Середина 19 века в Европе насыщена яркими, бурными событиями. Общество динамично развивалось, народы отвоевывали свое право быть субъектами исторического процесса. Этому времени присущ особый возбужденный эмоциональный фон. Все слои общества жили надеждами, но чаяния у всех были разными, часто взаимоисклющающими.
Революционные события 1848 – 1849 гг. при всей своей очевидной серийности, типологичности протекали, тем не менее, своеобразно. Выделить общее и особенное в незавершенных революциях Европы, актуализировать понимание исторических закономерностей и специфику проявления этих событий у обучающихся – одна из задач обобщающего урока или блока урока в данной теме.
Одним из вариантов изучения конкретно-исторического комплекса причин-предпосылок-реализации европейских революций середины 19 века может быть эвристическая беседа, по результатам которой выстраивается обобщающая схема, просто и ясно представляющая историческую суть неординарных событий, воспетых поэтами как “весна народов”.
1. Обобщающий анализ начинается с вопросов, направленных на выявление самых общих системообразующих противоречий присущих европейским странам в середине “железного века”.
- Каково положение разных слоев населения?
- Насколько оформлены интересы различных групп общества?
- Какие идеи и программы получили распространение?
- Какое формировалось отношение к власти?
В результате этой части беседы подводим учащихся к пониманию контекстного круга причин и обстоятельств последующих революционных событий.
Рис. 1
Внешний круг причин европейских революций 1848–1849
гг.
2. Следующий этап работы связан с выявлением предпосылок европейских революций.
- С какими трудностями столкнулось население Европы, особенно неимущие слои, в 40-х гг. 19 века?
- Какова была позиция властей? Их отношение к реформам?
- Какие чувства переживали обездоленные европейцы?
- Как изменились поступки, поведение людей?
В процессе ответов на эти вопросы становятся понятными механизмы складывания, “сгущения” революционной ситуации. Наглядно это выражается во втором круге конкретных факторов европейских революций 1848–1849 гг.
Рис. 2
Внутренний круг предпосылок европейских революций 1848–1849 гг.
3. Показать и определить форму реализации революций, призваны завершающие беседу вопросы.
- Каков социальный состав участников революций?
- В какой форме протекали революции?
- Против чего были направлены?
- Какие лозунги были характерны в революциях?
В завершающем – третьем – круге отмечаем наиболее существенные черты европейских революций, закономерных и своеобразных.
Рис. 3
Ядро реализации европейских революций 1848–1849 гг.
Данный урок (или часть урока) можно сопроводить электронной презентацией – Приложение 1.