчезнуть?

– Какие растения и животные Алтайского края занесены в Красную книгу?

V. Работа в группах.

– На столе у каждого из вас лежит листок с рассказом на экологическую тему “Поездка в лес”. Прочитайте внимательно рассказ, запишите, какие правила поведения в лесу нарушили дети?

“За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли про магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, – закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж”

С охапкой луговых и лесных цветов мы пришли к станции”.

Проверка работы групп. Обсуждение правил.

VI. Подведение итогов.

Звучит музыка.

– Закройте глаза и представьте, что вы в красивом лесу. Что вы слышите и видите вокруг? Что чувствует человек в лесу?

(На доске заполняется схема)

– Когда мы видим сломанную ветку, какие чувства у нас возникают? (Хочется помочь, значит лес – источник доброты).

– Вам нравятся походы в лес и отдых в лесу? (Значит лес – это здоровье).

– Приходя в лес мы хотим узнать о нем как можно больше, какие там живут животные и растут растения? (Значит лес – источник познания).

Вывод: Лес – наше богатство и его нужно беречь и охранять.

– Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам ее достичь? О чем вам еще хотелось бы узнать на следующем уроке?

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке (отмечают в тетрадях на полях)

! урок понравился

+ урок понравился, но…

– урок не понравился

VII. Домашнее задание (на листах)

По выбору:

  1. Написать памятку “Как вести себя в лесу”.
  2. Подготовить рассказ о растении из Красной книги Алтайского края.
  3. Нарисовать эмблему по охране леса.