Развитие творческих способностей через разнообразные формы работы с книгой

Разделы: Работа с дошкольниками


В наш век – в век телевидения и компьютера, говорить о любви к книге, к чтению, может быть, так актуально. Да, сейчас так много информационных и познавательных программ. И все-таки В.А. Сухомлинский, исследуя причины умственной отсталости детей, заметил, что если в младших классах дети мало уделяли внимания процессу чтения и обработки получаемой информации, то у них складывалась структура малодеятельного мозга. И только книга способствует формированию самостоятельной умственной деятельности детей.

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Как удержать в них это радостное увлечение книгой?

Не принуждать, не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к сотрудничеству, взаимопониманию.

Исходя из позиции становления ребенка как субъекта деятельности и общения, мы установили, что наши дети способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

По своему содержанию, мы считаем, художественно-речевая деятельность (работа с книгой), связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание сказок, рассказов, загадок, рифмованных строк…), а также образности и выразительности речи.

Творческое рассказывание как вид деятельности захватывает ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, появления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

На основе педагогического опыта Н.А. Ветлугиной мы отмечаем в формировании детского художественного творчества три этапа:

На первом этапе происходит накопление опыта. Экскурсии в библиотеку, по улицам города, в музей города; наблюдения за трудом взрослых (повара, прачки, помощника воспитателя, врача, дворника, экскаваторщика…); рассматривая картины, иллюстрации в книгах, журналах; чтение книг.

Так, перед описанием природы мы используем те знания, что получили на прогулке – наблюдения за сезонными явлениями природы.

Чтение книг познавательного характера обогащает детей новыми знаниями и дополняет представления, полученные в результате наблюдений.

Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения) привлекают своеобразным строением, формой, стилем и языком – (восприятие принимает эстетическую окраску).

На втором этапе активизируем словарь за счет слов определений, слов и выражений помогающих описывать увиденные предметы, явления природы, действующих героев.

Так, рассматривая зимний пейзаж на картине, мы определяем качество и состояние снега: белый как вата; голубоватый, розоватый под деревом; затем используем в рассказе “Это было зимой, выпал…”

На третьем этапе – творческое рассказывание – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный логически последовательный рассказ. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания “придумать”, т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но “придумал” (хотя в опыте других подобный факт мог быть)

Мы выделяем следующие виды творческих рассказов: рассказы реалистичного характера, сказки, описания природы.

Сочинялки по аналогии, особенно интересны детям (замена; изменение сюжета с сохранением героев).

Используя проектный метод, я представляла возможность каждому ребенку выбрать свой путь познания, творчества, найти свой способ реализации своих интересов и приложения своих умений.

Предлагаю перспективу работы по созданию рукотворной книги “Хибинская сказка”:

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
I

 

 

 

 

 

 


II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


III

Цель: Как помочь мальчику найти счастье?

Игровые упражнения:

  • “Подскажи словечко”
  • “Подзорная труба”
  • “Кто живет в кружочке?”
  • “Ищу друзей”

Задачи:

  • предложить отправиться в путь
  • избрать героев- друзей сказки
  • сделать аппликацию, лепку, рисунок.

1. Подводит к решению задач через осмысление действий героев сказки, получение новых сведений, впечатлений, ценностью опыта от наблюдений, решение проблемных ситуаций, экспериментирования, выполнение собственных действий. С этой целью использует:

  • игра “От каждого по словечку”
  • решение проблемной ситуации “Как бы ты поступил?”
  • обучение пантомиме
  • рассматривание разных иллюстраций, игрушек, минералов.

2. Обсуждают с детьми последовательность действий.

3. Организуют художественно-речевую деятельность детей с творческим преобразованием сюжета сказки.

4. Корректирует действия, дополняет, учитывает предложения детей.

Организует выставку рукотворных книг для детей младшей группы.

Входят в проблему.

Вживаются в игровые ситуации.

 

 

 

 


Принимают задачи.

