Употребление в речи глаголов настоящего и прошедшего времени

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • учить заменять глаголы в прошедшем времени глаголами в настоящем времени;
  • познакомить с суффиксом -л- (у глаголов прошедшего времени);
  • развивать творческое мышление, орфографическую зоркость; повышать интерес учащихся к изучению русского языка.

Оборудование: проектор, экран, презентация учителя, задания для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

Приложение

У. Запишите число и чистописание. (У доски 2 ученика с индивидуальными заданиями)

Яя яя
ягя язя

У. Спишите предложение, обозначьте знакомые орфограммы.

Св.и утре(н, нн)ие песни зябл.к п.ет только в ясные, х.лодные дни.

У. Найдите глагол, определите время глагола.

– “Глаголы изменяются по временам …” – продолжите правило.

Д. …по числам и в прошедшем времени по родам.

Проверка выполненных работ у доски.

Задание 1: Запиши глаголы в нужный столбик: прошедшее время, настоящее время, будущее время.

Говорит, нарисует, погрузит, зазвонил, кричит, растаял, будет писать, читает, спасал, прочитал, бросает.

прош. вр.
Спасал,
растаял,
прочитал,
зазвонил.
наст. вр.
Бросает,
говорит,
читает,
кричит.
 буд вр.
Погрузит,
нарисует,
будет писать

У. Что общего вы заметили в составе всех глаголов прошедшего времени?

Д. Суффикс -л-.

Задание 2: Запиши слова в два столбика: совершенный вид, несовершенный вид.

Сварил, устал, катался, читал, свистел, набегался, отвечал, проспал.

У. На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида?

Д. Что сделал?

У. На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида?

Д. Что делал?

У. Что общего у всех глаголов?

Д. Время: прошедшее, суффикс -л-.

3. Постановка проблемы.

У. Прочитайте предложения, найдите глаголы. Определите время глаголов.

Незнайка выглядывает из корзинки и видит внизу облака, которые закрывают землю. В этом доме живет известный доктор Пилюлькин, который лечит коротышек от всех болезней. Знайка подходит к шару и развязывает веревочку, которая туго стягивает резиновую трубку.

Д. Глаголы стоят в настоящем времени.

У. На какие вопросы они отвечают?

Д. Что делает? Что делают?

У. Кто написал истории про Незнайку и его друзей?

Д. Николай Носов.

У. В этих предложениях – ошибка. Если вы правильно замените глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени, то у вас получатся предложения, которые написал Н.Носов. Подумайте.

Д. Незнайка выглянул из корзинки и увидел внизу облака, которые закрывали землю. В этом доме жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Знайка подошел к шару и развязал веревочку, которая туго стягивала резиновую трубку.

У. Запишите одно предложение, у глаголов прошедшего времени выделите суффикс -л-.

4. Физкультминутка.

Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

5. Закрепление изученного материала.

5.1. У. Найдите “лишний глагол”. – Как вы догадались?

1) встречает, празднует, отвечал, трещит; (пр.вр.)

2) поскрипывал, визжал, жужжит, пролетал; (наст.вр)

3) прочитает, оживет, удивил, засмеется; (пр.вр.)

4) рассказала, одевает, вытащила, уточнила. (наст.вр.)

У. Выпишите глаголы прошедшего времени, выделите суффикс -л-.

(Отвечал, поскрипывал, визжал, пролетал, удивил, рассказала, вытащила, уточнила.)

5.2. У. Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите глаголы, определите их время. В один столбик выпишите глаголы прошедшего времени, в другой – настоящего.

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит, (наст.вр.)
И мертвый в поле стебль колышет, (наст.вр.)
И елей ветви шевелит. (наст.вр.)

Еще природа не проснулась, (пр.вр.)
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она (пр.вр.)
И ей невольно улыбнулась(пр.вр.)
Ф.И.Тютчев

Проверка выполненной работы в парах.

6. Работа в группах.

У. Сейчас, ребята, у нас работа над глаголом будет проходить в группах. Вспомните правила работы в группе.

Д.
1) Общаться так, чтобы партнер тебя слышал, а другим детям твой голос не мешал.
2) Слушать товарища и слышать его.
3) Сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом.

У. Задания выполняйте очень внимательно.

1-я группа: Найдите глаголы, запишите их в прошедшем времени. Прочитайте получившийся текст.

Лягушка.

Жить-быть на свете лягушка. Она сидеть в болоте и ловить комаров и мошек. Однажды она сидеть на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждаться теплым мелким дождиком. Дождик моросить по ее лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздаться в воздухе. Это быть утки. Они спуститься в болото. Лягушка спрятаться.

2-я группа: Найдите глаголы, запишите их в настоящем времени. Прочитайте получившийся текст.

Зимой в лесу.

Наступать раннее зимнее утро. Мягко хрустеть под ногами снег. Цепочка следов виться по лесной опушке. По самому краю полянки пробегать зайка. Веселая стайка птиц пронестись над опушкой леса. Она разместиться на верхушке старого дерева. С его ветвей свалиться снежная шапка. Хорошо пахнуть в лесу смолой и хвоей.

3-я группа: Найдите глаголы, запишите их правильно. Прочитайте.

Остров на море лежать,
Град на острове стоять
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель расти перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там жить ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки петь
Да орешки все грызть,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стеречь…
А.С. Пушкин

6.1. Дети работают в группах.

6.2. Отчет групп у доски.

1-я группа: Найдите глаголы, запишите их в прошедшем времени. Прочитайте получившийся текст.

Лягушка.

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась теплым мелким дождиком. Дождик моросил по ее лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.

2-я группа: Найдите глаголы, запишите их в настоящем времени. Прочитайте получившийся текст.

Зимой в лесу.

Наступает раннее зимнее утро. Мягко хрустит под ногами снег. Цепочка следов вьется по лесной опушке. По самому краю полянки пробегает зайка. Веселая стайка птиц проносится над опушкой леса. Она размещается на верхушке старого дерева. С его ветвей сваливается снежная шапка. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.

3-я группа: Найдите глаголы, запишите их правильно. Прочитайте.

Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
А.С. Пушкин

У. Молодцы! Вы были внимательны и наблюдательны. Справились с таким сложным заданием.

7. Подведение итогов урока.

У. Что нового вы узнали о глаголе?

– Что общего вы заметили в составе всех глаголов прошедшего времени?

8. Домашнее задание.

У. Выпишите из детской книги пять предложений с глаголами в прошедшем времени, выделите суффикс -л-.

9. Рефлексия.

– Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Какие трудности у вас возникли на уроке?

– Как вы их преодолевали?

– С каким настроением вы заканчиваете урок?

– На этом наш урок закончен.

– Спасибо за работу на уроке.