Внеклассное занятие "Кто нарисовал радугу"

Разделы: Начальная школа


Группа продленного дня в школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся 1 класса. Продленный день в школе оказывает действенную помощь семье и детям.

Моя главная задача – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта и уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

В режиме группы продленного дня первого класса существует особенность – отсутствует самоподготовка. Т.е. объем свободного времени значительно больше. Поэтому четко планирую и организовываю отдых детей.

Как правило, родители, отдающие детей в учебные заведения такого плана, слишком заняты на основном месте работы. Это не позволяет им уделять должное внимание мельчайшим особенностям развития ребенка. Поэтому большие надежды они возлагают на педагогов выбранного заведения.

За годы работы утвердилась в мысли: что основной формой, посредством которой можно успешно реализовать данные задачи является игровая деятельность учащихся, которая позволяет без нажима, давления включаться в нее каждому ребенку и раскрываться, как личность.

Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что ребенок, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.

Составляю циклограмму, которая помогает систематизировать работу, четко определить механизмы и принципы. Подбирая формы организации деятельности учащихся, стараюсь ориентироваться на интересы и желания детей. Особенно удачными считаю:

  • школа сказок
  • клуб “Почемучка”
  • “Карандашик”
  • спортчас

Руководство детским чтением – это одно из самых ценных занятий в группе продленного дня. И чтобы решить многообразие задач по развитию речи и мышления на этих занятиях включаю в месячный план следующее:

  • чтение
  • игры со звучащими словами
  • дидактические игры со звучащими словами
  • конкурс загадок, пословиц, поговорок
  • просмотр мультфильмов
  • викторины по произведениям
  • конкурс на лучшего исполнителя
  • инсценировки произведений
  • разгадывания кроссвордов
  • посещение библиотеки.

У каждого человека есть талант. Его только надо “откопать”. А для этого у каждого школьника надо выяснить не только интересы, наклонности, способности, но и таланты. Но чтобы развивать и углублять их, необходимо включать всех учащихся в воспитательную деятельность.

Первоклассник находится в школе в течение всего дня, у него могут возникнуть усталость, напряжение, перевозбуждение. Нервное напряжение, отрицательный эмоциональный фон, излишнюю тревожность и раздражительность у учащихся хорошо снимают подвижные коллективные игры.

Постоянно использую дидактические игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности. К таким играм относятся сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Эти игры на этапе обучения способствуют включению детей в учение. Для них создается ситуация, где выполняется роль ученика, они выполняют задания, приближенные к учебным.

Наблюдая за первоклассниками, отмечаю, что использование игры способствует изменению мотивов поведения, учит ребят в игровой ситуации находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретать важные качества необходимые им в жизни.

Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Работу с детьми в кружках проводят преподаватели, педагоги дополнительного образования, которые создают комфортные условия для интеллектуального, физического, эстетического развития детей, учитывая и развивая способности и интересы каждого ребенка.

Внеклассное занятия клуба “Почемучка” на тему

“КТО НАРИСОВАЛ РАДУГУ?”

Цели:

  • развитие мышления и пространственного воображения;
  • развитие умений наблюдать, сравнивать, делать вывод;
  • воспитание интереса к наблюдению за явлениями природы;
  • формирования представления о разложении солнечного света;
  • формирование навыков коллективного труда;
  • развитие познавательных способностей.

1. Орг. момент

- Начинаем очередное занятие клуба “почемучка”.

Каким бы вы хотели видеть наше занятие? Отчего это зависит?

- Я желаю, что бы это занятие прошло с пользой, и вы узнали для себя что-то новое.

2. Сообщение темы занятия

- А о чем пойдет разговор, вы узнаете, отгадав загадку:

Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная …

Как вы догадались, что это радуга?

- На занятии мы ответим на вопрос, почему на небе бывает радуга.

3. Основная часть

Что вам известно об этом явлении природы?

- Отшумел и ушел прочь летний дождь. Из-за туч выбралось солнце и тотчас на листьях тополей и кленов, лип и берез заискрились водяные капли, а через небосвод от края и до края перекинулась радуга.

Кто этот художник, что нарисовал на небе радугу?

Солнечный зайчик: - Нет, это моя работа! Я солнечный зайчик. Я только кажусь белым, на самом деле во мне смешалось много лучей разного цвета. Можете убедиться в этом сами. Для этого нужна мне призма, она умеет превращать белый луч в семицветный:

  • красный
  • оранжевый
  • желтый
  • зеленый
  • голубой
  • синий
  • фиолетовый

- А вы знаете, что такое призма?

- Призма похожа на обломок сосульки, только сосулька округлая, а у призмы три ровные грани - стороны, и она должна быть обязательно прозрачной, как стекло.

Опыт. С помощью этого прибора мы сможем увидеть, как преломляется солнечный свет и раскладывается на семь цвет, т.е. спектр. А у нас есть “волшебные” решетки, посмотрите через них на свет.

- Что вы там увидели?

Какие цвета?

Какой цвет самый яркий?

Радуга или спектр состоит из семи цветов, расположенных в определенном порядке,

  • красный
  • оранжевый
  • желтый
  • зеленый
  • голубой
  • синий
  • фиолетовый

Запомнили? Попробуйте рассказать.

А теперь закройте глаза, расскажите? Трудно? Этот порядок легко запомнить с помощью фразы: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. В этой фразе каждое слово начинается с буквы, которая указывает на цвет луча в радуге.

  1. попробуйте повторить фразу
  2. скажем хором
  3. закройте глаза и попробуйте рассказать себе
  4. один ребенок говорит
  5. друг другу

Физминутка

Солнечные зайчики

Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорее!
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал под потолок…

4. Практическая часть

- Радуга в природе часто состоит из двух спектров, расходящихся в разные стороны, поэтому красная сторона самая заметная (фсгзжоккожзгсф). Вы заметили, когда смотрели в решетки на свет.

Попробуйте вылепить модель природной радуги, помня фразу–помощницу и определенный порядок цветов.

- В природе бывает одна или две радуги, а у нас посмотрите какое чудо! Послушайте, как об этом сказал русский поэт Н.Рубцов (стихотворение читает солнечный лучик)

5. Итог.

- Так, кто этот художник, который нарисовал радугу на небе?

Значит, солнечному лучику надо пролететь сквозь призму, чтобы раскрасить радугу. Но ведь в небе нет призмы! Как же появляется радуга? Вы летом замечали, что радуга возникает только в той стороне, куда ушел дождь. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капля, как крохотная призма, а поскольку их много, то радуга получается в полнеба.

- Мы с вами рисовали летний день. На каком рисунке радуга нарисована правильно? Учтены все условия появления радуги? Докажите.

Если у вас появится желание, можно нарисовать другую радугу.

6. Рефлексия

Итак, почему появляется радуга?

Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно?

Кто узнал, что-то новое на этом занятии?

Если вам было интересно на занятии, вы остались довольны собой, прикрепите к дереву плоды - яблоки.

Если занятие считаете, что прошло хорошо, но можно лучше, и ничего нового оно вам не принесло – листочки.

А уж если совсем не понравилось и вы ничего нового не узнали, то – желтый, чахлый лист.

Спасибо вам за работу, а лучик за работу дарит вам игру, которая называется “Собери радугу”.