Рассматривают. Обсуждают поступки героев. Отбирают значимые предметы ситуации. Выполняют действия. Обращаются за советом к взрослым. Проводят игры – эксперименты. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности. Активно высказываются. Обсуждают результаты деятельности. Составляют свои сказки.

 

 

 

 

 

 


 

Оформляют рукотворные книги, представляют, рассказывают, показывают. Ставят цель: поставить спектакль по мотивам авторской сказки.

Понимают проблему.

 

 

 

 

 


Принимают задачи.

Собирают информацию. Дополняют предметы, оборудование. По просьбе детей учувствуют в проекте на равных партнерских позициях.

 

 

 

 

 

 

 

 


Оказывают помощь в подготовке к презентации, в оформлении праздника, спектакля, являются слушателями, зрителями, принимают участие в спектакле.

Так решается одна из важнейших задач: формирование самостоятельности детей в художественно-речевой и театрально-игровой творческой деятельности, развивать их способности.

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Наши дети иногда общаются рифмованными предложениями. Например, на прогулке наблюдая за состоянием погоды, высказывают: “тучка, тучка убегай; солнышко, солнышко нам открой…”. О городе

“Город Апатиты,
Как же ты хорош
Летом и зимою
Осенью, весною…
Я люблю тебя
Город мой родной!”

Популярны, и повсеместно в детской среде бытуют, считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные, например: Детский сад “Улыбка” – а получилось:

“В детский сад “Улыбка”
С мамой я иду,
Улыбаюсь я ему
И улыбкою в ответ
Он приветствует нас всех!”

Развитие творческих способностей, возможно, достичь также через такую форму работы с книгой как: развлечения, праздники, зрелища, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.

Формы работы с книгой разнообразны:

– чтение известных потешек, стихов (с использованием наглядного материала, игрушек, предметов, картинок),

– пересказ знакомой “гостям” сказки,

– чтение новых стихов или потешек,

– настольный театр сказок,

– драматизация или кукольный театр (дети самостоятельно ведут концерт, представление, по желанию, перед зрителями – малышами, с чтением стихов,

– “Школа юного актера” – звукоподражание, мимические и пантомимические этюды, упражнения,

– использование художественно-речевых средств в продуктивных видах деятельности.

Дети остаются активными действующими лицами, где проявляются самостоятельность, индивидуальность, артистичность, творческая активность.

Мы сами, наш пример, нравственный аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. Несомненно, помощь вам окажет книга – художественная литература. Пути развития художественно – творческих способностей через ознакомление с художественной литературой многообразны, многогранны. Важно связывать художественные образы с повседневной жизнью детей, больше доверять эмоциональной, этической действительности художественного произведения.

Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения безграничны. Если в доме есть пусть небольшая, но библиотека, где у ребенка своя полка, а покупка новой книги – это праздник всей семьи, то почва подготовлена.

Наши родители верные союзники в литературном воспитании детей:

  • стало традицией на собрании знакомить с новинками литературы и приглашение библиографа из городской библиотеки;
  • наши родители вместе с детьми постоянные читатели детской городской библиотеки;
  • ежемесячная сменяемость информации в уголке книги для родителей;
  • индивидуальные консультации, беседы (как ребенок слушал на занятии; как использовать книгу для развития связной речи)
  • приглашаем родителей на театрализованные выступления, праздники, конкурсы, экскурсии.

Результаты нашей работы мы видим в воспитании интереса и любви к книге, стремлении к общению с ней, умении слушать и слышать, понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, чтобы он не только понимал, “что такое хорошо, что такое плохо”, но стремился быть добрым, отзывчивым и образованным гражданином.

Используемая литература:

  1. Бондаренко А.К. “Дидактические игры в детском саду”. Москва, 1985 г.
  2. Бородич А.М. “Методика развития речи”. Москва, 1981 г.
  3. Гербова В.В. “Приобщение детей к художественной литературе”. Москва, 2005 г.
  4. Дыбина О.В. “Ребенок и окружающий мир”. Москва, 2009 г.
  5. Успенская Л.П. “Учитесь правильно говорить”. Москва, 1992 г.